Были объявлены закупки творога и «Снежка» на 2024 год снова с характеристиками, не отвечающими требованиям безопасности.
Шестого декабря Арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области и департамента образования Администрации города Омска на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 по делу №А46-945/2023.
«Коммерческие Вести» подробно освещали процессы. Так, в первой инстанции КПОО «Центр питательных смесей» требовало признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 декабря 2022 года. Фабула такова: 5 декабря 2022 года Департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска разместил извещение о проведении электронного аукциона на поставку питьевого йогурта для бюджетных учреждений Ленинского административного округа Омска. КПОО «Центр питательных смесей» предложил йогурт «Медвежонок», но его заявка была отклонена. Изучив документацию к закупке, ЦПС подал в Омское УФАС России жалобу на положения извещения, нарушающие, по его мнению, требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ, выразившиеся в невыполнении обязательных требований СанПиН. Закупка исключала сертифицированное для детей питание. 27 декабря 2022 года антимонопольная служба приняла решение признать жалобу необоснованной, сославшись на то, что контрактная система в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из своих потребностей и целей, при условии, что требования не повлекут за собой ограничение количества участников закупки. Конкретно в этом случае УФАС определило, что для целей организации питания детей могут использоваться товары, не запрещенные перечнем, установленным СанПиН.
Не согласившись с позицией антимонопольного органа, «Центр питательных смесей» обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконным в части признания его жалобы на действия ДКС необоснованной. Суд первой инстанции указал, что департамент выбрал код позиции КТРУ, который отвечал его потребностям, а код позиции КТРУ «Биойогурт», предлагаемый ЦПС, не соответствовал предмету закупки и потребности заказчика, отказав в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции решил иначе, обратив внимание на то, что антимонопольный орган был обязан проверить относимость всех предусмотренных КТРУ кодов по наименованию «Йогурт» к предмету спорной закупки и мотивировать обоснованность выбора кода заказчиком, но этого сделано не было. Восьмой арбитражный апелляционный суд постановил отменить решение Арбитражного суда Омской области от 16 мая 2023 года, требования, заявленные казенным предприятием Омской области «Центр питательных смесей», удовлетворить. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 декабря 2022 года признано незаконным «в части признания необоснованной жалобы казенного предприятия Омской области «Центр питательных смесей» на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку йогурта питьевого для бюджетных учреждений Ленинского административного округа Омска».
Что важно, суд подчеркнул, что согласно ТР ТС «О безопасности молока и молочной продукции» требования к показателям кисломолочных продуктов для детей школьного, дошкольного возраста и взрослых существенно отличаются. Для детей допускаются только натуральные пищевые вкусоароматические вещества, не допускаются подсластители, стабилизаторы, консерванты, искусственные ароматизаторы. Для взрослых использование этих веществ не регламентируется. Допустимое количество токсических продуктов превышает нормы для детского питания в 5–20 раз. Таким образом, суд постановил: детей надо кормить продуктами, предназначенными только и именно для детей. Решение устояло в третьей инстанции: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил оставить без изменения постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023, а кассационные жалобы – без удовлетворения.
Также прокуратура Омской области, на основании принятого судом еще апелляционной инстанции судебного акта, внесла представление директору департамента образования администрации Омска (должностное лицо было привлечено к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей) и направила информацию о недопущении впредь подобных нарушений директору департамента контрактной системы.
Впрочем, посетовала в разговоре с «Коммерческими Вестями» директор КПОО «Центр питательных смесей» Елена ХУДОЛЕЙ, ситуация в целом не изменилась. Она сообщила, что в нарушение судебного акта и представления прокуратуры Омской области детские сады Омска, подконтрольные, естественно, департаменту образования, в декабре 2023 года объявили закупки творога и кисломолочного продукта «Снежок» на 2024 год снова с характеристиками, не отвечающими требованиям безопасности для питания детей. Несмотря на то, что за подобные действия сотрудники департамента ранее уже привлекались к дисциплинарной ответственности:
– Суды и УФАС по Омской области определили качественные характеристики кисломолочных продуктов (йогурта, творога, «Снежка» и других), подлежащих закупке для питания детей в детских садах. 28 декабря 2023 года в результате действий со стороны департамента образования как контролирующего органа в отношении детских садов, и детских садов Омска закупки на творог и кисломолочный продукт «Снежок» на общую сумму порядка 43,5 млн рублей отменены по причине закупки продуктов не отвечающим требованиям безопасности детей. То есть дети по вине заказчика в 2024 году остались без творога и «Снежка». На следующий день, 29 декабря 2023 года, после отмены закупок УФАС по Омской области детские сады – теперь уже на площадке электронного магазина – объявили закупки творога по характеристикам, не соответствующим требованиям для питания детей. Несмотря на решение суда, представление прокуратуры, решения УФАС по Омской области детские сады вновь закупают продукцию по характеристикам, не отвечающим требованиям безопасности для питания детей. Видимо, для департамента образования и детских садов закон не писан, а если писан, то не читан, а если читан, то не понят, а если понят, то не так.
Елена ХУДОЛЕЙ настаивает, что контролирующим органам следует обратить внимание на бездействие департамента образования администрации Омска по осуществлению контроля за исполнением законодательства детскими садами в области питания детей: на защиту прав и законных интересов детей Омска должны встать прокуратура, уполномоченный по правам ребенка и Роспотребнадзор.
Фото © avatars.mds.yandex.net