Индекс делового климата ушел в пике, почти как в конце 2014 года, причем, не только текущий, но и долгосрочный
Агентство региональных исследований обнародовало результаты очередного замера Индекса Делового Климата (ИДК) в Омской области, рассчитываемого на основании экспертного опроса профессионалов в сфере медиа (реклама и СМИ) и риэлт (недвижимость, оценка и строительство). В октябре 2015 года ИДК-Омск опустился ниже отметки 30% и достиг уровня начала 2009 года (начала выхода из предыдущего кризиса). При этом значение текущего показателя совпало с ИДК долгосрочным (прогноз на будущий год). Как отмечают аналитики АРИ, "вкупе с обвалившимся индексом долгосрочных ожиданий (с 45% до 29%) все это говорит о почти полном исчерпании потенциала рыночного оптимизма и переходе в состояние стабильно глубокой рыночной депрессии".
В октябре резкое падение продемонстрировал общероссийский аналог ИДК — индекс PMI-Russia в сфере услуг, вычисляемый агентством Markit по заказу банка HSBC. В минувшем месяце он также резко упал — с 51,3% до 47,8%. При этом отмечено снижение новых заказов, сокращение прибыли, максимальное за пять месяцев сокращение объема незавершенных заказов, а также падение занятости, которое продолжается уже двадцать месяцев подряд и стало рекордным после февраля текущего года. Минимальным за восемь месяцев стал и уровень долгосрочных деловых ожиданий.
На омском рынке отмечено аналогичное усиление спада реализации и рекордные темпы спада по новым заказам (24% против сентябрьских 52%). Отмеченное АРИ"превышение инфляции производства над инфляцией отпускных цен – также одно из самых значительных (74%-54% — двадцать процентных пунктов)" означает, что при росте себестоимости омские предприниматели из последних сил пытаются удержать отпускные цены, в том числе, "оптимизируя" расходы на персонал — сокращая штаты и зарплаты. Этим можно объяснить и отмеченное экспертами сокращение занятости (42%).
Сентябрьский оптимизм риэлторов и строителей, ожидавших через год роста, сменился пессимизмом, даже более радикальным, чем у медийщиков: долгосрочный ИДК-риэлт составляет 22%, ИДК-медиа — 36%. Даже просто оценив градиенты (угол пике) диаграмм конца 2014 года и октября 2015 года, можно представить, какие настроения владеют предпринимателями.
Диаграммы © АРИ