Фантазия о том, зачем нужны были очереди бюджетников-досрочников у окружных администраций в Омске.
Выборы в Омский городской Совет позади. Прошло первое пленарное заседание, портфели розданы. «Коммерческие вести» решили завершать эту тему некоей фантазией или попыткой понять, зачем бюджетников имело смысл загонять в очереди на досрочное голосование в ТИКи. Наш материал совсем не претендует на истину. Это некая версия событий, сложившаяся из понимания того, что происходило перед выборами в общем, и в территориальных избирательных комиссиях по округам в частности. Если у читателей есть свои версии и фантазии – пишите в комментариях.
Итак, очевидно, что досрочка должна быть выгодна ее организаторам, следовательно, должна быть однозначная возможность влиять на результат голосования. А иначе какой в этом всем смысл? В нынешнем году даже наштамповали стимулирующие значки «Омск». Отдашь перед голосованием именной (номерной) сертификат и получишь значок. Сертификаты граждане получали на работе, или от старшей по дому, как получила я или моя мама. Этот факт косвенно подтверждает связь КТОСов с организацией досрочного голосования. А, следовательно, финансовый и административный ресурсы на досрочное голосование были потрачены.
Само досрочное голосование выглядело буднично. Фиксация выдачи бюллетеня под роспись голосующего, кабинка, выражение своего мнения на бланке. Затем бланк приносишь ответственному лицу, переворачиваешь заполненной стороной вниз, бланк вкладывается в конверт с подписью члена избирательной комиссии, конверт запечатывается и передается в распоряжение избирательной комиссии. Помещается он в сейф, урну, корзину, мешок или пакет – уже не важно. А после сдаешь свой номерной сертификат волонтерам от «Омского фонда РСП».
Львиную долю потока досрочников обработали в Омске ТИКи, работавшие в окружных администрациях. Людей согнали, и часть из них рассержена – постой-ка в очереди на улице несколько часов. И почему-то требовали (и говорят, даже привозили) проголосовать чуть ли не в первый день досрочного голосования.
Даже если им и сказали, как надо голосовать (ну, мы же можем это допустить), то нет никакой уверенности, что результат не будет обратным. Стало быть, результат голосования каждого конкретного человека, пришедшего досрочно, был не важен. Да и представьте, территориально люди, работающие в одной организации, проживают в разных местах. Там по разным избирательным округам выбранные властью разные нужные кандидаты, вероятность бесславно спалиться или запутаться очень велика. Стало быть, установка каждого пришедшего была не важна. А потому должен быть способ, гарантированно дающий нужный результат по каждому округу.
В территориальных избирательных комиссиях есть только 2 лица на каждую, напрямую влияющих на их работу – председатель и секретарь. И никого посторонних больше нет. Наблюдатели на досрочке отсутствуют. Пять ТИКов – 10 человек.
Теперь мы ступаем на почву бурных фантазий. Что мешает заменить всю кипу досрочных конвертов с бюллетенями, на которых стоит подпись председателя ТИКа, или секретаря, или обоих сразу, или большую их часть на другую точно такую же кипу конвертов с теми же подписями, но уже с другими бюллетенями, где отмечены нужные кандидаты? Наблюдателей же круглосуточных нет.
А изначальная кипа конвертов просто целиком уничтожается со всеми голосами – и за тех, и за других (поэтому и неважно, за кого проголосуют досрочники). Конечно, в таком случае председатели и секретари комиссий должны быть очень надежными, но на то и есть метод кнута и пряника. Ответственность, если что, — только на них. Но и вознаграждение должно это компенсировать.
Бюллетень – бланк типографского исполнения. На нем не может быть никаких пометок голосующего, кроме пометки напротив выбранного кандидата. Неиспользованные бюллетени должны быть погашены и пересчитаны. Допустим, у бланка в качестве гашения отрезается угол. А вот с предварительным их пересчетом…
Если на избирательно округе 20 тысяч избирателей, а пришло и проголосовало их, допустим, 12%, то это 2.4 тысячи человек. В отличие от выборов в Законодательное собрание 2021 года на сей раз на выборы никто активно не призывал. Говорят, было рекомендовано даже музыку не включать, которая в этот день всегда гремела десятилетиями – дабы не беспокоить горожан напоминанием о выборах.
Так что при такой «сушке» выборов можно было смело брать бюллетени на замену из свободных. Главное брать равномерно из подготовленных пачек. И действительно, незаполненных бюллетеней было на каждом округе тысяч по 16-20. Члены комиссий пересчитали 11 сентября вечером заполненные бюллетени – от 2 до 4 тысяч штук на округе (от 150 до 300 на участке), а вот пересчитывала ли каждая комиссия в присутствии наблюдателей поэкземплярно оставшиеся незаполненными бюллетени? Вот в чем вопрос.
Вот такая фантазия для реалий Омской области. Как вам она?