Все рубрики
В Омске понедельник, 23 Июня
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 78,5016    € 90,1356

Елена ХАРЛАМОВА, «ПростоШапка»: «В Омске идея создать кластер креативных индустрий зародилась «снизу», а чем больше людей, тем, конечно, между ними больше противоречий»

25 мая 2025 18:00
0
1562

Хотя юридически кластера креативных индустрий не существует, объявления о продаже или аренде свободных площадей публикуют с пометкой, что они находятся в «Электроточке». И их стоимость за год заметно выросла.

В 2012 году у дизайнера, маркетолога и журналистки Елены ХАРЛАМОВОЙ официально родился бренд головных уборов и теплых аксессуаров «ПростоШапка» – в противовес модным тогда вычурным моделям. Уже в следующем году проект был профинансирован добровольными пожертвованиями, что стало дебютом омского бизнеса в области краудфандинга. С тех пор дело ХАРЛАМОВОЙ успешно набирает обороты, в 2020 году выйдя на необычный виток после запуска нового цеха: предпринимательница инициировала создание первого в Омске кластера креативных индустрий, объединяющего компании, занимающихся легкой промышленностью, IT-разработками, дополнительным образованием, кафе, мастерские. Формально кластера еще нет, но название ХАРЛАМОВА ему уже придумала – «Электроточка», поскольку творческое пространство базируется на бывших площадях завода «Электроточприбор» по адресу «проспект Карла Маркса, 18». О своих планах по развитию этого проекта и собственного швейного производства предпринимательница рассказала обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.

– Давай начнем с твоей покупки помещения под новый швейный цех «ПростоШапки» в бывшем корпусе «Электроточприбора» в 2020 году. Большая получилась площадка?

– После ремонта – 600 квадратов. До этого у меня было небольшое производство в 150 квадратов. Но площади были арендованные, и это сильно ограничивало масштабирование. Несколько раз сталкивалась с тем, что обнаруживала в объявлениях о продаже свои площади, хотя их собственник ни о чем меня не предупреждал. Конечно, я ужасно нервничала. С 2018-го начала искать новые помещения. Забавно, что я уже смотрела на площадку в «Электроточприборе», которую потом купила, но тогда продавался весь корпус целиком, я себе такое позволить не могла. В пандемию немало бизнесов закрылось, в том числе на территории завода, и мне помещение досталось в октябре 2020-го с существенной скидкой – даже обошлась собственными, не заемными средствами. В начале 2022 года перевезла туда цех. На самом деле я купила даже два помещения в «Электротоприборе»: в одном, которое на 600 квадратов, организовала производство, а над тем, что расположить во втором – на 200 квадратов, в том же корпусе, но с другим входом в здание, думала пару лет. Сейчас там заканчивается ремонт, в июне откроется галерея «Бумага».

– Почему «Бумага»?

– Я считаю, что все – любой проект, любая творческая деятельность – начинается с чистого листа. Само слово очень емкое, при этом яркое, хорошо отражающее смысл галерейного пространства. Я уже нарисовала логотип. Дело в том, что мы с мужем увлекаемся современным искусством, коллекционируем работы омских художников, дружим со многими мастерами, затеваем с ними совместные проекты. И мне всегда хотелось иметь собственное пространство для проведения творческих мероприятий – выставок, фотосъемок, мастер-классов, лекций, семинаров. То есть я буду использовать галерею для реализации собственных проектов и сдавать ее в аренду. В ближайшее время в «Бумаге» начнут проходить исследования перспектив развития «Электроточки» в рамках федерального проекта «Летняя архитектурная школа».

– Кроме мерча, экономически ты ничего не выжмешь из этой истории?

– Я еще, честно говоря, не продумала бизнес-модель и не совсем понимаю, как смогу зарабатывать на галерее кроме как сдавать ее в аренду или продавать билеты на выставки. Но так как это и не основной мой бизнес, переживать особо не буду. Для меня важнее продюсировать современное искусство, омских мастеров. Стены в моей квартире завешаны их картинами, они невероятно стильно вписываются в интерьер – это несколько работ Дениса РУСАКОВА, Антона КУПРИЯНОВА, Антона ГУДКОВА и других. Есть даже полотна легендарного Slava, у которого была персональная выставка в «Левой ноге», где я их и заприметила. Тарские художники выставляют свои работы по всей России: в Москве, Питере, Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге. Мне хочется, чтобы и другие ценители следовали нашему с мужем примеру и поддерживали местных мастеров.

– Вернемся к твоей производственной площадке. Она единственная сейчас?

– По большому счету, да, некоторые заказы отдаем на аутсорс – в Омске. Раньше мы работали с вязальным производством в Энгельсе, но уже год с ними не сотрудничаем, потому что купили собственное оборудование и теперь закрываем свои потребности самостоятельно. Наши мощности полностью загружены: в месяц выдаем 2500–3000 шапок, 150 футболок. Также производим снуды, шарфы, свитшоты, лонгсливы. Сейчас у нас есть розничный магазин, интернет-магазин, работаем с оптовиками по всей России, в том числе делаем поставки в Казахстан. До этого три года работал розничный магазин в Тюмени, но управлять им на расстоянии было тяжело, приняла решение его закрыть в 2022 году. С маркетплейсами не сотрудничаем, поскольку, как бы это парадоксально ни звучало, продаем не просто шапки, а все-таки продукцию, связанную с Омском, омской историей, омской культурой. С годами это устоялось в качестве нашего уникального торгового предложения. Без этой дополнительной ценности и особого дизайна выставлять свои товары на маркетплейсах смысла нет – аналогичные стоят в два раза дешевле. А уходить в массовое производство, лишь бы оказаться на маркетплейсе, тем более нет смысла – там совершенно другая маржа и необходимо тратить большую часть заработанного, оплачивая тому же маркетплейсу продвижение и рекламу.

– В 2022-м я отписывала пресс-конференцию об омских марках, на которой ты рассказывала о проблемах с сырьем. Узбекское в итоге пришлось тебе по душе вместо турецкого?

– В тот год действительно были перебои с поставками, но, к счастью, проблема разрешилась. Нет, с узбекским сырьем мы все-таки не стали работать. Хоть оно и стало лучше с годами, но все равно значительно уступает по качеству турецкому хлопку.

– Как вы пережили новую волну маркировки, которая затронула с 1 марта головные уборы?

– Мы уже маркировали футболки, поэтому история в целом для нас понятная. Единственное, пришлось заменить все кассовое оборудование, потому что с ним конфликтовало программное обеспечение. Выводили дополнительные кадры, чтобы перемаркировать весь товар на складе. С первого марта уже успешно работаем в системе. В отличие от многих мы не откладывали подготовку, а, наоборот, хотели маркировать товар даже раньше положенного срока, но это не позволяли сделать, опять же, программы. Честно говоря, мне не очень понятно, как будет контролироваться соблюдение всех требований, потому что я вижу массу объявлений о продаже марок, которые вообще-то уполномочен выдавать только «Честный знак».

– Ты не хочешь расширить ассортимент, переключиться на кэжуал, не связанный с омской айдентикой?

– Теоретически хочу запустить чисто одежный бренд, но это требует серьезных вложений в маркетинг. Я вижу, как на рынок сейчас выходят зумеры, и это меняет правила игры. Зумерам сложно что-то продать, они инертны. Если нас с тобой, миллениалов, легко зацепить почти любым триггером, начиная с ностальгии и заканчивая эзотерикой, то они не заморочены на потребительстве: им жалко тратить деньги на рестораны и клубы, они не готовы бороться за ресурсы, они воспринимают сервисы доставки как данность, а не как недавно возникшее благо. Они не относятся к шопингу как к отдыху, принятому в нашем поколении. Для зумеров это непонятная и неприятная трата времени, у них в ходу максимально простой и практичный стиль одежды, вторичное потребление, секонд-хенды, гаражные распродажи. Пока что с ними, как и со многими, еще работает айдентика локального патриотизма, соотносимость внутренней идентичности с внешними символами, одеждой, аксессуарами. В этом успех «ПростоШапки» у молодежи. Но что будет дальше, мне сложно предсказать. Мы буквально неделю назад устраивали с коллективом планерку, обсуждали стратегию на будущее. Честно скажу, ничего определенного пока не надумали. Однозначно, как и поколения зумеров и альфа, поддерживаю экологичный тренд, будем пробовать в него вписаться.

– У «ПростоШапки» какая-то необъятная коллекция шапок с географическим неймингом.

– Да, ты права, это перебор, в ближайшее время будем сокращать ассортимент. Но все модели отличаются, прошу заметить. Самые популярные коллекции – «Камчатка» и «Магеллан». Они стали брендом внутри бренда. Есть адепты «Камчатки», есть адепты «Магеллана», которые с порога спрашивают, есть ли что-то новенькое в их любимой коллекции. Продаем и шапки «Альпака» – этой модели 13 лет, и у нее до сих пор есть фанаты. Именно такие я вязала и продавала в декрете, с них и началась «ПростоШапка».

– Вижу, что очень активно развивается у тебя направление коллективных подарков: магниты, обложки, носки, открытки, конечно, шапки, шарфы, снуды, балаклавы.

– Запустили его в конце 2022-го. Запросы стали приходить сами. Можем ли мы отшить шапки с бирками компании? Можем, конечно! Так и повелось. Сотрудничали с «Газпромнефть ОНПЗ», ГК «Титан», огромную коллекцию выпустили для хоккейного клуба «Авангард», которая продавалась и у нас, и в их магазине. Был совместный проект с сервисом доставки «Самокат». В декабре 2024 года делали подарки для участников турнира по фигурному катанию, который прошел на открытом воздухе – на Байкале. Соревнования показывали по Первому каналу, фигуристы и команда была одеты в наши шапки. Продается мерч с вывеской «Радость», произведенный по заказу девелопера «Брусника». Готовим очень интересную коллекцию совместно с «Топлайном» про автопутешествия. Дизайн сувениров, как правило, разрабатываю сама, сотрудничаю с талантливым иллюстратором из Питера. Познакомились с ней почти случайно: она хотела заказать у нас носки по своему дизайну, но мы не беремся за маленькие партии. Я отказала, но отвечая на ее письмо, впечатлилась ее графической подписью. Зашла на ее страничку в социальной сети и увидела на одной из фотографий керамическую фигурку Егора Летова – оказалось, это подарок ее брату по ее же эскизу. Так мы стали сотрудничать: у «ПростоШапки» появилась коллекция носков с Летовым, с Федором Достоевским с рисунками этой девушки.

– Итак, вернемся к креативному кластеру. Ты перевезла швейный цех в «Электроточприбор» и придумала «Электроточку».

– Да, сколько себя помню, всегда увлекалась урбанистикой, городским благоустройством. Прониклась темой креативных кластеров, бывала в них во многих городах. И когда я зашла в питерский «Ленполиграфмаш», у меня случилось дежа вю: это же омский «Электроточприбор»! Очень похожие здания, подобная планировка. Только там кипела жизнь: федеральные проекты вроде «Точки кипения», частный бизнес, магазины, кафе. Я подумала, что территория «Электроточприбора» тоже может стать такой. Купила интенсив по ревитализации пространств в архитектурной школе «Марш» и в качестве домашнего проекта выбрала преобразование «Электроточки». Эта история меня так вдохновила, что сейчас я учусь на градостроителя в магистратуре СибАДИ и Института территориального планирования «Град».

– Что, собственно, сейчас есть на площадке?

– 18 корпусов на 6,1 га с площадками более 100 тыс. квадратов. Почти все уже проданы или сданы в аренду. На них непосредственно расположен сам завод «Электроточприбор», Центральная клиническая больница, много точек общепита, несколько швейных производств (BonKombinezon, Pellecon, Formablack), студии балета, растяжки и танцев, школа портрета Мовляна, IT-разработчики, фотостудии, маркетинговые агентства. Всего около 300 компаний, но площади принадлежат 30–40 владельцам. Проблема в том, что если земля под зданиями в частной собственности, то внутридворовые проезды (а их 17500 кв.м) муниципальные и находятся в плохом состоянии, отремонтировать их за свой счет мы не можем, оформить пешеходные переходы не имеем права. Да и единодушия между собственниками пока нет. В креативных кластерах чаще всего владелец зданий один, он сам решает, как использовать площади. В Омске идея создать кластер креативных индустрий зародилась «снизу», а чем больше людей, тем, конечно, между ними больше противоречий.

– А с чиновниками у вас есть контакт?

– Мы общались с заместителем председателя правительства Омской области Андреем ШПИЛЕНКО, он курирует в области промышленные кластеры. Андрей Викторович дал несколько рекомендаций, как можно объединить усилия, чтобы преобразить территорию. В этом году вышел закон о развитии креативных индустрий, и другие регионы уже активно «разбирают» креативные специализации. Омск вполне мог бы включиться в продвижение локальной легкой промышленности, современного искусства, дизайна моды – давай вспомним нашу кафедру дизайна костюма в политехе, «Сибирскую этнику», «Формулу моды». У нас сильные маркетологи, разработчики мобильных приложений, игр и сайтов – это тоже относится к креативным индустриям.

– На что влияет принятый закон?

– Первый шаг в его внедрении – создание независимой экспертной группы из предпринимателей, и год назад мы собрались с коллегами по моей инициативе. Туда входят учредитель рекламного агентства «Коперник» Антон ДЫМЧЕНКО, основательница бренда Staff Brothers Анна ДОЛГАНЕВА, экскурсовод и руководительница проекта «ОмскГид» Юлия ПЕТРОВА, руководитель Омской Арт-резиденции Валерий ЛУЩИКОВ, основатель Gems development Алексей ДУДАРЕВ и другие единомышленники. Но дальше этого шага мы не продвинулись. Креативные индустрии сейчас не в приоритете. Мы ни разу так и не встретились с коллегами из органов исполнительной власти, чтобы утвердить стоящие перед нами задачи и стратегию их достижения.

– Так что сейчас у вас на повестке дня кроме ожидания контакта с чиновниками?

– Мы прекрасно понимаем, что для эффективного управления кластером нужна управляющая компания. Тогда можно будет претендовать на льготы по имущественному налогу, что ощутимо для владельцев коммерческой недвижимости, развивающих на своих площадях креативный бизнес, заявляться на ремонт пространств и проездов через проекты инициативного бюджетирования или на президентские гранты. Нужна сформированная стратегия развития. Нужно отремонтировать фасады и проезды, навести порядок со стихийными парковками, незаконными ограждениями и пристройками, коммунальной инфраструктурой (проводами, трубами, опорами, канализацией). Нужно благоустроить территорию, создав тротуары, зеленые зоны, места для отдыха, установив дизайн-код по размещению вывесок и рекламы. Здесь можно попробовать найти финансирование, войдя в нацпроект «Формирование комфортной городской среды» или газпромовский «Родные города». Но, к сожалению, большинство собственников не думают о будущем, живя в настоящем, не желая вкладываться в нашу общую локацию. Как раз здесь бы и пригодилось внимание властей – публичная поддержка. В Тюмени, например, первое лицо региона носит одежду, сшитую местными мастерами, открыто встречается с креативными предпринимателями, давая сигнал СМИ, блогерам, инфлюенсерам, что локальные бренды в почете, творческий бизнес в почете. Кстати, иронично, что хотя юридически кластера креативных индустрий не существует, объявления о продаже или аренде небольших свободных площадей публикуются с пометкой, что они находятся в «Электроточке». И их стоимость заметно выросла по сравнению с ценами даже год назад. Как минимум, это говорит о будущей высокой капитализации местных активов.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты “Коммерческие вести» от 14 мая  2025 года.

Фото © из архива Елены ХАРЛАМОВОЙ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.