«А не совершить ли революцию самому пока ее не сделали другие?!», — подумал король.
Ровно 40 лет назад – в январе 1979-го — в Омске вышел машинописный неподцензурный литературный журнал, который со следующего – второго – номера стал называться «Карапуз с колесом». А первый номер пока был без названия. Выпускало его молодежное литературное объединение, возглавляемое тогда молодой и яркой Татьяной ЧЕТВЕРИКОВОЙ. Но ей показывали, чтобы не попало сверху, только уже готовый журнал. Ведь литературное объединение – как все аналогичное в СССР – было каким-то отчетным звеном по работе с молодежью в структуре ВЛКСМ, представителей которых – спасибо Татьяне Георгиевне – мы так ни разу и не видели. Как громоотвод она брала все на себя.
В редколлегию входили Сергей ИГНАТЕНКО, 17-летний юный Юрий ПЕРМИНОВ и мотор всего этого проекта – Павел РАДЗИЕВСКИЙ – талантливый художник, поэт и прозаик. Накануне нынешнего 2020-го Нового года исполнилось 40 дней с даты его смерти. Тогда — в день ухода — ряд СМИ сообщили о случившемся, назвав Павла Эдуардовича издателем единственного в Советском Союзе эротического журнала «Карапуз с колесом». Павлу бы это понравилось. Хотя отношение к истине это определение не имеет ни малейшего. Была просто вырвана из контекста ироническая фраза из воспоминаний о Павле нынешнего журналиста «Новой газеты», а тогда, в конце 70-х — начинающего поэта Георгия БОРОДЯНСКОГО.
Одним из толчков к изданию омского журнала стало появление в Москве независимого рукописного литературного журнала «Метрополь». В тот момент мы его еще не читали, только слышали о его появлении из «вражеских» голосов. Сквозь свист и глушилки. А чем мы хуже!
Уточняю для родившихся позже: каждый текст в Советском Союзе перед тем как быть напечатанным (исполненным со сцены, прозвучавшим по радио или ТВ) должен был пройти цензуру (ЛИТО). Все, что не залитовано, было запрещено с дальнейшими последствиями. По общественной, комсомольской, партийной линии или (и) по линии соответствующих органов.
Пару десятилетий казалось, что экземпляры «Карапуза с колесом» пропали без следа. Но рукописи действительно не горят. Данная публикация посвящается памяти Павла РАДЗИЕВСКОГО, о котором Татьяна ЧЕТВЕРИКОВА тогда сказала: «Он может стать голосом поколения». Все иллюстрации в журнале – его.
А вот это обложка следующего — второго — нромера журнала: