Все рубрики
В Омске суббота, 25 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 73,0081    € 85,6823

Призрачно всё… В Омске открылась выставка памяти мастера светописи

29 июня 2021 10:44
1
1860

Его творчество можно сравнить с алхимией и шаманством. 

В Музее просвещения открылась выставка «Светопись» памяти талантливого омского фотохудожника Сергея СОКРУТЫ. Он ушел из жизни в ночь на 1 марта 2020 года, оставив богатое творческое наследие, которым Омск может гордиться.

Выставка не случайно называется «Светопись» – так переводится с греческого на русский известное всем слово «фотография». По сути, фотография – это живопись светом на светочувствительном материале, как на холсте. По отношению к «цифре» определение становится бессмысленным, поскольку подобное возможно только на пленке и на бумаге. И в век цифровых технологий Сергей СОКРУТА оставался «светописцем», хранившим верность пленочной фотографии и ручной печати, причем экспериментируя здесь с самыми причудливыми и сложными техниками.

Экспозицию составляют в основном черно-белые фотографии – их автор считал особенно долговечными, не подверженными влиянию времени. Цветные – редкость, и даже в них цвет зачастую приглушен, и снимок кажется монохромным. Легкая размытость кадра, глубокий черный цвет, некая недосказанность и загадка отличают фирменный «сокрутовский» стиль.

Почти неузнаваема улица Валиханова, где в темноте едва всплывают знакомые силуэты (мультиэкспозиция, жидкая эмульсия). Кажется ночной снятая днем «Лестница» (монокль, серебряно-желатиновый отпечаток). Напоминают графику снимки, сделанные в Тобольском кремле (жидкая эмульсия, тонирование). Привычный город превращается в странный «Инфроград» (инфракрасная пленка, лит-печать, засветка). И плывут, плывут «Сны Любинского».

Портреты тоже не однозначны, так как автор не признавал гиперреализма, и, кажется, в самом реалистическом виде творчества – фотографии – проявлял себя мыслителем, философом, эстетом.

– В плане техники печати Сергей Владимирович был величайшим мастером, – замечает куратор выставки Ольга КАРЛОВА. – Он стремился каждую свою работу сделать законченным произведением искусства. Первоначально ему неинтересно было печатать серии. Он брал какой-то кадр, делал одну работу, доводя ее до совершенства, и мог уже эту серию бросить и снимать новую. Но потом он стал участвовать в конкурсах, а там определенные условия: нужно предоставить как минимум триптих. И он начал печатать серии. Но чтобы в каждой делать что-то новое, стал пробовать разные камеры, разные объективы. Так он, собственно, пришел к пинхолу.

Пинхол – «прапрадедушка» современного фотоаппарата, камера, в которой вместо объектива – лишь маленькое отверстие. Снимать приходится чаще всего с длительной выдержкой и при определенном освещении. Что получится в результате, заранее сказать нельзя. Но именно эта непредсказуемость и привлекала Сергея СОКРУТУ как творца.

В другой раз он использовал монокль – объектив с одним стеклом. Изображение в этом случае получается расплывчатым и загадочным, можно сказать – обманчивым.

Плюс к таким «несовершенным» техникам съемки СОКРУТА добавлял еще и альтернативные техники печати. Например, лит-принт с его агрессивной химической средой. Работа тут сровни алхимии и шаманству. Как пойдет проявка, зависит не только от температуры раствора и условий, в которых хранились проявитель и бумага, но и от того, как «расположились звезды» – так говорил сам мастер. Можно ждать появления изображения почти час, а потом отвернуться на две секунды, и за это время бумага безнадежно почернеет.

Серии «Мост через Чуну» и «Подмостье», пожалуй, одни из знаковых работ фотохудожника. Его подмостье хочется назвать запредельем, настолько ирреален там обычный окружающий мир. А мост и вовсе уходит к неведомому берегу – тонет в бесконечности и тумане.

«Оставляю в неизвестном
Свои мысли и мечты.
Мчусь куда-то: жестко, тесно
В мире шумной суеты.
Нет, мостов не перекинуть.
Переправ не навести.
Берег тот, что я покинул,
Уж остался позади…
» – 
написал однажды Сергей СОКРУТА, словно предчувствуя собственный уход. Нынешняя выставка его работ – первая без присутствия автора.

«Спасибо музею, друзьям, родным, коллегам, всем причастным за память, за общность, за то, что храните, бережно несете образ Мастера сквозь время, несмотря ни на что. Пусть память будет бессмертна, творчество Сергея СОКРУТЫ бесконечно, тепло его сердца – безгранично», – запись в книге отзывов.

Выставку «Светопись» можно посетить до 21 июля.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



Комментарии через Фейсбук
Михаил 30 июня 2021 в 14:32:
Очень светлый человек! Сергей!
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.