100-летие революции – эпохальная дата, которая заставляет снова и снова возвращаться к событиям того времени историков и мыслящих людей других профессий.
На публикацию в "КВ статьи Валерия КАПЛУНАТА "В России не было никакой Октябрьской революции" откликнулся Почётный архитектор России Сакен ХУСАИНОВ. Представляем читателям его взгляд на историческую дату.
Череда событий, юбилейных дат не всегда концентрирует на главном. Скоро отговорят об эпохальных (в смысле последствиях для мира, в том числе) событиях февраля — октября 17-го века минувшего. Что отмечаем в советском прошлом? Всеобуч, ускоренную индустриализацию России, Победу в ВОВ, освоение космоса и многое другое. А так называемому Западу — показали необходимость социальных преобразований без революционных потрясений.
12 млн. жертв Гражданской войны как нельзя лучше показывают степень ожесточенности классов, национальных групп по отношению друг другу. Но среди этого несметного числа убиенных в памяти народа навсегда останется трагическое событие, ставшей ключевым в философии "братоубийства" — это расстрел царской семьи. Уместно ли в данном контексте сталинское: "Смерть одного человека — трагедия, смерть миллионов — статистика"?
Бывший Император Российской Империи, помазанник божий, с семьей и слугами пал жертвой произвола Ревтрибунала в подвале под покровом ночи с 16 на 17 июля 1918 г. Известно также, что непосредственными исполнителями расстрела кроме командиров назначили инородцев из числа латышских стрелков и мадьяр. И неважно кто в этой цепочке главный: Яков Свердлов, Петр Войков, Александр Белобородов, Георгий Сафаров, Шая Голощекин, Яков Юровский. Совершено преступление.
Историки высказывались о неминуемости Революции. Оказалось, что нет. Но то, что в обществе накопились противоречия, которые требовали разрешения, очевидно сейчас, по прошествии столетия. Противоречия между бурным развитием капитализма и отсталостью крестьянского хозяйствования, активностью национальных меньшинств и неприятием их существующими сословиями. Катализатором разрушения крепости устоев царизма стала безуспешная Мировая война с огромной крестьянской армией, тыловые бунты на азиатских окраинах, разнузданный революционизм при огромном аппарате полицейских управлений, попытка выстраивания конституционной монархии при большом количестве разношерстных политических партий. Сюда же и открытая оппозиция со стороны сословной элиты, углублявшей подкопы под основу Государства в лице Императора. Как следствие — предательство Царя, в том числе военными, которые так оправдались за бездарную организацию войны. А ведь и Верховная Церковь тогда не поддержала своего Господина.
Ленин, как великий теоретик, точно определил Россию как слабое звено в цепи империализма и увидел свой шанс закрепиться в Истории. Это же давало шанс и идеологам сепаратизма на периферии. Неслучайно так же, что именно евреи, латыши, поляки стали во главе боевых отрядов революции. Все помнят о черте оседлости, запретах на профессию, искусственное крещение для еврейской части подданных империи, еще и о погромах черносотенцев. А польская интеллигенция, вкупе с украинскими националистами регулярно устраивала волнения и бунты, которые потом умело подавлялись, зачинщиков ссылали в наши сибирские края. В общем, кипела в противоречиях большая страна. Все пазлы по Ленину сложились в крутой поворот в судьбе Империи. Итоги 1917г. известны. События 1991г. завершили окончательное отделение частей России, но уже в виде Советского Союза.
Но разговор не совсем о судьбе большого Государства. Речь о судьбе одного человека, точнее одной семьи, уничтоженной залпами из револьверов. Опустим то, как бедняжек — царевен многократно добивали, в том числе штыками. После началось глумление над их телами, от попытки кислотой и огнем замести следы, вплоть до варварского захоронения останков. Потехи над царственными телами идут в контрасте с торжественными похоронами Инквизиторов с водружением их праха на фасад Кремлевской стены.
Считается, что после этого расстрела "красный террор" приобрел более чудовищные масштабы. Поистине выражение "без царя в голове" материализовалось во вспышку насилия бывших холопов, людей второго сорта над бывшими господами, которые в свою очередь в последующем, поняв цену собственной беспечности и предательства, ради умножения малого не жалели бывшую "чернь". Вот вам оборотная сторона знаменитого господского — "ПШОЛ", обернувшаяся расстрельными стенами, рвами, утоплением в морских баржах и с камнями... Как правило, без суда и следствия. Философия процесса хорошо описана в произведении Зазубрина "Щепка" в 1923г. сразу после той волны террора - белого и красного.
Героиня Крымского террора безумная "живодерка" Землячка (Розалия Самуиловна Залкинд) с более чем ста тысячами жертв во имя Революции тоже славно упокоилась на стене главной площади страны. "Зверь" с мандатом от власти — определение ее белой эмиграцией.
Известно, что участник царского расстрела Голощекин по прибытию в Казахстан стал идеологом "малого Октября" в степи. Как результат — более миллиона замученных голодом степняков. Казахи говорили тогда: "Царя не пожалел — нас подавно не пожалеет". Это был миллион "человеческой субстанции" (примерно треть населения республики в 30-е годы) с упоением принесенной в угоду удовлетворения его животной страсти.
Вот и 100-летие Революции прошло почти буднично. Вскрытие памятных капсул немного "повеселило" наивностью мечтаний поколения 60-х. Значит ли, что "призрак коммунизма" отгулял в нашей стране? Оставив значительные свершения и Победы, ставшая основой сегодняшней России Революция, сделанная руками подлых авантюристов — параноиков от Мировой революции, удержанная рационалистами строительства социализма в отдельно взятой стране, заболтанная партократами развитого социализма, преданная и оболганная все-таки является ориентиром сегодня, того светлого о чем мечтали трудящиеся...
Нынешний год встречаем с "Матильдой". Фильм, созданный по заказу культурного Правительства, наверное, отражает отношение к личности последнего Царя в канун 100-летия его убийства. Надо полагать такое отношение будет выражено когда-то и к "товарищу Горби", и к царьку Борису. Надеюсь, найдутся такие же "стряпчие" от креативной режиссуры.
Принять ли святость царской семьи — это дело каждого гражданина, каждого православного человека. Император, повторивший судьбу своей страны, сам подвел ее к этой черте. Церковная канонизация мучеников и, прежде всего, самого гражданина Романова, смиренно и покорно принявшего смерть и тем совершившим гражданский подвиг перед своим народом, наверное, не скоро будет принята, как акт покаяния.
Из беседы с людьми от церкви стало понятно, что отношение к нему пока больше политическое, а церковь хотела бы быть подальше от неё. И только граждане могут просить молиться за царскую семью, только инициатива народа станет началом для крестного хода, установки памятных знаков о великомученике за Россию. Цель "Матильды" как раз в обратном — отвернуть народную инициативу. Вот куда целятся властители либеральной мысли.
100 лет назад Государь был предан свитой и генералами, через 25 лет другие генералы служили фашизму, декларируя любовь к Отечеству. Какие испытания готовит для нынешнего поколения наша, так называемая "духовная" элита, к какой черте ведет бюрократизация образца столетия Революции. Есть замечательные строчки песни "Славься" из оперы Михаила Глинки "Жизнь за царя" о подвиге Ивана Сусанина.. "Славься, славься, наш Русский Царь! / Господом данный нам Царь-Государь! ", которые с упоением и радостью исполняли когда-то и будущие Предатели. И другой гимн - "Боже, Царя храни" - исполняли они же.
Много гимнов сменилось с того времени, уже много мы знаем и подлого и героического. Но стоит Земля наша и стоять будет! Наше "царево" наследие.