Более оптимистично, чем в январе, оценивая итоги месяца, предприниматели и эксперты в феврале усугубили долгосрочный прогноз: дальше будет хуже
Российский Индекс PMI-Russia в сфере услуг, который по заказу банка HSBC строит агентство Markit, в феврале продолжил падение и достиг уровня 2009 года, опустившись с 44% в январе до 41,3%. Аналитики банка обращают внимание на вызываюшие настороженность рекордные темпы сокращения объемов незавершенных заказов, что сулит падение и в марте.
В отличие от российского, текущий (по итогам месяца) уровень Индекса делового климата омской экономики (ИДК-Омск) демонстрировал рост — с 30% до 35%. На графике (ниже) легко заметить, что в этой фазе почти повторяется ситуация начала 2009 года — с той разницей, что в предыдущий кризис значения индекса в январе-феврале были выше, а тренд долгосрочного прогноза (на первом графике) к этом моменту уже был восходящим. Сейчас же долгосрочные ожидания деятелей рынка с каждым месяцем все хуже, линия на графике опускается все ниже, и перспектив преодоления нисходящего тренда не видно. Очень похоже на то, что траектория спада станет пологой, чтобы стремиться к "дну" как можно дольше.
Как полагают эксперты АРИ, сохранение индекса долгосрочных ожиданий (какой будет экономическая ситуация через год) на уровне ниже критичных 30% означает, что такая ситуация может продлиться долго. В феврале "долгосрочный" ИДК составил 24% после январских 20%. Отскок на 4 пункта отнюдь не означает улучшения прогноза, поскольку эксперты уверены: "Через год ситуация в сфере услуг на региональном рынке не улучшится или, скорее, станет еще хуже".
Как и в российском индексе, ИДК-Омск показывает тревожное падение уровня незавершенных заказов в обоих сегментах — что по итогам февраля, что в прогнозе на следующий месяц.
Индексы двух отслеживаемых сегментов ИДК-Омск – "Медиа" и "Риэлт" — продолжают колебаться синхронно. Медиа-эксперты (реклама, маркетинг, издательство и т.п.) традиционно демонстрируют больше оптимизма (38% — текущий и 27% — долгосрочный индекс без фильтрации); у риэлторов же сдержаннsq оптимизм сменился весьма мрачным настроением (30% и 21%, соответственно).
Особенностью нынешнего кризиса можно назвать потребительское спокойствие: после декабрьского взлета валют население постепенно успокоилось, чему способствовали новогодние каникулы, череда мужских-женских праздников и пропаганда того, что у власти все под контролем. Парадоксально, но отсутствие паники у населения умиротворяюще действует... на то же самое население.
Сдерживанию тревожности населения служит и достаточная стабильность рынка труда. Среди компонентов, формирующих ИДК, интересен индекс использования рабочей силы: с ноября показатель "текущей" занятости остается, примерно, на одном и том же уровне. Причем, если в предыдущие месяцы эксперты прогнозировали сокращения персонала, то сейчас надеются, что можно обойтись и без этой непопулярной меры.
Подступающая необходимость повышения цен у предпринимателей трансформируется в жалобы на рост затрат. Руководители компаний говорят о том, что другие ("смежники", "поставщики") повышают цены, но сами они не планируют менять стоимость своих услуг. Только медийщики заявили о готовности в марте отпустить цены, вероятно, чтобы использовать фактор сезонного подъема и поправить дела.
Так или иначе, все экспертные оценки сходятся в неминуемом росте инфляции как единственном факторе поддержания экономики.
Диаграммы © АРИ