Митрополит ФЕОДОСИЙ принял (1986) Омско-Тарскую епархию с шестью приходами, а сдал (2011) со 150 приходами.
Сегодня, 28 мая, исполнилось четыре года со дня смерти митрополита ФЕОДОСИЯ, возглавлявшего Омско-Тарскую епархию 25 лет.
Митрополит ФЕОДОСИЙ (в миру Игорь Иванович ПРОЦЮК) родился 7 января 1927 года в семье диакона-псаломщика в селе Топольно. Тогда это была территория Польской Республики, а теперь – Волынской области современной Украины. Два брата будущего митрополита также избрали путь служения православной вере.
В 1943 году Игорь ПРОЦЮК окончил гимназию в городе Горохов, который, как и вся Волынская область, к тому времени уже входил в состав Советского Союза. ПРОЦЮК сдал экзамен на псаломщика при пастырско-богословских курсах Почаевской Лавры и в 1944 году был принят в юрисдикцию Московской Патриархии, где его определили иподиаконом Троицкого кафедрального собора города Луцк. Во время Великой Отечественной войны, 24 марта 1945 года, епископ НИКОЛАЙ рукоположил иподиакона в диаконы, а 1 апреля – в священники.
С 1947 года отец ИГОРЬ стал настоятелем Троицкого собора в Волынской области, а через два года – настоятелем церкви Рождества Богородицы Хмельницкой области. В 1951 году он поступил на заочное отделение Ленинградской духовной семинарии, а через год уже учился в Ленинградской духовной академии. В 1956 году после окончания академии отец ИГОРЬ был возведен в сан протоиерея. В 1959 году он получил степень кандидата богословия за сочинение «Святой Ефрем Сирин как экзегет Священного Писания Ветхого Завета».
27 ноября 1962 года Игорь ПРОЦЮК был пострижен в монашество и наречен при постриге ФЕОДОСИЕМ, а 28 ноября 1962 года – возведен в сан архимандрита. В 1962 году ФЕОДОСИЙ стал епископом Черниговским, в 1964 году был назначен епископом Полтавским и Кременчугским, в 1967 году – епископом Черновицким, в 1972 году – епископом Смоленским и Вяземским. В 1977 году ФЕОДОСИЯ возвели в сан архиепископа. В ноябре 1979 года его удостоили ученой степени магистра богословия за диссертацию «Обновленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 год (по материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархий)».
С 9 по 20 октября 1980 года в составе паломнической группы Московского патриархата ФЕОДОСИЙ посетил Святую Гору Афон, в 1984 году с паломнической группой Русской Православной Церкви совершил поездку на Святую землю. В том же году ФЕОДОСИЮ поручили зарубежный экзархат: 26 декабря 1984 года он был назначен архиепископом Берлинским Среднеевропейским, экзархом Средней Европы.
В 1986 году ФЕОДОСИЙ попал из Европы в Сибирь: патриарх Московский и Всея Руси ПИМЕН назначил его архиепископом Омским и Тюменским. Позднее ФЕОДОСИЙ вспоминал:
«До глубины души тронуло искреннее, доброе отношение духовенств и мирян, которые в позднюю декабрьскую ночь пришли встречать меня. Глубоко сожалел и каялся, что шесть месяцев оттягивал поездку и боялся Сибири».
В епархии на тот момент было всего шесть приходов. Определением Священного синода от 25 января 1990 года ФЕОДОСИЙ был именован архиепископом Омским и Тарским. С 23 февраля 1997 года его возвели в сан митрополита.
На заседании в марте 2002 года Священный синод рассмотрел рапорт (заявление), в котором ФЕОДОСИЙ просил согласно Уставу Церкви и в связи с его 75-летием со дня рождения уйти на покой. Однако Синод попросил его продолжить нести службу на Омской кафедре. 27 июля 2011 года митрополит ФЕОДОСИЙ ушел на покой.
Умер ФЕОДОСИЙ 28 мая 2016 года на 90-м году жизни в Омской областной клинической больнице и 30 мая был похоронен в нижнем храме Ачаирского монастыря.
«Журнал Московская Патриархия» за апрель 2005 года опубликовал статью митрополита ФЕОДОСИЯ «От Пасхи первой и до шестидесятой (из воспоминаний митрополита ФЕОДОСИЯ)»:
«Я полюбил Омскую землю. Народ здесь добрый и гостеприимный. Совершая поездки по епархии, с радостью отмечаю духовный рост паствы. Восстанавливаются и вновь строятся храмы. Это происходит благодаря поддержке местных властей и лично губернатора Леонида Константиновича ПОЛЕЖАЕВА.
Вспоминаю тот далекий 1986 год, когда я прибыл в Омск. Добираясь на такси до архиерейского дома, я увидел в самом центре города старинный, с куполами и крестами, собор. «Вот, – думаю, – будет кафедральный собор города Омска». Высказываю мысль вслух, а таксист поправляет: «Это не действующая церковь, а органный зал!» Я решил молиться Николаю угоднику о передаче этого храма епархии. И молитвы мои, видимо, были услышаны: в начале 1990-х годов мы стали в нем служить.
Не могу не сказать об Ачаирском монастыре. Он находился на месте колонии №8 сталинского ГУЛАГа, многие из узников которой были расстреляны и заморены голодом. Впервые об этом печальном месте я узнал из беседы с тогда еще школьником, а ныне омским историком-краеведом Александром ЛОСУНОВЫМ. Работая в архивах, он нашел целый рад документов, освещающих жизнь бывшей в тех в дореволюционные годы Богородицы-Михаило-Архангельской женской обители. Именно ее посещал 100 лет назад святой праведный Иоанн Кронштадтский. Этот монастырь мы считаем предшественником существующего ныне. В 1920–1950 годы на территории, прилегающей к нынешнему монастырю, была устроена вначале детская коммуна, а затем печально известная колония №8. Отрадно вспомнить, что в 1993 году, во время посещения Омской епархии, Святейший Патриарх АЛЕКСИЙ в только что возрожденном монастыре совершил первую Божественную литургию. Ныне монастырь стал признанным духовным центром не только нашей епархии, но и всей Западной Сибири, в чем несомненная заслуга его настоятельницы игуменьи Веры (БИРЮКОВОЙ)».
Журналист Наталья ПОЛИЩУК написала о ФЕОДОСИИ в своей статье «Трудности приходят и уходят, остаются добрые дела» в журнале «Пастырь» за декабрь 2007 года:
«Сколько эти благословенные годы жизни владыки ФЕОДОСИЯ вместили молитв и трудов, скорбей и радостей, обретений и потерь – один Бог ведает. Здесь, на земле Сибирской, обрел он свою вторую родину. Этой земле отдает он все богатство своей души, все Богом данные ему таланты и силы. Все те благодатные перемены, которые мы видим: возрождающаяся жизнь Церкви и народа Божия, возвращение его к отеческой вере православной, строительство монастырей и храмов, – так или иначе связаны с именем Омского архипастыря. Благодаря ему, носителю многовековой русской духовной традиции, немало людей, стоящих на разных ступеньках социальной лестницы, нашли путь к храму».
Владыко ФЕОДОСИЙ с горечью вспоминал о том периоде, когда вера советскими властями хоть и не была запрещена полностью, но находилась в тяжелом положении:
«1962 году я приехал в Чернигов. Из женского монастыря уже выселили всех монахинь, причем выселили так, что больных сестер и умирающую монахиню через окно выносили во двор... И вот в этом монастыре, где стояли пустые монашеские кельи, оставалось все еще Черниговское епархиальное управление. А рядом возвышался закрытый Троицкий собор, в подвале которого были скрыты мощи святителя Феодосия Черниговского. Наружу выходило маленькое окошко, возле которого всегда лежали свежие цветы, потому что местные верующие знали, что там, внизу, мощи святителя. И вот каждый вечер ходишь вокруг собора, читаешь правило, а на душе горько, что не могу я там побыть, не могу помолиться и приложиться к святыне. Вот где была горечь целого года с лишним моего пребывания на той кафедре... Подъезжаешь из Киева – святой град, куда ни глянь – все купола с крестами, и все закрытые, а действует только одна маленькая церковь – Воскресенская на подъезде к базару. Вот эту церковь нам и отдали. Место оживленное, базар, народ к нам шел: свечку поставить, молебен заказать. Но в праздничные и воскресные дни она была переполнена одна действующая церковь на город.
Из Полтавы – перевод в Черновцы, и здесь, образно говоря, совершенно другой коленкор. Приходилось служить по-румынски и по-украински. Кафедральный Никольский собор в Черновцах был в «Пьяной церкви». Не удивляйтесь такому названию. По проекту архитектора была заложена какая-то загадка: в куполе были сделаны скошенные окна, и когда смотришь со стороны, не поймешь никак, куда же они выходят, все точно, четко рассчитано, но впечатление, что окна как будто «падающие». Так в народе ее называли «Пьяная церковь».
Потом последовал перевод в Смоленск, где я 12 лет возглавлял кафедру. Великолепный собор – один из первейших соборов в России. Смоленск, конечно же, сыграл большую роль в моей судьбе. Сюда приезжало много туристов. Причем еще тогда, в советское время, на железнодорожном вокзале можно было получить путеводитель по городу, в котором было написано, что здесь есть действующий кафедральный собор. Поезда останавливались более чем на два часа. За это время люди успевали приехать в собор и приложиться к святыне, а кто-то – просто увидеть. В этом соборе находится еще одна святыня – это Плащаница. В 1812 году Плащаница была вывезена НАПОЛЕОНОМ, а гусары легендарного Дениса ДАВЫДОВА отбили ее у французов и вернули обратно в Смоленск».
Автору данных строк неоднократно приходилась бывать на богослужениях, которые проводил ФЕОДОСИЙ, на различных мероприятиях, где он выступал с докладами, и даже «в местах не столь отдаленных», где он вел беседы с заключенными.
Припоминаю, как я однажды попал на рабочее собрание священнослужителей. Сохранились и записи с этого собрания. Здесь впервые узнал, каким ФЕОДОСИЙ может быть таким требовательным руководителем. Он отчитывал одного батюшку. Разговор был такой – и без всякой церковной лексики:
«Я тебе же в тот раз говорил, чтобы ты сделал дорожку и ворота у входа в церковь. Ты не для меня их делаешь, мне твои ворота не нужны. Нужны тротуар и ворота прихожанам, ты должен заботиться о них. Это лицо церкви. Так ты скоро будешь служить в пустой церкви. Верующие не станут ходить. И больше не ходи в исполком и не проси там помощи. У них своих забот хватает. Будут там какого то попа слушать! Я тебя когда ставил, тебя предупреждал, что буду строго спрашивать».
Приходилось присутствовать и на днях рождения у митрополита ФЕОДОСИЯ. Как правило, на празднике присутствовали украинский хор «Сирый клин» и казаки, представители национальных культурных объединений. Кстати, ФЕОДОСИЙ любил гостей угощать. У него всегда стояла рюмочка так примерно грамм на двадцать пять, и пил он вино. Правда, перед казаками рюмки были поставлены другой емкости. Перед началом застолья (и в конце) читалась краткая молитва, а только потом начиналось тожественная часть с поздравлениями и песнями хора «Сирого клина». Однажды, так как я был с фотоаппаратом, стал снимать застолье, на что Владыко сделал мне замечание:
«Ты садись за стол, хватит «мигать» (фотовспышкой), второй раз потчевать не стану».
В 1994 году городу Тара исполнилось 400 лет со дня основания. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Среди почетных гостей были митрополит ФЕОДОСИЙ, бывший министр обороны СССР и последний маршал Советского Союза – наш земляк Дмитрий ЯЗОВ. На юбилее ФЕОДОСИЙ проводил службу не только в Спасской церкви, но и прямо под открытым небом при большом скоплении верующих. После молитвы, как правило, приходили встречи митрополита ФЕОДОСИЯ с народом. В его правилах было всегда выслушать обратившего к нему человека – и неважно, верующий он или нет. Как он любил говорить, «у каждого свой путь к Господу, И рано или поздно он его приведет к Богу». Сказанные слова казались простыми, а сколько в них заложено искренней правды! В итоге люди действительно шли в церковь.
Однажды я был свидетелем, как митрополит Феодосий выходил из храма, а в этот момент к храму подходила пара молодоженов. Мать невесты осмелилась, подошла к ФЕОДОСИЮ и обратилась с просьбой благословить молодую семью. Хотя Владыко после службы выглядел усталым, но он все равно уделил внимание молодоженам.
В конце прошлого века мне по заданию редакции пришлось снимать на фото детскую новогоднюю елку, на которой присутствовал ФЕОДОСИЙ. Сколько было на его лице радости, когда дети пели песенки и читали стишки! Рассказал ФЕОДОСИЙ детям и присутствующим бабушкам и дедушкам историю из своего далекого детства:
«У меня было два брата, и мы играли на улице в разные игры. Отец мой был священником. Рядом с нами жила семья католического священника, и там тоже были такие же мальчишки – наши сверстники. Бывали случаи, когда мы ссорились с ними. Мы их обзывали «католиками», а они нас, в свою очередь, обзывали «попятами». Иногда в наши ссоры вмешивались родители и мирили нас».
К митрополиту ФЕОДОСИЮ приходили за советами верующие и неверующие. Его двери (он жил в частном доме по улице Урицкого) всегда были открыты. Среди гостей были политики и бизнесмены, военные и студенты. Приходили за благословением перед выборами кандидаты в депутаты всех уровней. В напутствии он многим говорил:
«Живите по законам Господа и поступайте по совести и с чистыми помыслами. Да хранит вас Господь!»
Фото © Алексей ОЗЕРОВ