Знаково-информационные системы снова стали предметом жарких дискуссий между чиновниками и предпринимателями.
В феврале в Центре «Мой бизнес» состоялся круглый стол, посвященный определению и согласованию знаково-информационных систем и рекламных вывесок. Городские чиновники планируют внести изменения в постановление № 348-п от 7 мая 2019 года, устанавливающие требования к типам, видам и техническим характеристикам знаково-информационных систем, а также в правила благоустройства.
Нововведения предринимателям представила Елена КАРПОВА, начальник отдела развития рекламно-информационной среды управления делами администрации города Омска. В частности, высоту фасадных вывесок предлагается уменьшить до 0,5 метра, а длину – до трех метров. Сохраняется требование относительно места размещения вывески: она должна размещаться в пределах занимаемого объекта. Предлагается внести корректировки и в предельные размеры режимных вывесок: до 0,6 метра по высоте и 0,4 метра в длину. КАРПОВА уточнила, что от части пунктов исполнительная власть отказалась в ходе их обсуждения с бизнесом, а часть видоизменила.
Неточные определения
Дискуссия выдалась жаркой. Илья НИКОЛИН, руководитель сети автосервисов «Reaktor», президент Омского областного Союза предпринимателей не понял, зачем вводить ограничения по длине и высоте вывески, если все помещение первого этажа здания, к примеру, принадлежит одному собственнику. Он добавил, что изучил регламентирование ЗИС в Москве и Санкт-Петербурге и не нашел там подобной практики. КАРПОВА парировала: это изменение как раз омские предприниматели сами и выдвинули:
«Для нас-то наиболее оптимально использовать именно рекламные конструкции, потому что город в этом случае выигрывает – бизнес платит государственную пошлину за выдачу разрешения на ее размещение. Для знаково-информационным систем пошлин нет».
— Я правильно понимаю, что вывеска, которая признается рекламой, может остаться в любых, по сути, размерах, как и было ранее? – поинтересовался НИКОЛИН.
«Конечно», – подтвердила КАРПОВА.
— Подождите, согласно этому последованию, мы рекламные вывески не имеем права размещать на жилых зданиях. Тогда зачем эти ограничения?! – удивился Сергей ПАРШИН, исполнительный директор проектного бюро «ПСК».
КАРПОВА пояснила: владельцы квартир в многоквартирных домах действительно не в восторге от «разнообразия рекламных конструкций», как выразилась чиновница, на их фасадах. При этом они не против информирования о размещении на первом этаже какого-то объекта – допустим, пекарни или салона красоты. Именно в таком прямолинейном написании вывеска будет считаться знаково-информационным объектом, а не рекламой.
Иван ПОПОВ, представитель ООО «Компания Градэ» высказался от имени производственников рекламных конструкций:
«Понимаете, у компаний вывески разной длины в силу названия! Есть слово «отель», а есть «Фармакопейка». Не думайте, что чем больше вывеска, тем мы больше зарабатываем».
— Проблемы, которые сегодня существуют в рамках исполнения постановления, связаны, на мой взгляд, с неоднозначностью применяемых терминов. Человек, который получил разрешение на размещение ЗИС хоть по новому типу, хоть по старому, остается незащищен с точки зрения исполнения жилищного и гражданского кодекса. Критериев, связанных с определением, содержит конструкция сведения рекламного характера или не содержит, тоже не утверждены. Мы полагаемся опять на субъективное мнение чиновника? – возмутился ПАРШИН. – Вывеска пункта выдачи Ozon будет иметь рекламный характер? На мой взгляд, да, это бренд и вывеска привлекает к себе внимание. В судебном порядке она с 90%-й вероятностью будет признана рекламой или содержащей рекламные сведения. Поэтому с омским определением знаково-информационной системы предприниматели, думаю, очень сильно будут рисковать. Особенно в случае конфликта с собственниками квартирных домов или административных зданий.
«А вы хотите, чтобы вывеска была ИП Петров? – возразила Диана КАЗАКОВА, заместитель управляющего делами администрации города Омска. – Вы бы сами пошли в такой пункт выдачи Ozon? Вы противоречите закону о защите прав потребителей!»
-Так и надо определиться! – не сдался ПАРШИН. – Риск в том, что вывеску, зарегистрированную как ЗИС, признают рекламной просто на основании заявления любого собственника. Вы ставите предпринимателей в позицию, в которой никто не будет соответствовать правилам о знаково-информационных системах.
КАРПОВА продолжила спор:
«С вашей же точки зрения, вывеска Ozon – это реклама?»
— По моему мнению, да, но соседка может думать иначе, – ответил ПАРШИН. – Все это очень субъективно, в том и дело. Если для ЗИС будут установлены параметры, при которых будут урегулированы взаимоотношения собственника рекламной конструкции и владельца здания, учтены риски согласования использования общего имущества, вопрос о том, реклама это или ЗИС, в судебном порядке вообще не встанет. Но пока объективные критерии знаково-информационных систем не прописаны у вас в нормативных актах.
ПОПОВ включился в обсуждение:
— Надо понять, чего мы хотим добиться постановлением. Красивых домов, красивых улиц. Правильно? Но не бывает идеальных законов, с чего-то надо начинать. Конечно, потом всплывают подводные камни, ограничения, сложности, нюансы. Но это же все можно изменить!
ПАРШИН вернул себе ведущую роль:
«А что будет с вывесками, которые уже согласованы по постановлению»?
КАРПОВА успокоила: обратной силы закон в РФ не имеет.
Предприниматели начали спорить: ограничения по размерам для вывесок вряд ли избавят город от информационного шума да и предложенные размеры уж крайне скромные.
«Любая вывеска, которая не содержит четкого наименования по ЕГРЮЛ, содержит рекламные сведения», – упорствовал ПАРШИН.
«Я с вами не согласна! У нас есть обратная судебная практика прошлого года», – не сдавалась и КАЗАКОВА.
ПАРШИН сменил гнев на милость:
— Признаю, длина и высота вывесок у нас долгое время не была ограничена и некоторые предприниматели откровенно злоупотребляли этим. Просто предложенные вами изменения в постановление не решают насущных проблем!
Председатель омского отделения «Опоры России» Александр ДЕРЯБИН напомнил об изменениях, касающихся фасадных вывесок: до 0,5 метра в высоту и трех метров в длину. Не зарегистрированные ЗИСы уже будут оцениваться, исходя из новых требований. ДЕРЯБИН согласился с такими требованиями к размещению вывесок на жилых домах, но предложил к коммерческим зданиям относиться более лояльно – например, разрешить на них метровые по высоте вывески любой длины. ПАРШИН вообще был против ограничений. КАРПОВА не выдержала:
— Вы как будто ищете противостояния. У нас абсолютно нет никакой заинтересованности, кроме эстетики и комфорта. Поймите, мы должны блюсти интересы не только бизнеса, но и жителей города.
Контроль и штрафы
ПОПОВ отметил:
— Любой закон, какой бы вы сейчас ни придумали, какие бы изменения не внесли, бесполезен без контроля и наказания за преступление. Я еду по городу и мне как рекламщику противно: какие-то непонятные афиши…
-… И уродские знаково-информационные системы. Согласен, – поддержал ПАРШИН. – У нас, чтобы снять некрасивую вывеску собственника помещения в 20 квадратных метров, всем остальным собственникам 5000 квадратных метров, нужно пойти в суд». «Надо контролировать и наказывать, – продолжил ПОПОВ. – К нам каждый день приходят и говорят: «Хочу вывеску как у Васи». А мы говорим: «Нельзя, потому что есть постановление, которое выдвигает конкретные требования». И тогда клиенты уходят от нас к другим рекламщикам или делают вывеску сами.
«А я против наказания предпринимателей принципиально», – заявил НИКОЛИН.
— Знаете, сколько вывесок согласовывается? Одна из ста! – возмутился Антон ЖЕЛЕЗНОВ, собственник рекламного агентства «Прожектор».
«Так а зачем вообще этим заниматься? Если несогласованные не снимают со зданий?» – подколол ПОПОВ.
— Дело не в наказании, а инструментах для адекватного взаимодействия, – резюмировал ПАРШИН. – Нас же штрафуют за проезд на красный свет? Люди даже пристегиваться начали после наказаний, вы заметили? Сколько у нас несогласованных вывесок в городе? Да процентов 80 точно.
«Коллеги, опять же, давайте не приравнивать несогласованные вывески к не соответствующим требованиям. Это тоже надо понимать», – примирил стороны ДЕРЯБИН.
— Есть еще один подводный камень, – уточнил НИКОЛИН. – Если мы, например, делаем ребрендинг, вывески, которые у нас висят как знаково-информационные системы, попадают под «рекламу». И мы пошли по кругу ее согласовывать в том числе с собственниками жилья. И вероятность того, что это произойдет успешно – если вдруг там что-то поменялось в голове у собственника – умозрительна и несет риски. Потому что, когда мы говорим, что предыдущих конструкций это не коснется, это сомнительно. Я абсолютно солидарен с тем, что не хочется жить в пестром городе. Но опять же нас это не освобождает от возможности размещения рекламной конструкции. А теперь мы переходим из разряда знаково-информационной вывески в рекламу исключительно по формальному признаку, что буквы выше на 10 сантиметров, чем нужно.
Директор ООО «Типография БЛАНКОМ» Константин КУЧЕРЕНКО обратил внимание: обсуждаемое постановление удивительным образом не действует в отношении федеральных сетей – «Магнит», «Пятерочка», «Фармакопейка» используют подложки, хотя они в городе запрещены. Тем самым мелкие предприниматели и крупные оказались не в равных деловых условиях. КАРПОВА не стала отрицать проблему, но это снова вернуло дискуссию к теме важности контроля: только так можно привести город в порядок, а заодно и пополнить его бюджет. Чиновница уверила, что в Омске ежегодно демонтируется около 800 незаконных вывесок.
Виктор ФЕДОРОВ, совладелец зоопарка «Вилла», предложил усилить информирование предпринимателей в соцсетях, мессенджерах и других каналах связи: иначе многие останутся не в курсе новвоведений и рискуют нарваться на штраф. НИКОЛИН посетовал: помимо налоговых обязательств у бизнеса еще сотни различных предписаний, нарушения которых чреваты тратой денег.
Обсуждение продолжится в общественном совете при управлении делами городской администрации.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 12 февраля 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ