Все рубрики
В Омске суббота, 20 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 93,4409    € 99,5797

Олег РОЙ, ОмГУ: «Нужны ли Омской области экономисты?»

13 октября 2018 10:25
0
3168

Олег РОЙ, профессор, завкафедрой «Региональная экономика и управление территориями» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского – о решающей роли университетов в развитии региона. 

В Сибири есть немало примеров, свидетельствующих о высокой роли университетов в развитии отдельных регионов. К примеру, на небольшой по численности населения г. Томск с 573 тыс. жителей приходится почти 90 тыс. студентов, обучающихся в 8 вузах города. Томский госуниверситет и Томский политехнический университет пользуются высокой международной репутацией. Не меньшую роль в развитии своих регионов, выражающуюся в объемах осваиваемых финансовых средств, играют и ведущие вузы Красноярска и Новосибирска (в первую очередь Новосибирский государственный университет и Сибирский федеральный университет), сформировавшие благоприятный имидж далеко за пределами мест своей дислокации. Как правило, эти вузы возглавляют ведущие отечественные специалисты, обладающие высоким авторитетом в органах государственной власти и являющиеся составной частью крупных народно-хозяйственных комплексов. 

Тот самый «массовый выезд»

Высшее образование складывается из двух основных сфер научного и учебно-практического знания: естественно-научного (технического) и гуманитарного (социально-экономического, правового и пр.).

На протяжении всей своей истории государственная власть СССР и России сохраняла баланс между техническим и социально-гуманитарным знанием путем равномерного распределения административной и финансовой поддержки, обеспечивая этот баланс в границах каждого регионального образования. Однако утрата властью способности регулировать образовательные процессы в 90-е гг. привела к серьезному дисбалансу между обеими сферами, продемонстрировавшему безудержный рост имитирующих качественное гуманитарное образование квазиобразовательных учреждений. Все это вызвало впоследствии значительное (в 2 – 3 раза) сокращение числа бюджетных мест на специальности социально-экономического и правового профилей, фактически лишив абитуриентов, преимущественно проживающих в провинциальных регионах страны, права рассчитывать на получение бюджетного места по наиболее востребованным в регионах специальностям.

В качестве ключевого инструмента стимулирования отдельных направлений высшего образования федеральная власть использует контрольные цифры приема (КЦП), которые она определяет в отношении каждой укрупненной группы специальностей (УГС) и распределяет их среди университетов на конкурсной основе. Не рассматривая вопрос о непрозрачности и неопределенности конкурсного размещения бюджетных мест между вузами, приходится констатировать, что эта практика в огромной степени способствовала масштабным «образовательным миграциям», вызванным невозможностью в отдельных регионах получить бесплатное образование по определенным специальностям. Обоснованного ответа о том, на каком основании регионы лишаются такого права, нет, и никто не собирается отчитываться по принимаемым решениям. Ценой такого пренебрежения является массовый выезд молодежи из отдельных регионов уже на стадии окончания средней школы.

Как выделяют бюджетные места омским вузам?

Определенные вопросы в эффективном использовании университетов в развитии регионов вызывают вузы Омской области, где наличие 2-миллионного населения является важнейшим демографическим ресурсом для раскрытия экономического потенциала региона и улучшения его инновационных позиций. Несмотря на значительное число вузов в регионе (11), доля поступающих в местные университеты является сравнительно невысокой: в 2017 году эта цифра составляла всего 16,5 тыс. чел. (т.е. тех, кто поступил на 1 курс, 9,2 тыс. чел. – на очную форму обучения). Причем более чем на четверть (26,5%) прием осуществлялся только в один вуз – Омский государственный технический университет. 

В 2018/2019 учебном году в омские вузы было выделено более 9,4 тыс. бюджетных мест, из них – 7,4 тыс. на очную форму обучения (на заочную – 1,8 тыс. мест, на очно-заочную – 0, 16 тыс. мест). Несмотря на то, что 57% студентов Омской области поступили на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, основная доля этих мест приходится на технические специальности. На УГС «Инженерное дело, технологии и технические науки» приходится почти 53% всех имеющихся в регионе бюджетных мест. Лидером же приема на платные места является УГС «Экономика и управление», охватывающая 38% от общего приема. Именно на этой УГС зарегистрировано 92% студентов, обучающихся за счет собственных средств. Доля наук об обществе в структуре объема КЦП составила всего 3%. По данным Министерства образования и науки РФ, в экономических и юридических вузах прием абитуриентов на платные места в три-пять раз больше, чем на бюджетные. По результатам Мониторинга высшего образования, проведенного в 2017 г. специалистами НИУ-ВШЭ, доля поступающих в магистратуру и специальности общественного профиля (экономика, право и т.д.) на платную форму обучения составила 71%.

На рис. можно видеть распределение КЦП в вузах г. Омска по основным отраслевым группам на уровне бакалавриата.

Катастрофа не за горами

Как можно видеть, в первую очередь сокращению подвергся социально-экономический блок, воплощенный в рамках так наз. 38 УГС «Экономика и управление». Подобное распределение КЦП по отраслевым группам свидетельствует о высокой поляризации доступности поступления абитуриентов на плановое место в зависимости от того, какой профиль – социально-экономический, технический или гуманитарный – был им выбран. К примеру, если проходной балл на бюджетные места в 2017 г. в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского на физику составлял 117 баллов, то на юриспруденцию – 251 балл. Следовательно, степень доступности рядового абитуриента к поступлению на физическую специальность более чем в два раза превышает соответствующее значение юридической специализации. 

Более глобальным и существенным вопросом, свидетельствующим о вопиющих диспропорциях, допускаемых при распределении КЦП по направлениям, является тотальное несоответствие структуры занятости и структуры распределения КЦП по отраслевым группам. Не вызывает никакого сомнения тот факт, что львиную долю региональной занятости в современном мире (и Омская область – не исключение) составляет сфера услуг (торговли, сбыта, менеджмента), на которую приходится не меньше 50% занятых. Занятость в сфере материального производства и технического обслуживания в среднем в структуре занятости населения не превышает 20% всех занятых. В то же время даже в сфере материального производства востребованность в правовых и экономических знаниях достаточно высока, поскольку связана с необходимостью встраивания соответствующей деятельности в сложившуюся институциональную систему. Искусственное удушение педагогических и научных школ по направлению «наук об обществе», ведущееся центральным образовательным ведомством уже несколько лет по отношению, в первую очередь, к региональным вузам, в обозримом будущем с неизбежностью приведет к катастрофическим последствиям для развития региональной экономики.

Омская область как резервация

Неравномерное распределение бюджетных ресурсов между субъектами Федерации искусственно лишает обделенные этими средствами регионы способности проводить самостоятельную, подтвержденную Основным законом страны, сбалансированную социально-экономическую политику, стимулирует выезд талантливой молодежи за пределы региона, превращает субъект Федерации в искусственную резервацию с установленным для нее режимом использования материальных и кадровых ресурсов. 

Конечно же, следует принимать во внимание значительное перепроизводство специалистов, которое имело место по ряду социально-экономических и правовых специальностей в 90-е гг. Однако, во-первых, необходимость в массовом повышении предпринимательской культуры населения, особенно молодежи, была продиктована радикальными рыночными преобразованиями в российском обществе, а во-вторых, переходный период 90-х гг. позволил сформировать достаточно сильную прослойку вузов, осуществляющих правовую и экономическую подготовку, в т. ч. и в регионах. Но за многие годы в российском Минобразовании так и не смогли создать эффективной системы аккредитации вузов, превратив последнюю в дорогостоящую бюрократическую машину для выжимания стремительно сокращающихся университетских доходов. Несмотря на позитивные результаты такой кампании, позволившей лишить аккредитации сотни имитирующих обучение филиалов и частных контор, под раздачу попали и вполне успешные университеты, не уделившие достаточного внимания формальным требованиям аккредитационной процедуры. Власть с помощью многочисленных циркуляров, плодя отчеты и бюрократическую писанину, фактически вынудила российские вузы снизить качество образования, заменив его гигантскими объемами документооборота и сформировав в университетах огромное количество местных чиновников, занимающихся исключительно отчетной и контрольной деятельностью. Все заклинания министерских чиновников о конкурсном размещении бюджетных ресурсов не выдерживают никакой критики, поскольку ведутся по достаточно серым и малопрозрачным критериям, не принимая во внимание уровня социально-экономического развития субъекта Федерации, особенностей формирования сети образовательных учреждений в регионе, реально сложившейся структуры территориального рынка и пр. 

Наибольшему сокращению в Омской области подвергся прием абитуриентов на направления науки об обществе, включающие в первую очередь, экономический и правовой блоки. Количество бюджетных мест по разделу «Науки об обществе» только с 2016 по 2018 г. упало на 27% – с 835 до 565 ед., т.е. значительно больше, чем другие направления социально-гуманитарной сферы (гуманитарные науки – на 19%, Педагогика и образование – 20%, Искусство и культура – 18%). В 2018/2019 учебном году в ведущем вузе региона – Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского – на 38 УГС «Экономика и управление» не было выделено ни одного бюджетного места на бакалавриат.

Если проанализровать динамику распределения контрольных цифр приема в бакалавриат в вузы г. Омска, можно видеть, что основное сокращение КЦП приходится на Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, где сформировались многолетние и прочные традиции развития социально-экономического блока. Наличие же широких возможностей поступления на технические и естественно-научные направления способствует значительному снижению среднего балла ЕГЭ, стимулируя низкое качество набора на эти направления. Не случайно, что уже сегодня ведущий флагман технического образования в Сибири – Томский политехнический университет – не может набрать абитуриентов на бюджетные места по отдельным направлениям подготовки технической специализации.

Извращенная логика бюрократов

Фактически ежегодно абитуриенты большинства регионов страны демонстрируют почти пропорциональное распределение установок на выбор одной из двух базовых сфер фундаментальной подготовки. Одну сферу – условно, естественно-научную – обеспечивает профиль ЕГЭ по математике, другую (социально-экономическую) – ЕГЭ по обществознанию. Статистика записавшихся в 2018 году школьников на сдачу ЕГЭ по обществознанию составила в г. Омске – 5477 чел., тогда как на математику (профиль) – 5879 чел.

Число выпускников, записавшихся на сдачу физики и математики, составило в отчетном году 3143 человека, 801 человек – на математику и информатику, причем часть из этих 801 школьника, могут одновременно сдавать и физику. Следовательно, максимальное количество школьников, претендующих на места, относящиеся к техническим направлениям, составило 3944 человека, тогда как общее количество контрольных цифр приема на эти направления, выделенных омским вузам на 2018-2019 уч. годы в бакалавриате и специалитете, составляет 4245 мест, и это даже в том случае, если все записавшиеся придут на экзамен, сдадут его на положительные баллы и не уедут поступать в другие регионы.

Обратная ситуация с гуманитарным направлением: сдающих обществознание и русский язык – 5477 человек, число выделенных бюджетных мест на направление общественные и гуманитарные науки – 1175. Отсюда видно, что некоторая часть выпускников, не прошедших на эти места, останется в регионе обучаться на коммерческих местах, другая часть, кто еще сдавал в качестве альтернативного экзамен по физике, может пойти на технические специальности. Однако гораздо большая часть абитуриентов уедет в другие регионы, где политика местной власти в отношении высшего образования является более настойчивой и позитивной. 

Трудно понять логику российских лжереформаторов в отношении ущербности социально-экономического образования. На основе каких правил принимаются решения об отказе от предоставления бюджетных мест на социально-экономические специальности региональных вузов? Два моих письма в Минобразования РФ с вопросом, на каком основании ОмГУ им. Ф.М. Достоевского уже 5 лет не получает бюджетных мест на бакалавриат по направлению «Государственное и муниципальное управление», тогда как омский филиал Финансового университета имеет их в избытке, так и не нашли удовлетворительного объяснения. В зарубежных странах социально-экономическое образование является наиболее массовым и достигает в ряде стран значительной доли по отношению ко всем профилям подготовки высшего образования. Благодаря социально-экономическому образованию человек получает комплексное гуманитарное образование, приобретая также способности оптимизировать свои усилия в реализации как социальных, так и коммерческих проектов. Уничтожение системы социально-экономического образования напрямую ведет к подрыву предпринимательской активности и снижению экономической культуры граждан. 

Дистанционное образование не панацея

В Российской Федерации за последние несколько лет закрылось рекордное количество малых предприятий. Доля объема производства продукции малых предприятий в несколько раз ниже соответствующего показателя во многих странах. Получить бесплатное образование в области экономики и финансов, менеджмента, государственного и муниципального управления, управления персоналом можно только в ограниченном числе вузов. Вряд ли такое положение будет способствовать притоку в малый бизнес регионов талантливой молодежи. При этом даже при нынешнем положении необходимость в сохранении и развитии научных школ в области экономики и управления, нацеленных на развитие специальных для этой отрасли компетенций, является очевидной. 

На территории Омской области работает не меньше 29 тыс. малых предприятий, причем большая их часть занята в сфере услуг. Разрушение системы экономического образования в Омской области уже в ближайшие годы не позволит получать полноценного экономического образования. Видимо, всем заинтересованным в получении соответствующих знаний придется либо получать малоэффективное и не ориентированное на регион дистанционное образование, либо уезжать за пределы региона. 

Теологи важней экономистов? 

Как ни прискорбно это осознавать, но взятые сегодня в «дорожных картах» Минобразования ориентиры вхождения в международные рейтинги отдельных университетов или повышения индекса цитируемости в международных базах данных не способствуют повышению качества подготовки в российских университетах, а, напротив, вызывают тенденции его дальнейшего падения.

Вот с каким результатом мы приходим к реализации государственной политики в области модернизации российского общества, повышения предпринимательской и правовой культуры граждан, повышения социальной ответственности бизнеса и пр. Вскоре выучившиеся на бюджетных местах выпускники технических специальностей захотят повысить свою квалификацию в области экономики и финансов для реализации своих амбициозных задач. Однако обучить их этому ремеслу в отдельных регионах будет некому, ведь все традиции и компетенции в этой сфере нарабатываются годами. Да и современная молодежь слабо заинтересована приходить в нынешнюю высшую школу с ее уровнем доходов и степенью бюрократизма. Уже сегодня на территории региона свертываются крупные инвестиционные проекты в области приборостроения, самолетостроения, космической техники; центральным московским офисам вертикально интегрированных компаний, в которые включены омские предприятия («Полет», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, «Газпром-нефть» и пр.), развивать сложные технические проекты с высокой долей добавленной стоимости на местных предприятиях совершенно невыгодно. Следовательно, и потребность в технических специалистах высшей квалификации в условиях инвестиционного голода в нашем регионе будет только ослабевать. А если учесть и стремительно снижающееся качество таких специалистов, поступающих на технические факультеты почти без конкурса, то кадровые перспективы для реиндустриализации представляются достаточно туманными. В этих условиях, как и в 90-е годы, регион может спасти только малое предпринимательство, образовательную среду для развития которого кто-то уже несколько лет систематически вытравляет. Никогда не поверю, что специалисты в области теологии (20 бюджетных мест в 2018 году в ОмГУ) являются более востребованными на рынке труда, нежели специалисты в области экономики и управления. Что должно случиться, чтобы те, кто принимает решение при распределении КЦП, также усомнились в этом. 

Ранее в полном виде материал можно было прочитать только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 сентября 2018 года



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.