Тогда из-за скандала с РПЦ директору театра пришлось распрощаться с работой.
Летом этого года экс-директор Омского академического театра драмы, бывший директор Новосибирского театра оперы и балета Борис МЕЗДРИЧ, уволенный из-за скандала вокруг постановки оперы «Тангейзер», был назначен директором московского театра «Практика», который позиционируется как «экспериментальный центр новой драмы». В наш город герой «кухонных посиделок» прилетел по случаю столетия легендарного театрального директора Мигдата Нуртдиновича ХАНЖАРОВА, возглавлявшего известный всей стране Академический драматический театр с 1962 по 1988 годы, – этот период вошел в историю как «золотой век» Омской драмы. На следующий день МЕЗДРИЧ завел откровенный, двух-с-лишним-часовой разговор с журналистами «Коммерческих вестей».
– Давайте вспомним о скандале с «Тангейзером». В подробности вдаваться не будем, это достаточно ясно освещала пресса. Простой вопрос. Вы не жалеете о том, что тогда отстаивали свою позицию? Если бы заранее знали об исходе ситуации, поступили бы так же?
– Я просчитывал все варианты. Скажу честно: иначе бы не поступил. Меня всю жизнь убеждали, что если есть серьезный профессиональный результат — а у «Тангейзера» он есть, то это стоит того. И это не мой субъективный взгляд. Экспертный совет «Золотой маски» посмотрел спектакль "живьем" почти в полном составе: 10 из 11 прилетали в Новосибирск. Во время моей работы театр получил 18 «Масок», но такого внимания на этапе отбора никогда не было. Когда председатель экспертного совета Екатерина БИРЮКОВА называла финалистов премии, собирая пресс-конференцию, она открыто признала, что «Тангейзер» был фаворитом обсуждения. Но к тому времени его уже снял с репертуара новый директор театра, и спектакль не мог участвовать в программе. Хотя, конечно, и этот вопрос можно было решить. Знаете, когда 15 минут после окончания спектакля длятся овации стоя... (А театральное ухо очень натренировано на температуру аплодисментов). Это что-то да значит! Думаю, это достойная постановка.
То, что вокруг этого устроили маскарад, – отдельная тема. Это технология министра Владимира МЕДИНСКОГО. Он прикрывается зонтиком в виде общественного совета, который специально собирается. Я сразу все понял, когда прилетел на него. В зале было темно от церковных одежд: это собралась вся московская патриархия. А уже было решение суда: состав правонарушения отсутствовал (хотя досудебное расследование велось по подозрению в уголовно наказуемом преступлении). Этим делом занимался убойный отдел! И я видел заявления в Следственный комитет – они были сделаны одной и той же рукой.
РПЦ инициировала поправки в закон об оскорблении чувств верующих. Но нет такого прибора, который бы замерил эти чувства! А чувства неверующих? Они не оскорблены? Этих людей был полный зал, который аплодировал стоя четыре спектакля подряд. Это не граждане? Из верующих только одна женщина была реальной – выпускница консерватории БУСИК-ТРОФИМУК, которая посмотрела только полтора действия, ушла со спектакля и написала письмо митрополиту Новосибисркому и Бердскому Тихону.
Дело «Тангейзера» оказалось очень показательным. Приверженцы радикального православия – иначе никак не могу назвать ребят, которые стояли у театра накануне третьего спектакля. В пикетах участвовали крепкие парни, которым деньги дай, и они полетят куда хотите.
– Так сейчас театру легче дышится?
– В Москве все по-другому. Там демонстрационный демократизм, пытаются соблюсти некий баланс. Иначе распределены силы влияния. Нет моновласти, которая есть в регионах в лице губернаторов. Но и то – громили выставку в Манеже, под двери МХАТа подложили свиную голову...
– Сейчас соблюдаете какие-то границы, чтобы история не повторилась?
– Я действовал и действую ровно в рамках существующего законодательства.
Полный текст читайте в свежем выпуске «КВ»
Фото © Максим КАРМАЕВ