Эксперты считают, что врачи не готовы начать выписывать рецепты по всем правилам.
В августе на пресс-конференции ИА «Национальная Служба Новостей» «Новые правила отпуска и маркировки лекарств: Какие изменения ждут фармрынок?» федеральные эксперты отрасли обсудили изменения, которые вступят в силу 1 сентября 2023 года.
Только по рецепту
Менее месяца осталось до ужесточения условий отпуска рецептурных лекарственных средств, изменения правил работы с маркировкой в аптеках, введения новых требований к изготовлению аптечных препаратов.
Директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория ПРЕСНЯКОВА пояснила ситуацию:
– С 1 сентября сразу несколько изменений выступают в силу. Уведомительный порядок системы МДЛП (Мониторинга движения лекарственных препаратов) отменяется и переходит в обязательный. У рецептурных препаратов номер рецепта и серия (если имеется) должны быть внесены в МДЛП. Это значит, что населению теперь не удастся убедить фармацевта отпустить препарат по выписке из стационара или по неправильно оформленному рецепту – на бумаге без печати или на бумаге с печатью. Рецепт должен быть выписан по форме. Но врачи пока не понимают, что у них есть ответственность за выписывание рецептов.
Последнее, по мнению Виктории ПРЕСНЯКОВОЙ, может стать серьезной проблемой, ведь сегодня 70% препаратов должны отпускаться по рецептам.
– Пока нет разъяснений для аптек, как все будет происходить, не прописаны правила, условия, критерии. Запланирован пул обучающих вебинаров для аптечного сообщества, но вопросы остаются. Нам надо четко определить правила игры для всех, ведь на сегодняшний день лекарственное обеспечение работает в рамках треугольника: врач – аптека – пациент, – заметила директор СРО Ассоциация независимых аптек.
Председатель Экспертного совета данного СРО, главный внештатный детский аллерголог-иммунолог Минздрава Московской области, доктор медицинских наук, профессор Андрей ПРОДЕУС визуализировал предложенную коллегой схему:
– Это пирамида. И сверху – дамоклов меч в виде контролирующих органов. Вопрос – кому прилетит. Я, как врач, заинтересован, чтобы пациенту было комфортно, он получал все лечение, которое я ему назначу. Первая проблема в том, что, к сожалению, за последний десяток лет врачи утратили навык выписывания рецептов. Я уже и не помню, чтобы врач в стационаре снабжал пациента (кроме выписки) горкой рецептов на бланках. До последнего времени выписки хватало, чтобы купить препарат. За исключением особой группы.
Врачи не готовы выписывать рецепты
Андрей ПРОДЕУС встал на защиту интересов аптек, которые окажутся в самом центре ситуации:
– А что делать аптеке, которая является частным бизнесом и должна будет резко ограничить продажи препаратов?! Фармацевт будет просто отказывать людям в оказании услуги, не давать лечиться.
Профессор уверен, что до сих пор большинство врачей не знают о приближающихся нововведениях, которые не могут не отразиться на их работе.
– Это серьезнейшая проблема, – считает Андрей ПРОДЕУС. – Дамоклов меч сейчас висит над аптекой, а не над специалистами, которые должны заняться выписыванием рецептов. Для начала бланки для них нужно откуда-то взять, не сам же врач пойдет в типографию их печатать! Да, у меня есть своя печать и некоторое количество бланков в рабочем столе. Но я заканчивал институт в прошлом веке.
По мнению профессора ПРОДЕУСА, современное поколение врачей не учат выписывать рецепты, и это может стать проблемой на первом этапе реализации данных законодательных инициатив.
Виктория ПРЕСНЯКОВА согласна с коллегой:
– Нужно было начинать работу с первичного медицинского звена. Самое неприятное в этой ситуации, что весь негатив от неудовлетворенного спроса пациентов ляжет на первостольника (так иногда называют аптекарей – от словосочетания «первый стол», т.е. аптечное окно).
Председатель Общественного совета по защите прав пациентов, сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян ВЛАСОВ еще немного развернул предложенную профессором ПРОДЕУСОМ метафору:
– Пациент со своими запросами – это тот самый конский волос, на котором висит дамоклов меч. Что значит «врач не готов»? Он должен быть готов. Согласен, навык выписывания рецептов нужно прививать в университетах. Мы должны указать вузам или тем, кто пишет для них программы, на эту недоработку. А она становится существенной, потому делает для пациента недоступным препарат, который ему необходим.
Аптеки вернуть в Минздрав
Ян ВЛАСОВ обратил внимание на организационные коллизии:
– Коллеги, где у нас находится аптечная система? Она фактически вне системы здравоохранения и не управляется ею в принципе. Эта дискоординация и создает вспышки негативной активности, в том числе населения в ответ на любые инициативы Минздрава. Мы с коллегами выступали в Госдуме, предлагали, чтобы в министерстве здравоохранения создали управление по работе с аптечной системой. В советское время оно существовало. Надо вернуть. Тогда аптечная система будет в обойме.
– Вернуть аптеки в лоно Минздрава было бы правильно, – согласен Андрей ПРОДЕУС. – Большинство аптек регулируются Минпромторгом как торговые организации и Минэкономразвития. При этом аптечные учреждения, являясь структурой помощи населению, не имеют вообще никаких преференций по сравнению с алкогольными супермаркетами. А требований к ним значимо больше – с точки зрения учета, хранения.
Зачем нужны изменения
Ян ВЛАСОВ в целом считает правильным введенные изменения, поскольку они обеспечат условия для того, чтобы человек «лечился тем, чем нужно, а не чем захочет»:
– Это и есть путь к здоровью. Другое дело, как технически оформить данную историю. Мы делали исследование аптечных сетей. У нас получилось, что 46% мужчин приходят в аптечные сети и покупают все, что считают нужным, исходя только из информации в Интернете. И 16% женщин. Они более ответственные. Это говорит о низком уровне образования населения. Нужны хорошие информационные вливания.
Он рассказал, что в ходе исследования «тайный пациент» стало ясно, что каждый третий антибиотик и половина сердечно-сосудистых препаратов в России покупаются без рецепта. Андрей ПРОДЕУС уверен, что эта цифра больше:
– В аптеках, где я бываю, до 50% антибиотиков выдают без официального рецепта.
Глава Национального союза защиты прав потребителей Павел ШАПКИН тоже уверен, что новая система будет более справедливой по отношению к пациентам, поскольку сделает абсолютно прозрачным движение лекарственных средств.
За каждым рецептом – в поликлинику
Ян ВЛАСОВ обратил внимание на момент, который может стать серьезным барьером при реализации новых вводных:
– А что теперь пациент постоянно будет ходить в поликлинику за всеми рецептами? Надо серьезно подумать над этой темой. Знаю, что часть аптечных сетей предполагала организовать у себя терапевтические кабинеты. Идея неплохая, но ее надо дорабатывать, чтобы был не просто врач-консультант за 1,5 тыс. рублей, а специалист, который сможет вникать в проблемы пациентов. Либо развивать телеконсультации в регионах, где есть электронный рецепт. В Москве это возможно.
Ян ВЛАСОВ уверен:
– «Первостольник» не должен становиться торговым агентом, он должен оставаться медиком!
При этом он считает, что качество оказания медицинской помощи лишь на 15% зависит от врача, в основном же – от администратора, организующего медицинскую помощь.
– Любая аптека – это бизнес, – еще раз напомнил коллегам Андрей ПРОДЕУС. – А мы столько задач поставили перед аптеками, но не сказали, кто за них будет платить. Между тем аптека – крайне тяжелый и низкомаржинальный бизнес. Надо это понимать. Чтобы получать прибыль и продолжать работать, придется на кого-то перекладывать возникшие финансовые затраты. Не хотелось, чтобы на пациентов.
Дефицит лекарств
Ян ВЛАСОВ подтвердил, что сегодня по некоторым группам лекарственных препаратов сохраняются ограничения, в частности, по лекарствам для щитовидной железы, гормональным, конвульсантам:
– Недавно Министерство здравоохранения распространило табличку, где сказано, какие препараты уходят из РФ. Там порядка сотни привычных нам торговых наименований. Но остаются дженерики, и неплохие. На новых заводах современное оборудование, поэтому по качеству дженерики бывают не хуже, а лучше оригинала, выпущенного 30 лет назад. Отечественная фарминдустрия не на 100% пока обеспечивает нас безрецептурными препаратами, а рецептурными – чуть более 60%, поэтому определенные сложности будут. Но это не значит, что они не решаемые.
Как пережить период турбулентности
Виктория ПРЕСНЯКОВА и Андрей ПРОДЕУС считают, что перед грядущими сентябрьскими изменениями пациентам не стоит закупать лекарства впрок, поскольку это вызовет ажиотажный спрос на рынке и приведет к дефициту препаратов для тех, кому они нужны здесь и сейчас.
Ян ВЛАСОВ согласен, что нагнетать обстановку не нужно, однако не верит, что ситуация пройдет в штатном режиме:
– На наш взгляд, будет турбулентность. И серьезная, потому что не все регионы готовы. Что одновременно все врачи грамотно станут выписывать рецепты, не верю. Будет ли спокойно реагировать пациентское сообщество на то, что врач неверно выписал рецепт и придется еще раз идти в поликлинику, тоже не верю. Мы ожидаем определенной напряженности. Надеюсь, в коллапс она не перейдет. Для этого нужно серьезно поработать в информационном сегменте.
Фото © из архива «КВ»
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 августа 2023 года.