Вопросы по патентам и другие итоги прошедшей недели для омского бизнеса.
Алексей ПРОВОЗИН,
вице-президент
Омского областного
Союза предпринимателей,
председатель комитета
по экономическому развитию
Омского городского Совета
— Для меня итог недели – решения, принятые 16 июня в городском Совете. Наконец-то сошлись воедино несколько решений, они прорабатывались в разных комитетах, все они укладываются в одну общую логику.
Ранее мы приняли новую редакцию генерального плана, а сейчас приняли правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Эти ПЗЗ существенно отличаются от предыдущих в сторону либерализации предпринимательской деятельности. В этих ПЗЗ мы заложили коэффициент минимальной плотности застройки, и это очень важный момент, потому что когда предприниматели, имеющие объекты собственности на муниципальной земле, обращались с правом на льготный выкуп этой земли, возникали проблемы с определением границ земельного участка. Мы помним, что на нескольких директоров департамента имущества подряд заводили уголовные дела — дал земли больше, чем положено! А норматива, определяющего размер земельного участка, не было. И вот теперь этот норматив появился, вот этот коэффициент. Это первое.
Кроме того, с депимущества была проведена большая работа, в результате которой практически списаны все задолженности с предпринимателей по арендной плате за землю по решению № 508. Это решение отменено уже давно, а неправомочные долги на предпринимателях висели, наличие долга в свою очередь было существенным препятствием для выкупа земли. Это второе.
Ну и третье: мы внесли изменения в решение № 368 и продлили срок льготного выкупа земли до 1 декабря 2021 года. Таким образом, сходятся несколько решений: с одной стороны, появляется коэффициент минимальной застройки, который позволяет определять площадь участка под выкуп, с другой стороны, продлен срок льготного выкупа, с третьей стороны, зачищены долги по отмененному 508 решению, поэтому все собственники объектов, находящихся на муниципальной земле, до 1 декабря получают возможность выкупить землю за 10% кадастровой стоимости. Напомню, что инициатором всей этой работы был РОО «Омский областной Союз предпринимателей».
Елена ВИНОКУРОВА,
член Омского областного
Союза предпринимателей,
судебный эксперт
по землеустройству
— На этой неделе были утверждены документы градостроительного зонирования (ПЗЗ), которые с учетом принятого осенью 2020 генерального плана города завершили формирование основной градостроительной документации.
При этом если генеральный план отражает стратегию территориального развития Омска до 2040 года, то ПЗЗ устанавливают территориальные зоны, градостроительные регламенты, что значительно упрощает и ускоряет решение вопросов по установлению и изменению вида разрешенного использования земель. Теперь установлены площадь и процент застройки каждой зоны. Это позволит понять, как именно используется городская земля.
Амбициозным выглядит строительство скоростной трассы на Новосибирск в Кировском округе. Безусловно Омску нужна дорожная кольцевая система для транспорта, как в Москве, правда, только для грузовых автомобилей. Метрополитена в Генплане нет, но зато был сделан упор на развитие трамвайной сети в Омске. Ряд небольших участков индивидуальной жилой застройки по всему городу предполагается превратить в площадки для строительства многоквартирного жилья.
Проектировщики предлагают территорию омского аэропорта (если проекту «Омск-Федоровка» будет суждено состояться) превратить в современный, но при этом доступный микрорайон с многоэтажной застройкой.
Жизнь изменчива, но есть вопросы, которые должны быть сформулированы и закреплены. Это и охранные зоны памятников архитектуры, и сохранение лесопарков, коммуникации и дороги. Какие-то автомобильные дороги могут не строиться, но эта возможность должна быть оставлена на перспективу.
Главное, что есть общая концепция, от которой можно отталкиваться в развитии города и окружающей его территории. А при необходимости можно будет внести изменения, как всегда в установленном порядке.
Алёна ШТАЙНБРЕХЕР,
член Омского областного
Союза предпринимателей,
управляющий партнер
юридической фирмы
С 1 июля 2021 года новый федеральный закон № 248-ФЗ полностью меняет систему проверок бизнеса контролирующими органами, устанавливает новые принципы и способы их проведения.
Закон разработан с целью устранения недостатков существующего правового регулирования государственного и муниципального контроля. Ранее акцент делался на проведение проверок, которые были наиболее затратны как для бизнеса, так и для надзорных органов.
Новый 248-ФЗ мы вместе с представителями надзорных органов обсуждали на круглом столе в мае этого года. Для меня ситуация с 248-фз выглядит сегодня следующим образом:
- Законодатель сделал акцент на профилактику правонарушений. Бизнес сможет влиять на количество проводимых в отношении него плановых проверок. Закон дает возможность бизнесу снизить свои риски через внедрение системы комплаенса, в частности разрешает страхование ответственности, проведение независимой оценки соблюдении обязательных требований. Эффективность работы контрольно-надзорных органов будет оцениваться не по количеству проведенных мероприятий контроля, а по их эффективности.
- Начнет действовать единый реестр надзорных мероприятий, при этом не допускается проведение надзорных мероприятий при отсутствии сведений о таковом в реестре. Оформление документов при осуществлении надзора будет производиться в электронной форме.
- Государство стремиться снизить стоимость проведения контрольных мероприятий, сделать их более эффективными. Реализовать это планируется через цифровизацию системы контрольно-надзорной деятельности, настройку автономного сбора данных. Цифра позволит фиксировать нарушения, допускаемые контролирующими лицами через систему ГЛОНАСС, спутниковую съемку, камеры видеонаблюдения и другие экзотичные пока массивы данных.
- Большинство контрольно-надзорных органов к 1 июля не успевают разработать Положения о видах контроля. Это означает, что каждый надзорный орган до принятия им Положения будет осуществлять проверки по старому 294-ФЗ, а юристы компаний держать в уме положения двух законов, и отслеживать появления новой информации на официальных сайтах надзорных органов.
Сейчас юридическое сообщество следит за развитием ситуации и готовится к изменению стандартов доказывания по данным категориям административных дел.
Олег МИРОШНИК,
член Омского областного
Союза предпринимателей,
кандидат медицинскаих наук,
директор ООО «Аптека Биомедсервис»
— Омским областным Союзом предпринимателей направлено письмо на имя председателя комитета по социальной политике Заксобрания Омской области Бережнова В.Г., в котором указано на правовую коллизию, допускающую работу плательщиков НПД (налог на профессиональный доход — прим. редакции) в области косметологии без лицензии на медицинскую деятельности.
Проблема нелегального рынка косметологических услуг, кончено же, существует, но участники этого ранка рекрутируются не из контингента самозанятых, а из специалистов, работающих в обычных клиниках и одновременно оказывающих медицинские услуги частным образом.
Приток нелегалов на рынок медицинской косметологии со стороны "бытовых" косметических салонов незначителен и касается условно медицинских услуг, таких как татуаж, в том числе перманентный макияж, пирсинг, массаж, депиляция, некоторые физиопроцедуры и т.п.Совмещение статуса плательщика НПД с медицинской лицензией в сфере косметологии теоретики возможно, но на практике неосуществимо. Для этого требуется помимо регистрации специалиста в качестве самозанятого профессионального образования врача-дерматолога, статуса ИП и, главное, получение собственно медицинской лицензии. Последнее предполагает использование нежилого помещения с несколькими комнатами, соответствующим требованиям Роспотребнадзора, наличие согласно стандарту оснащения косметологического кабинета дорогостоящего оборудования и договора на его обслуживание, договор на вывоз медицинских отходов и т.д. При этом такой ИП должен оказывать медицинские услуги в одном лице, что невозможно с точки зрения рентабельности бизнеса. Поэтому косметологические салоны оформляются от юридического лица с множеством специалистов в штате.
Как отмечено, специалисты косметологических клиник нередко работают самостоятельно в нелицензированных кабинетах, в которых не контролируются медицинские и санитарные требования, практикуются серые поставки препаратов, кассовая техника не используется.
Регулирование этой сферы даст эффект при взаимодействии работы контролирующих и силовых структур, что возможно и в рамках действующего законодательства, а также при повышении требований к таким нелицензированным салонам со стороны потребителей косметологических услуг.
Светлана ГОНЕНКО,
член Координационного Совета
Омского областного
Союза предпринимателей,
генеральный директор
ЗАО «Омскстройпроект»
— С 7 по 11 июня в Сочи прошел Всероссийский Жилищный конгресс, на котором со всей России собралось свыше 5000 участников. Помимо меня там были и коллеги из Омского областного Союза предпринимателей. Это Светлана ЖУЙКОВА, Олеся ХОВАНСКАЯ, Наталья МАЛАМЫЖЕВА и Виталий ИВАНОВ. Омские компании представили свои бренды на выставке B2B в рамках конгресса.
В рамках секции перепланировок, реконструкций коммерческой недвижимости в сегменте стрит ритейла мы обсудили проблемы, возможности перепланировок, поделились успешным опытом, наработанном в нашем регионе для применения в других регионах. В частности, нами был приведен пример принятия Постановления № 150-п, которое упростило данные процедуры в омском регионе и сделало его продвинутым в части реализации мероприятий по организации выходов, входных групп коммерческой недвижимости расположенной в многоквартирных жилых домах.
В рамках конгресса проходили обучающие мероприятия, обмен опытом, тренды рынка недвижимости, одним из которых является цифровизация рынка недвижимости, упорядочение всех процессов, в том числе и со стороны государства. Рынок диктует условие более современного ведения учёта объектов недвижимости и оборота рынка недвижимости.