Все рубрики
В Омске пятница, 5 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 76,9708    € 89,9011

Многоликая «Электроточка»: город в городе, мануфактура, матрешка

17 августа 2025 15:30
1
1515

Молодые архитекторы из шести городов России предложили омским предпринимателям и чиновникам схемы развития креативного кластера. 

В галерее «Бумага» в июле в рамках Всероссийской летней архитектурной школы «Будущие архитекторы 2025», второго этапа Архитектурной лаборатории Омского союза архитекторов состоялась защита проектов концепций квартала улица Потанина – проспект Карла Маркса – Бульварная – Театральная. Мероприятия, среди которых были лекции, мастер-классы, вебинары и проектные воркшопы от экспертов своей сферы, стартовали 7 июля, в День архитектора, который стал официальным праздником в России только в 2025 году.

30 участников – молодые люди и девушки из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска и Омска – разделились на 5 команд. В течение 6 дней они разрабатывали концепции для бывшей территории завода «Электроточприбор». Там планируется создание первого в Омске кластера креативных индустрий – «Электроточка».

«Коммерческие Вести» в номере от 14 мая 2025 года подробно рассказывали про проект: это 18 бывших корпусов завода на 6,1 га с площадками более 100 тыс. квадратов, которые почти все уже проданы или сданы в аренду. На них расположен сам завод «Электроточприбор», Центральная клиническая больница, много точек общепита, несколько швейных производств («ПростоШапка», BonKombinezon, Pellecon, Formablack), студии балета, растяжки и танцев, школа портрета Мовляна, IT-разработчики, фотостудии, маркетинговые агентства. Всего около 300 компаний, площади которых принадлежат 30–40 владельцам. Загвоздка в том, что если земля под зданиями в частной собственности, то внутридворовые проезды (а их 17500 кв.м) муниципальные и находятся в плохом состоянии – отремонтировать их за свой счет и оформить пешеходные переходы предприниматели не имеют права. Поэтому «Электроточка» призвана развиваться как симбиоз частной инициативы и отклика городской, региональной власти.

Город в городе

Первая команда уточнила, что территория бывших корпусов «Электроточприбора» – сам завод сейчас занимает шестую часть площадки – относится к общественно-деловой зоне, с зонами специального назначения и жилой. При разработке концепции квартала участники отталкивались от аналогичных объектов в России – «Октава» в Туле, «Флакон» в Москве и «Арт-квадрат» в Уфе. На первых этажах зданий молодые архитекторы организовали сквозные проходы, чтобы сделать территорию более проницаемой:

– Проблемой является неорганизованность структуры собственников объектов кластера. Их достаточно большое количество, они не могут договориться, как развивать территорию. Помимо конфликта предпринимателей, налицо недостаток благоустройства, вернее, его полное отсутствие, маргинализация территории, отсутствие единого визуального контекста, маркеров и дизайн-кодов. Это вообще достаточно большая проблема для Омска.

Девушки вписали в территорию три площадки разного масштаба для проведения мероприятий. Предложили разработать дизайн-код, чтобы снизить визуальный шум:

– Также мы хотим применить принцип добрососедства. Например, в «Бруснике» в Тюмени люди могут прийти, рассказать о себе, представить свои услуги. За счет кооперации могут создаваться новые продукты.

«Электроточку» первая команда увидела как город в городе. На первых и вторых этажах развивается бизнес, выше расположены коворкинги и лофт-офисы для айтишников и стартаперов, фаблабы, мастерские и лаборатории, в центре – главная площадь. На событийные площадки выходят смотровые террасы, служащие фотозонами. Предусмотрены детская и спортивная площадки, малые архитектурные формы. Вместо гаражей предлагается организовать парковку. В концепции также упоминались детский технопарк с курсами по робототехнике и программированию, фуд-маркет с локальными производителями и фудтраками, винтажный маркет и дизайн-шопы с ручной работой и ретро-электроникой, «Музей электроники СССР».

В «городе» проводятся фестивали, экскурсии, акустические концерты и другие творческие мероприятия. Самому «Электроточприбору» молодые архитекторы предложили производить не только световые элементы, но и предметы для благоустройства в целом, а также создать музей с открытой площадкой, куда смогут приезжать художники со всей страны.

В плане дизайна девушки вынесли на первый план неиспользуемое заводом имущество, чтобы подчеркнуть индустриальность кластера, – например, градирни. Теплотрасса не прячется, а становится визуальным маркером. Маркеры повторяются каждые 30–35 метров. Акцентным цветом выбран рыжий – цвет ржавчины. Отделка суровая: бетон, стекло, кирпич, металлическая сетка. Озеленение вертикальное или в больших тарах: кашпо для высадки деревьев недостаточно – мешают провода.

Начальник отдела архитектуры и дизайна «Трест КПД», соавтор упомянутого уфимского проекта «Арт-Квадрат» Павел ПОНОМАРЕВ обратил внимание авторов на необходимость связать кластер с Иртышской набережной – все-таки место призвано привлекать туристов:

– Мне понравилось, как вы все преобразовали, создали площадь, открыли уровень вторых этажей, поставили визуальные маркеры, видные с дороги и позволяющие людям ориентироваться внутри сложного пространства.

Председатель Омского регионального отделения Общероссийской творческой профессиональной общественной организации «Союз архитекторов России» Андрей СЕДАЧЕВ высоко оценил то, что автомобили оказались «выселены» за пространство квартала. Но легко поиронизировал над смелостью молодых архитекторов: демонтировав объекты, не вписывающие в концепцию кластера, что они готовы предложить собственникам взамен?

В итоге команда №1 победила в номинации «Лучшее техническое решение» и получила особый приз от стейкхолдеров территории. Жюри отметило композицию пространства, планировочное решение территории, яркие визуальные акценты в виде градирен, решения по озеленению территории, объемное решение с созданием амфитеатра, событийных площадей и использование элементов существующих инженерных коммуникаций для навигации.

Дух производства

Вторая команда сочла «Электроточку» «производственно-культурным кластером с рекреационной функцией». Они предложили не просто витализировать территорию, а «вернуть дух производства»:

– Здесь очень много труб, которые, как нити, пронизывают территорию, и нам показалось очень интересным отразить это в дизайн-кодах. Кластер создает своего рода закрытый участок, который будет предназначен для общественного пользования. Внутри – Бродвей для модных показов, событийных мероприятий. В зимнее время эта территория может функционировать как каток или выставка. Мы демонтируем гаражные постройки, очищаем и делаем дополнительные проходы на территорию, создаем эксплуатируемые кровли, которые между собой соединены переходами.

Зонирование функциональное: в главном блоке, образовательном, по замыслу молодых архитекторов, могут находиться колледжи дизайна. На первых этажах зданий – магазины, рестораны, кафе. На вторых – мастерские ремесленников. То есть на втором этаже мастера творят, а на первом продают плоды своих трудов. При «Электроточприборе» – музей. Предложено и воссоздать сквер, в котором раньше отдыхали сотрудники завода, и разместить там сцену для проведения летних мероприятий.

Визуальными доминантами стали ярко-синий цвет и граффити. В теме нитей-труб были выполнены переходы, уличная мебель, арт-объекты. Собственно, ее продолжали и сами ныне не эксплуатируемые инженерные коммуникации.

Жюри отметило цельный образ концепции, проработку дизайн-кода и мафов, интересное мощение и озеленение территории. Андрей СЕДАЧЕВ предложил сделать Бродвей более яркой фишкой этого проекта:

– Когда внутри высокого периметра существует маленький периметр с параллельным, сквозным проходом, который, как шашлык, формирует две площади – это очень прикольно. У нас ведь есть аналог – Камергерский переулок. На Бродвее тоже могут быть показы, музыка, рестораны, веселье.

Павел ПОНОМАРЕВ предложил усилить в проекте ставку на кластер как центр фэшн-индустрии, раз уж взялись за швейную тематику. Пожурил эксперт молодых архитекторов и за внутреннюю логистику: производственные площадки оказались на местах с самой высокой арендой, куда логичнее, на взгляд ПОНОМАРЕВА, поместить как раз рестораны – им, наоборот, только выгодна публичность, возможность работать как на гостей кластера, так и на посетителей извне.

Электроtouchка

Участники третьей команды предложили задать новый вектор развития пространства, основными принципами которого станут тактильность, многофункциональность, камерность, отсутствие агрессивного маркетинга, естественный процесс сохранения и увеличения пользователей места:

– Мы отталкивались от небольшого каламбура: слова touch в «Электроточке». Это прикосновение, осязание, ощущение. Ручной труд, мануфактура, созидание. Люди создают материальный продукт своей деятельности. И индивидуальность: каждый человек имеет собственное восприятие, и ты никогда не узнаешь, как то или иное чувство ощущается другим человеком. Это главный посыл нашего проекта.

Девушки задали три сценария действия пространства: утренний (завтрак для не успевших поесть студентов, пробежки и зарядка, творческие занятия для детей, старт трудового дня заводчан и офисных менеджеров), дневной (образовательные и деловые ивенты, культурные мероприятия, бизнес-ланчи), вечерний (вечеринки, концерты, квесты).

Внешний контур «Электроточки» отдан под коммерческие функции: офисы, точки питания и торговли. Территория завода, Центральной клинической больницы, образовательного учреждения «Синергия» остаются неизменны. Сердцем же проекта становится креативный кластер:

– Место, где каждый может создать свой продукт, получить признание, прикоснуться к искусству, погрузиться в него.

В качестве материалов выбраны перфорированный металл, кирпич, профлист. Большая часть территории пешеходная, оставлен только один проезд. Помимо двух входов в кластер точками притяжения выступают две площадки для проведения мероприятий. Продумано озеленение, благоустройство, контрастность цветов и тактильность – интерактивные панно, освещение и прочие объекты, которые можно и нужно трогать. С бизнесом девушки разобрались радикально: «демонтировали» пристройки автосалона и известной сети быстрого питания – они загораживают эстетику фасадов.

Это не могло не вызвать протест опытного жюри. Однако команда №3 победила в номинации «Лучшая презентация и защита». Эксперты похвалили сохранение индустриального настроения с более широким дизайн-кодом, всем понравились сценарные варианты наполнения кластера по времени суток. Обслуживание территории через структурированную логистику СЕДАЧЕВ назвал находкой.

ВОРОБЬЕВ немного покритиковал всеобщую зацикленность на индустриальности:

– Половину этих инженерных сетей вообще лучше снести к чертовой матери, а никак их не обыгрывать. В микрорайоне «Серебряный берег» не убрали теплотрассу – она и по земле «ходит», и по небу. Не очень уютно.

Электроматрешка

Композиционное решение участка, разработанное четвертой командой, свелось к идее матрешки, состоящей из внешнего, среднего и внутреннего слоев. Во внешнем контуре зданий предлагается размещение развлекательного, ресторанного бизнеса, производственных помещений, «Электроточприбора», ЦКБ. Средний слой – здания под аренду небольших производств – предназначен для удержания аудитории в кластере. Внутренний – сердце образовательно-творческого кластера, здания которого объединяются переходами по верхним этажам зданий, создавая не только многослойную, но и многоуровневую структуру. Участники команды предложили переориентировать главный вход в больницу на сторону Иртышской набережной для организации зоны рекреации и подъезда.

Жюри отметило хорошую плакатную графику оформления презентации, внимание к световому сценарию территории. ВОРОБЬЕВА, правда, смутили стеклянные переходы между зданиями. Бесспорно, это красиво, порассуждал главный архитектор Омска, но надзорные организации могут не одобрить такое решение по причинам безопасности.

Бизнес-эклектика

Пятая команда сочла кластер «точкой соприкосновения заводов, IT, образования и бизнеса». Его наполнением стал IT-центр (коворкинг и лектории, технопарк, кванториум, центр развития стартапов, центр повышения квалификации), креативный кластер (коммерция, креативные индустрии, выставочные пространства), кластер продукта (производства легкой промышленности, маркетинг), бутик-отель.

Попутно молодые архитекторы объяснили, что сейчас территория отрезана от города, плохо проницаема, так как в ней сложно проезжать. С другой стороны, именно это и делает ее уникальной. Девушки предусмотрели дополнительный въезд, подземный паркинг, который будет находиться под амфитеатром, создали систему двухуровневых пешеходных потоков:

– На первом этаже мы немножко схитрили и сделали небольшие структурные арт-объекты на производственную тематику. Они будут преграждать путь пешеходам, привлекать внимание и останавливать их, чтобы они осмотрели территорию, побывали на ней и узнали что-то новое. Также мы проработали систему второго уровня: у нас будут надстроены над этажами переходы, с которых будут открываться отличные смотровые площадки с видом на то, что происходит на нижних этажах. Там можно прогуляться и насладиться всей панорамой кластера.

Команда №5 победила в номинации «Лучшее концептуальное решение». Жюри похвалило идею развития существующих на проектируемой территории производств, IT-компаний в связке с дополнительным образованием, проработанность транспортной схемы, организацию парковок, создание амфитеатра и второго уровня террас, переходных мостиков между ними. СЕДАЧЕВ только удивился, что бутик-отель расположен на шумной магистрали. Впрочем, другие омские гостиницы тоже не могут похвастать тем, что принимают гостей в местах, располагающих к уединению.

Итог

Далее работы команд будут представлены на собрании собственников и основных арендаторов, после рассмотрения выбраны наиболее интересные и перспективные для реализации идеи – возможно совмещение концепций или более подробная проработка проекта. Также результаты презентуют администрации города и области для рассмотрения возможной поддержки и помощи в реализации развития креативного кластера «Электроточка».

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 23 июля 2025 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
киви 18 августа 2025 в 11:16:
Оценивать текст без иллюстраций — все равно что обедать по телевизору.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий

К понедельнику в Омскую область придут 30-градусные морозы

На выходных с морозной погодой столкнутся жители северной половины региона, а затем холодно станет и в южной половине, включая Омск

5 декабря 13:33
0
48

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.