Московские ученые проанализировали феномен вечно обиженного омича
В пресс-центре "МКР-Медиа" прошло третье региональное заседание экспертного клуба ВЦИОМ "Платформа". На этот раз дискуссионная сессия называлась "Люди Омска: социальный капитал города" и была посвящена по большей части тому, каким образом должен развиваться город, чтобы омичи не стремились из него уехать. Ранее, в июне 2016 года экспертный клуб устроил обсуждение проблем экологии и организации современного городского пространства Омска, а в августе — перспектив экономического развития.
Накануне московский центр социального проектирования "Платформа" провел экспертное исследование социальной среды Омска, в котором, помимо обычных горожан, приняли участие порядка 70 представителей бизнеса, власти и общественных деятелей. Итоги этой работы подвел гендиректор центра Дмитрий ЛИСИЦИН.
В ходе бесед специалисты исследовательского центра выявили любопытную проблему: существует серьезная дистанция между тем, как горожане воспринимают Омск, и их собственной самооценкой.
— У омичей, в том числе, и экспертов, мнение об обществе и самих себе крайне высокое, — утверждает Дмитрий ЛИСИЦИН. -Они считают, что они умные, образованные и гордые. В целом мнение о себе довольно комплементарное, поэтому город оценивается намного хуже — как малоперспективный. Обязательно в интервью кто-нибудь скажет, что Омск проигрывает каким-то другим городам-миллионникам, при этом количество негативных примеров будет зависеть только от образованности респондента. И есть твердое мнение, что Омск не удобен для жизни, — здесь аргументация зависит от конкретного собеседника.
Так по результатам исследования был сформулирован "фундаментальный вопрос": "Почему такому хорошему обществу достался такой плохой город?" Специалисты центра нашли возможный ответ: "Это следствие неудовлетворенного запроса на динамичное развитие города". Омичей с высокой самооценкой не устраивают те темпы развития города, которые они наблюдают. Но темпы от этого не ускоряются — потому и возникают "различные негативные последствия". Одно из них — появление типа идентичности горожанина, который исследователи обозначили как "обиженный омич" — человек, который знает, что достоин лучшего, и "вечно не доволен своим положением". Его естественная реакция на все, что происходит с городом — это "жалоба".
Специалисты признают, что успешные практики, которые разуверили бы жителей Омска в их печальном мнении о городе, отсутствуют. А это "только консервирует такое состояние". После общения с обиженными омичами специалисты центра "Платформа" почувствовали, что они находятся в поисках "новой гордости" и "нового повода для оптимизма". Пока, однако, эти ниши пустуют.
Полностью репортаж с заседание экспертного клуба читайте в ближайшем номере «Коммерческих вестей» от 26 октября