Омские пчеловоды своими силами борются с проблемами, в том числе — доступа на рынок собственного региона.
Председатель правления Омского областного общества пчеловодов Сергей ГЕРАСИМОВ рассказал KVnews о загадке массовой гибели пчел и поделился своим виденьем эффективного пчеловодства в России. Сам ГЕРАСИМОВ на посту председателя уже 27 лет: в 90-е годы, закончив карьеру военного, он прошёл курсы пчеловодства и «думал, что знает о пчеловодстве всё, но спустя 27 лет понимает, что не знает ничего». Как раз в 90-е в области обострилась проблема с варроатозом — заболеванием медоносных пчёл, вызываемым клещом Varroa, который поселяется на загривке у пчелы и паразитирует.
— Когда я пришёл, тогда был мрак. Порядка 40% семей отошло от варроатоза, — поясняет ГЕРАСИМОВ.
По словам пчеловода, нынешней зимой насекомым тоже досталось. Зимовка 2017 года оказалась самой неблагополучной за последние 7 лет. Как можно судить по первым данным, в Большеуковском районе даже у опытного специалиста из 40 семей не выжили 10.
На выживаемость пчел влияет много факторов: подготовка к зиме, которую у нас всегда начинают слишком поздно. По-хорошему, готовить к семьи нужно начинать уже в первой декаде августе, так как «погода в регионе неуловима», и уже в сентябре могут быть заморозки. Сергей ГЕРАСИМОВ отметил и обработку пчел лекарственными препаратами, которые нужно менять каждые три года, так как у пчел быстро наступает привыкание к ним, и эффективные на первых порах средства спустя пару сезонов уже не действуют. Кроме того, на зиму для подкормки одной семьи нужно оставить изрядное количество мёда.
— В зиму у нас, как правило, уходит 20-25 кг мёда на одну семью. Оптимальная температура, чтобы пчела перезимовала в омшаннике, 0..-2. Если будет теплее, то клуб начнет расходиться, а будет холоднее — она больше корма скушает.
Председатель правления общества пчеловодов сетует, что сейчас практически никто не занимается районированием пчел — осталась только пара регионов, которые проводят эту работу. В пчелосемье главной является матка, которая живет до 5 лет, в отличие от остальных, которым отведено только 35 дней. Оптимально, хотя бы половину маток нужно менять раз в три года, но это редко происходит у сегодняшних пчеловодов: маток в нашей климатической зоне не выращивают, а привозные, искусственного осеменения, стоят порядка 900 рублей за штуку. Вот и экономят: «Пчеловоды такой народ, что зимой у них лопаты снега не выпросишь», — смеется ГЕРАСИМОВ.
Ещё одной проблемой для пчел стали различные сотовые и радиовышки, которые перебивают своим сигналом локацию пчелы — бывает, что даже часть семьи теряется из-за такого вмешательства в природу человеком. А при ночевке вне улья пчела может замерзнуть и погибнуть.
Как признается Сергей ГЕРАСИМОВ, многие думают, что у пчеловодов деньги и мед льются рекой, но «кто не был в шкуре пчеловода — не поймет, как это тяжело ухаживать, поддерживать и собирать мед, который будет пользоваться спросом».
О спросе на мед и его реализации председатель правления Омского областного общества пчеловодов говорит неохотно, так как омский рынок заполнен медом и других регионов, который даже не соответствует стандартам качества: «То бодяга, то паста медовая, а это уже не мед, в этих консистенциях полезности — ноль».
— Наш губернатор — это не ТУЛЕЕВ, который сказал так: ни одного килограмма иногороднего меда. И никакая ярмарка к ним не заезжает, пока своё все не продадут. Это, пожалуй, единственная область — Кемеровская — где торгуют только своим мёдом.
Стоит отметить, что мед у ГЕРАСИМОВА действительно вкусный, пчеловод не хотел отпускать корреспондента KVnews, пока тот не поймет всю прелесть натурального меда, собранного с омской пасеки.
Фото © chitalnya.ru