В Омске начала работу выставка Ивана СОЛОДУХИНА.
В музейно-выставочном комплексе «Россия – моя история» открылась персональная выставка Ивана СОЛОДУХИНА «В красках города». В экспозиции всего 37 работ, поскольку художник предпочитает большие форматы. Однако сюда вошли и пейзажи, и натюрморты, и портреты.
– Эта выставка – посвящение городу, – рассказала куратор проекта – искусствовед Ольга ЦАРЬКОВА. – В нынешнем году исполняется 30 лет с момента, как Иван Васильевич приехал в Омск. У художника достаточно интересная биография. Он родился в Киргизии, в Бишкеке, потом обучался во Владивостоке – в филиале академии художеств. Получил академическое образование, что стало хорошей базой. После обучения по распределению уехал в Семипалатинск, там долгое время преподавал, впитывал местную культуру. В 1994 году приехал в Омск, вступил здесь в Союз художников России, стал преподавателем художественно-графического факультета Омского педагогического института. И многие известные художники – его ученики. На выставке мы постарались представить и работы конца 1980-х – начала 1990-х, и работы 2000-х, и совсем свежие, созданные в последние два – три года, которые еще никто не видел. Стоит заметить, что Иван Васильевич обращается к разным техникам. Он не только живописец – успешно работает и в технике пастели. Это человек очень интересующийся, любознательный, и его оптимизм и искрометность заражают всех вокруг.
Произведения Ивана СОЛОДУХИНА наполнены светом и яркими красками. В экспозиции можно наблюдать как эволюцию творчества художника, так и его разноплановость. Ранние работы более сдержанные, более камерные. В сегодняшних мы видим уже узнаваемый стиль, замешанный на воспоминаниях о восточной культуре с ее декоративностью и традициях академической живописной школы.
Яркие мальвы, астры, гладиолусы и тюльпаны заполняют пространство холстов, выплескиваясь туда фейерверком.
Натюрморты с цветами и фруктами напоминают фламандскую живопись.
В портретах художник раскрывает внутренний мир героев с их мечтами, переживаниями, характерами.
А городские пейзажи и реальны, и чуточку вымышлены.
– Многое из того, что вы здесь видите, – это сложносочиненные вещи, – говорит Иван СОЛОДУХИН. – Я их придумываю. Например, вот в этой картине «Омск майский» я соединил Любинский проспект и цветущую сирень. Такого буйства сирени там нет на самом деле, но для меня она олицетворение весны, обновления жизни. Ее цветение дает какой-то импульсивный заряд мощных энергий. Это не подражание Врубелю. Лучше Врубеля то, что он писал, не напишет никто. Я по-своему это все выражаю.
Когда он только приехал в Омск, вспоминает СОЛОДУХИН, его поразили цветочные клумбы, тянущиеся вдоль проспекта Карла Маркса. И это нашло отражение в работе «Демонстрация гладиолусов».
Улица Бударина вдохновила необычной, разноплановой архитектурой. Теснящиеся друг к другу «Омские крыши» художник подсмотрел на берегу Оми в районе Фрунзенского моста. Всё это сложилось у него в поэтический образ Омска.
Впрочем, не забыта и родина. «Яблони в саду» написаны по воспоминаниям детства. Также и поле цветущих маков – это то, что часто приходилось видеть в Киргизии.
Автопортрет 1987 года запечатлел молодого кандидата педагогических наук, тогда только что была защищена диссертация. Автопортрет – неотъемлемая часть творчества любого художника: изучая натуру, он всегда начинает с себя – считает СОЛОДУХИН.
– Для меня Иван Васильевич прежде всего учитель, – поделилась на открытии выставки художник Елена БОБРОВА. – Но как член правления омского отделения Союза художников я могу сказать, что Иван Васильевич – это точно яркая краска нашей организации, ее такой Кот Баюн. Помню, однажды мы приехали в командировку в Новосибирск на межрегиональную выставку «Сибирь». Поезд прибыл рано утром, и мы пришли в местную организацию, когда все еще было закрыто. Нам сказали, что откроют только к десяти часам. И вот Иван Васильевич так постарался, что они нашли ключи и запустили нас раньше. Поскольку его обаянию и красноречию невозможно было сопротивляться. Когда я училась, Иван Васильевич вел у нас на курсе живопись. Он заражал своим оптимизмом, своей энергичностью, но самое главное – он абсолютно не давал расслабиться. Говорил, что если вы выходите на двух ногах из учебной аудитории, это значит, что плохо поработали – вы должны уползать. И мы уползали, он нас урабатывал по полной программе. Сейчас мне выпала радость и удовольствие быть соседкой Ивана Васильевича по мастерской, где он находится, кажется, с утра до ночи. При этом, если ты выходишь в городе на пленэр, то только ты выбираешь мотив, точку, как откуда-нибудь тут же появляется Иван Васильевич и дает комментарий. Это удивительное свойство: он умудряется быть везде. Его энергии на все хватает, и это здорово.
Красочная, по-настоящему весенняя выставка Ивана СОЛОДУХИНА совершенно естественно обещает стать центром многих событий. Так, 19 апреля в ее пространстве состоится встреча с писателями, которые приехали в Омск на литературную резиденцию АСПИР (ассоциация союзов писателей и издателей России). Тема – «Сибирь, ее история и культура».
На следующий день выставка станет одной из площадок «Тотального диктанта». Текст его прочтет сам Иван СОЛОДУХИН, а после проведет для участников экскурсию.
И, конечно же, 18 мая в Ночь музеев здесь тоже запланированы мероприятия. Какие – пока секрет.
Выставка завершит работу в конце мая.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА