Местной рознице такие тенденции не нравятся.
Российская экономика в 2024 году активно развивалась, некоторые эксперты даже говорили об ее «перегреве», что предложения не успевают за спросом. Вспомним, что за год произошло на рынке маркетплейсов.
Маркетплейсы
Средний чек на покупки в интернете в 2024 году снизился на 6%. Но сервис E-pepper, ссылаясь на результаты исследований платформы T-Bank eCommerce, пишет, что количество продавцов на маркетплейсах по итогам первого полугодия 2024 года выросло на 22% в сравнении с тем же периодом 2023 года.
Анализ коснулся шести крупнейших маркетплейсов – Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, Магнит Маркет, Мегамаркет и AliExpress. Самый значительный рост показал Мегамаркет, там число продавцов увеличилось в 2,5 раза. Однако по количеству активных селлеров лидерами выступают Wildberries (53% всех продавцов), Ozon (30%) и Яндекс Маркет (14%). Доля Мегамаркета – всего 1,5%. У «Магнит Маркета» 1%, а AliExpress – 0,5%. При этом в разных регионах ситуация отличается. Если в среднем лидером является Wildberries, имея долю 50-80% по России, то в части регионов россияне предпочитают Ozon: в Ленинградской области он занимает 55%, в Санкт-Петербурге – 54%, в Карелии – 52%, в Калининградской области – 47%.
Омичи во втором полугодии 2024 году отдавали предпочтение Wildberries (63%), затем идут Ozon (29%), AliExpress (4%), Мегамаркет (3%), Яндекс Маркет (1%). У «Магнит Маркета» в Омской области 0% транзакций.
Интересно, что 78% продавцов данных площадок ведут торговлю только на одном маркетплейсе. Половина селлеров с оборотом более 2 млн рублей за квартал работает одновременно на двух и более маркетплейсах. Это позволяет существенно увеличить доходы. Если у продавца, сотрудничающего с одной площадкой, он составляет 53 тыс. рублей в месяц, то те, кто взаимодействует с двумя, получают до 137 тыс. рублей, а компании, представленные на всех шести, зарабатывают около 3,6 млн рублей в месяц. В исследовании сделан вывод, что подключение каждой новой площадки увеличивает медианный месячный доход в 2-3 раза. В среднем к концу первого года работы каждый пятый продавец подключает вторую и последующие площадки.
Упомянутое исследование показало, что в 2024 году наметилось замедление роста числа продавцов на маркетплейсах. Директор T-Bank eCommerce Илья КРЕТОВ объясняет это следующими факторами:
— Во-первых, число селлеров настолько большое, что прирастать в несколько раз площадки уже просто физически не могут. Во-вторых, несмотря на то, что ежемесячно на площадки выходят по 15–20 тысяч новых продавцов, жесткая конкуренция буквально вытесняет наиболее слабых и неподготовленных. В-третьих, маркетплейсы также ужесточают правила, повышают штрафы и вводят комиссии – не только на продажу и хранение, но уже и на сдачу товаров на склад. Это все усиливает отток селлеров с онлайн-площадок и вынуждает их либо искать альтернативные платформы среди нишевых маркетплейсов и интернет-магазинов, либо и вовсе закрывать собственный бизнес.
Омск – лидер
По числу транзакций и оборотов на маркетплейсах в первом полугодии 2024 года в лидеры роста вышел Омск: в нашем городе транзакции выросли на 43%, а обороты увеличились на 62%. Чуть отстали Красноярск, где рост – 39% по транзакциям, 56% – по оборотам, и Челябинск (38% и 56% соответственно). Самый низкий прирост исследование зафиксировало в Москве: +19% и +29% соответственно.
Нужно подчеркнуть, что такой рост был отмечен еще до того, как маркетплейс Ozon запустил в Омске первую очередь нового логистического комплекса площадью 40 тыс. кв. м. Как сообщает пресс-служба компании, весной 2025 года Ozon откроет и вторую очередь фулфилмент-центра и увеличит его общую площадь в два раза. Когда логистический комплекс выйдет на полную мощность, сможет обрабатывать 915 тысяч заказов в сутки и размещать порядка 31 миллиона товаров продавцов. Первые заказы с новой площадки отправились покупателям 9 сентября 2024 года. Кроме того, в начале декабря на месте бывшей IKEA в омском ТЦ «МЕГА» начал работу склад маркетплейса «Мегамаркет».
По запросу «Коммерческих Вестей» Ozon предоставил информацию по итогам 3 квартала 2024 года. Количество заказов составило 371,5 млн шт. (+48%). На маркетплейсе было представлено более 370 миллионов SKU. На 30 сентября 2024 года число активных продавцов увеличилось и превысило 550 тысяч предпринимателей, более 80% которых живут в регионах России. Количество активных покупателей выросло до 53,5 млн (рост на 11 млн по сравнению с тем же периодом 2023 года). Частотность заказов на одного пользователя достигла 25 заказов в год, что на 30% больше этого же периода прошлого года. Развитие региональной инфраструктуры привело к росту доли заказов из малых городов: по итогам 3 квартала 2024 года каждый третий заказ на Ozon был доставлен в населенные пункты, где живет менее 50 тысяч человек.
Местная розница обеспокоена
Успехам маркетплейсов не слишком радуется реальная розница. В июне в Омске в «Точке кипения» прошла первая региональная конференция омской розничной торговли, на которой предприниматели говорили, что развитие федеральных маркетплейсов убивает местную розничную торговлю. Они привели цифры: доля товарооборота маркетплейсов в структуре оборота региональной розничной торговли выросла с 30% в 2019 году (300 млрд рублей) до 70% (700 млрд рублей) в 2024-м и продолжает расти. Предприниматели расценивают это как «нерегулируемый передел розничного рынка».
Учредитель кешбэк-сервиса «Купи-Купи» Виктор КОВИН в августе рассказал «Коммерческим Вестям» о запуске в 2025 году одноименного регионального маркетплейса, в задачи которого входит возврат омичей с федеральных и международных маркетплейсов в местную розницу:
— Региональная розница задается вопросом: как вернуть покупателей, переметнувшихся в маркетплейсы. Ответ: никак. А то, с чем не можешь бороться, нужно возглавить.
Он считает, что «Купи-Купи» сможет оставить в регионе порядка 100 млрд рублей, вернув интерес к местному розничному рынку, увеличив его продажи. На региональном маркетплейсе можно будет купить то, что есть в Омске прямо сейчас, не ожидая пока товар доставят.
Участники конференции подписали обращение к губернатору Омской области Виталию ХОЦЕНКО и мэру Омска Сергею ШЕЛЕСТУ:
— Увеличение доли маркетплейсов – это возрастающее количество омских покупателей, которые не пришли и, главное, уже не придут в омскую розницу. Текущий процесс деградации омской торговли мы сегодня видим и по динамике статистики потребительского рынка Омска, и по пустующим (по сравнению с допандемийным периодом) омским торговым комплексам.
Торговым центрам придется измениться
Президент Союза организаций торговли Омской области Борис СВАТКОВ считает, что приход маркетплейсов – это закономерное развитие, от которого уже никуда не уйти:
- Торговые центры уходят в историю. Надо это признать. Тот, кто это поймет и успеет сесть в уходящий поезд, будет успешен. Остальные останутся на пустом перроне. Ну нельзя бороться против развития! Нельзя запрещать развитие маркетплейсов. Надо подстраиваться. Как защитить розницу? Я пекусь не о «Пятерочке» и «Магните», а о ребятах, которые имеют свои небольшие магазины. Решение для них есть – это вопрос ассортимента. У «Пятерочки» и «Магнита» он стандартный, а вы предложите другой. Товар сегодня есть, просто он не может попасть на прилавки сетей, потому что его производят в небольших объемах, не делают красочную упаковку и т. д. Если у меня рядом с домом есть условная сельская лавка, я буду ходить за продуктом, которого нет ни в сетях, ни на интернет-площадках, в нее. Надо искать свою нишу. Свободные пока есть. Мы, если помните, одно время в Омске пытались развивать продажу крестьянских продуктов. Почему она не пошла? Потому что надо заниматься ими точечно, не спешить с открытием сетей – выбрать один из спальных районов и начать там. Тогда люди привыкнут, что рядом с домом можно купить свежую курочку или вкусный хлеб. В Омске мало хорошего хлеба! Хлебопекам надо переходить на другой хлеб. Пусть чуть дороже (я подсчитал, что булка может стоить под 100 рублей), меньше, но он будет вкусный. Почему французы могут сделать хорошую булку, а мы нет?!
«Омск Информ» цитирует завкафедрой «Финансы и учет» Омского филиала финансового университета при правительстве РФ Сергея ЕВСЕЕНКО, который считает, что торговые комплексы ждет коллапс, если их владельцы не подстроятся под ситуацию:
— На самом деле торговых центров построили гораздо больше, чем надо. Надо уменьшать стоимость аренды помещений, но ни власти, ни сами рантье не хотят этого делать. Если собственники очнутся и начнут маневрировать, жизнь торговых комплексов можно продлить.
По данным Союза организаций торговли Омской области, на 1 октября 2024 года в регионе действовало 15,4 тыс. торговых объектов, в том числе 10,9 тысяч – магазины. Остальные – НТО, палатки, аптеки и т. д. Из них в Омске работают 57,7% объектов. В целом товарооборот Омской области в январе – ноябре 2024 года оценивается в 490 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом он увеличился на 7%. А оборот интернет-торговли в январе-сентябре вырос более значительно – на 13,5%. При этом в торговле Омской области заняты 132,5 тыс. человек, что в общем объеме занятых в экономике региона составляет около 15%, т. е. первое место среди всех отраслей.
Ранее обзор был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 15 января 2025 года.