В Лицейском театре поставили лирическую комедию о кризисе среднего возраста.
Вязаные кашпо со «щучьими хвостами», советская пепельница из толстого стекла, видавший виды винтажный чемодан… Из чемоданов сделаны комод и журнальный столик – они словно напоминают о каком-то перемещении, непостоянстве. А зеленоватые стеклоблоки, из которых собрана квартира на сцене, делают ее похожей на аквариум.
Пьесу «Игра воображения» Эмиль БРАГИНСКИЙ написал в 1978 году. Но создатели спектакля (режиссер-постановщик Владислав ПУЗЫРНИКОВ, художник Алексей ОСИПОВ) не концентрируются сейчас на времени, и помимо возникающих изредка его примет, оно почти неощутимо. Рассказанная история, в общем-то, тривиальна и могла произойти когда угодно. Павла Антошина (Евгений ТОЧИЛОВ) бросила жена Рита (Наталья ВИТАШЕВСКАЯ). Пока тот был в командировке, она ушла к молодому любовнику – «деятелю на "Жигулях" цвета корриды» Лампасову (Евгений ТРУБКИН). Их встречу и внезапно вспыхнувшую страсть Рита Сергеевна описывает так, что невольно вспоминается булгаковское: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке». Вот только эта Маргарита уходит от мужа не к Мастеру, а к банальному ловеласу. «Последний приступ молодости», – иронично комментирует взрослая дочь Антошиных Женя (Евгения СУРОВАЯ).
Возрасту персонажей действительно придается большое значение. Он четко указывается, как в пьесе, так и в спектакле: Антошин перешагнул за сорок, его жене сорок ровно, Лампасову – тридцать четыре, подруге Риты Ларисе (Наталья МЕЛЬНИКОВА) чуть больше тридцати. И вот тут вечер перестает быть томным, точнее – история тривиальной. Ларису Рита приводит как замену себе, чтобы как-то «смягчить удар», а заодно быть уверенной, что бывший супруг передан в надежные руки. Это создает абсурдные и смешные ситуации. Спектакль вообще полон юмора, иронии, остроумных реплик, но в нем нередки и моменты, когда зал затихает.
На фоне эффектной Риты Лариса поначалу кажется серой мышкой, но постепенно раскрывается и ее красота, и тонкий внутренний мир, и женское достоинство. На сомнительную авантюру она соглашается в надежде, что у ее сына наконец-то будет отец, о котором мальчик постоянно спрашивает. Она и раскаивается в своем поступке, и вновь идет на сближение с Антошиным. А тот так трогателен и смешон сначала в своем негодовании, потом в смущении от прихода каких-то новых, забытых чувств (МЕЛЬНИКОВА и ТОЧИЛОВ работают тут в несколько неожиданных для них психологических характеристиках, но делают это весьма успешно). И Рите, которую несмотря на ее «молодое» счастье, постоянно тянет домой, похоже, уже некуда возвращаться.
Гораздо более рассудочнее взбалмошных старших выглядит в спектакле молодая пара: слегка эгоистичная, но по-своему заботящаяся об отце Женя и ее друг – сотрудник некоего института тишины Юра (Маис КЕРИМОВ). «Мы слишком быстро полюбили друг друга. Значит, так же быстро разлюбим», – без особого огорчения говорит она, просто выдает как аксиому. «Неизвестно, в любви нет логики», – спокойно парирует он.
Юра увлекается новомодной йогой и постоянно показывает Жене различные способы медитации. А однажды приносит пустой аквариум – для развития воображения. Отрешаясь от действительности и вглядываясь в него, можно увидеть что угодно. Постепенно в эту игру включаются все. Лишенным воображения оказывается лишь Лампасов: в очередной раз придя налаживать «цивилизованные отношения», он выливает в аквариум банку с живыми рыбками. Чтоб был заселен как положено.
У спектакля счастливый (хотя это спорно) и немного наивный финал. Наверняка в жизни подобная история закончилась бы совсем иначе, и это было бы логично. Впрочем, у любви нет логики, как нам уже сказали.
Фото © Владимир КАЗИОНОВ