Все рубрики
В Омске воскресенье, 22 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

Новый русский "Ревизор"

27 марта 2016 16:24
0
4921

Очередную премьеру Омского театра драмы зрители восприняли неоднозначно

В этом нет ничего удивительного. Спектакль "Incognito" по мотивам пьесы Н.В. ГОГОЛЯ "Ревизор" рвет шаблон с первых минут. Он начинается с "немой сцены" и заканчивается... выстрелом. "Немая сцена" — застывшие в бальном вихре обыватели города N. Ожившей группе и будет объявлено: «Господа, к вам едет ревизор!». Эту информацию донесет закутанная в шаль девчонка-дворничиха (Ольга БЕЛИКОВА), и звонко рассмеется — словно закричит птица.

Режиссер Анатолий ЛЕДУХОВСКИЙ называет свой спектакль русскими криминальными хрониками. У него уже невольно сложился целый цикл, в который вошли и «Васса Железнова», поставленная в «Ведогонь-Театре (Зеленоград), и «Нахлебник» в Костромской драме. Криминальная Россия – тема широкая, но режиссеру интересно посмотреть не нее глазами классиков (в данном случае – ГОГОЛЯ, жившего пару столетий назад) и сопоставить с днем сегодняшним.

ЛЕДУХОВСКИЙ, который уже ставил в Омске достаточно спорный спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня», на пресс-конференции, посвященной нынешней премьере, предупреждал присутствующих, что то, что они увидят, будет нетрадиционным и необычным. И все-таки многие оказались не готовы. Что уж говорить о зрителях, которых ни о чем не предупреждали!

Заявленный минимализм оказался настолько буквальным, что взгляд некоторое время не блуждает, а панически мечется по темной, пустой сцене, пытаясь хоть за что-то зацепиться. Лишь на пару минут на ней появится пограничный столб на колесах (да уж – куда хотим, туда границу и двигаем!), полосатый рояльчик, превращающийся то в арбуз за семьсот рублей, то в кастрюльку с супом из самого Парижа. В остальное время актеры будут таскать за собой «баблы», сделанные из больших пакетов для мусора. И – всё.

Темная сцена постоянно отдает эхом. И слово, и действие зависает, затормаживается, плывет в этой странной мигреневой пустоте. Возможно, полная условность и избавление от излишеств нужны постановщику, чтобы ярче проявились актеры. Дуэт Городничего (Михаил ОКУНЕВ) и Хлестакова, которого окружающие принимают за столичного ревизора (Владислав ПУЗЫРНИКОВ), на какое-то время действительно становится главным в спектакле. Это два игрока, каждый из которых стремится победить другого, наиболее ловко его обманув. И, пожалуй, никто до конца не понимает, что на кону – жизнь.

Уездное общество во главе с Городничим далеко не безобидно, и смеяться над ним безнаказанно не получится. Это коррумпированная чиновничья мафия, хитрая и жестокая. Такую не напугаешь новым проверяющим, поэтому упоминания о нем и нет в омском спектакле. Здесь не простят позора и тем более «развода на бабки». Могут и прибить мимоходом за ложную информацию (как, похоже, поступили с Добчинским и Бобчинским) или даже убить вполне хладнокровно.

После 1990-х в театре было модно рядить классических героев в малиновые пиджаки «новых русских». В таком виде не раз подавали и «Евгения Онегина», и лесковскую «Леди Макбет». У Анатолия ЛЕДУХОВСКОГО персонажи осовремениваются как-то незаметно, и в этом смысле действие спектакля напоминает трансформер. Сначала уездный клан одет в одинаковые шапки-папахи и шубы, у женщин – спадающие на кринолин. Женщин, кстати, в спектакле больше, чем в пьесе. Волею режиссера на сцену выводится не только жена Городничего, но и судьи Ляпкина-Тяпкина (Сергей ОЛЕНБЕРГ), почтмейстера Шпекина (Виталий СЕМЕНОВ), попечителя богоугодных заведений Земляники (Николай МИХАЛЕВСКИЙ), смотрителя училищ Хлопова (Олег ТЕПЛОУХОВ). Текст каждого из них раскладывается на две персоны. И это наглядно демонстрирует, что муж и жена – одна сатана. «Аммосы Федоровичи мы!» — все время говорит за своего мужа супруга судьи (Татьяна ПРОКОПЬЕВА), грудью встающая на защиту семейных интересов.

И вот уже кринолины заменяются короткими черными платьями, фраки – деловыми костюмами офисной эпохи, в руках у мужчин появляются кейсы, в которых прячется взятка, а жены придумывают, как бы половчее эту взятку «подсунуть». В жестах все чаще возникает «распальцовка». И складывается впечатление, что кто-то пересказывает пьесу ГОГОЛЯ «своими словами», используя вместо «великого и могучего» язык современных Эллочек-людоедок. Слова «голубое» и «палевое», как и выражение«комната, оклеенная зелеными бумажками», обретают вдруг новый смысл. Его растолковывает маменьке (Ирина ГЕРАСИМОВА) дочь Городничего Мария Антоновна. У Анны ХОДЮН она гораздо грубее привычной провинциальной барышни с манерами, зато – не дура.

О том, что вольно трактуемый сюжет, все-таки подарен нам ГОГОЛЕМ, напоминают его портреты, периодически появляющиеся на сцене. И, пожалуй, вот это выморочность и чертовщинка, которая все-таки присутствует в спектакле. И уж совсем неожиданно, но как-то очень органично вплетается ШЕКСПИР с его «Быть или не быть?». И это не только о взятке, которую давать или не давать, это — сожаление об устройстве системы, в которой все находятся, как в капкане.

В спектакле Анатолия ЛЕДУХОВСКОГО много театральных шифров, к которым нужно подобрать код. Или, говоря проще, собрать картинку, как кубик Рубика. Кому-то это удается лишь к финалу, кому-то не удается вовсе. И тогда возникает раздражение и дискомфорт. Но, может быть, стоит попробовать еще раз? Ведь ЛЕДУХОВСКИЙ – это тот режиссер, спектакли которого со временем вызревают, как хорошее вино.

Фото предоставлено Омским академическим театром драмы



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.