Все рубрики
В Омске пятница, 5 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 76,9708    € 89,9011

«Сибзавод» грозит Омску транспортным коллапсом (полный текст)

30 ноября 2025 18:00
23
4931

Впервые на градсовете представлена концепция микрорайона на 5 тыс. человек. 

В ноябре на заседании Архитектурно-градостроительного совета Омска руководитель бюро ARCHINFORM, профессор Международной академии архитектуры Тимур АБДУЛЛАЕВ (на фото) впервые представил архитектурно-градостроительную концепцию застройки микрорайона «Сибзавод» в границах улиц Красный Путь – Кемеровская – набережная Тухачевского. Заказчик проекта – ООО «Траст-Инвест». Генеральный директор – известный омский предприниматель Алексей ПЕВНЕВ, учредитель – его же ООО «СЗ «Сибградстройинвест».

Проект

АБДУЛЛАЕВ сообщил, что его архитектурное бюро работает в городах по всей России (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени, Самаре, Челябинске, Красноярске, Новом Уренгое, Томске, Геленджике), в том числе в Омске, и давно знакомо с площадкой. Представленная концепция является результатом нескольких месяцев работы. Площадка расположена в центральной части Омска, имеет прямой выход на набережную Иртыша с одной стороны и на улицу Красный Путь, являющуюся одной из центральных городских артерий. Территория подлежит реновации – ранее это была промышленная площадка.

Рельеф участка имеет сильный перепад от улицы Красный Путь к воде – порядка 8 м, что также учтено в планировании застройки. Общая площадь территории составляет 15,7 га. Застройка разбивается на несколько кварталов, формируя систему приватных закрытых дворовых территорий и общественных зон. В центре застройки расположено ядро с образовательным центром, включающим школу на 500 мест и детское дошкольное учреждение. Из существующих объектов сохраняется здание бывшего заводоуправления, которое ныне функционирует как деловой центр.

Этажность застройки переменная, что позволяет создать выразительный городской силуэт. Проектом предусматривается строительство около 216 тыс. кв.м жилой застройки (3373 квартир на 5422 человека) и 10,1 тыс. кв.м коммерческих встроенных помещений. Проектировщики стремились создать проницаемую застройку, избегая «колодцев» и слишком закрытых периметров, но при этом зонируя частные пространства.

Визуальные решения включают формирование фронта застройки со стороны улицы Красный Путь с несколькими фасадными архитектурными решениями, а также реконструкцию фасада бывшего заводоуправления. Высотные «прострелы» между секциями призваны создать визуальную интригу и подчеркнуть проницаемость квартала. Приватные дворы приподняты на стилобатные уровни, формируя два яруса: стилобатный уровень для приватных территорий и пешеходный уровень земли для общественного использования. Наземный периметр отдан под ритейл, общепит и обслуживающие функции, создавая активный центр.

Архитектурное решение предполагает фасадное разнообразие за счет нескольких фасадных тем. Объекты на первой линии застройки у Иртыша относятся к бизнес-классу, с более просторными квартирами, развитой системой летних помещений и террасированием. Образовательный центр, расположенный внутри квартала, имеет небольшую этажность и интегрирован в контекст благоустройства и пешеходных связей. Вечернее освещение и световой дизайн призваны выделить яркие архитектурные особенности.

Система пешеходных связей предусматривает транзитный бульвар от улицы Красный Путь к набережной, учитывая пешеходный трафик от сквера напротив. Специально созданы диагональные связи внутри кварталов для более интересных маршрутов. Коммерческие площади располагаются, в основном, по наружному периметру стилобатного фронта, во встроенных первых этажах. Паркинги решены в двух уровнях (подземный и стилобатный), при этом дворы остаются без машин. Проект разделен на девять очередей строительства: от 15 до 30 тыс. кв.м – «комфортно и гибко в условиях текущего рынка».

Обсуждение

Почетный архитектор России, директор именного архитектурного бюро Александр БЕГУН обратил внимание, что докладчик «умолчал» о не включении в концепцию двух участков, принадлежащих частным собственникам, – на одном расположены ночной клуб «Ангар», рестораны Mishkin&Mishkin и «Джорджина», пара магазинов, а на другом в перспективе планируется жилая застройка. АБДУЛЛАЕВ ответил, что развлекательно-рекреационный формат вполне вписывается в микрорайон, только подлежит реновации, а последующее жилое строительство логично продолжить в рамках структуры «Сибзавода». Все, разумеется, зависит от решений владельцев участков, однако о конкретной их судьбе архитектор распространяться не стал, а присутствовавший на заседании совета представитель «Траст-Инвеста» ситуацию не прокомментировал, как и чиновники.

Директор департамента архитектуры и градостроительства администрации Омска, главный архитектор Омска Роман ВОРОБЬЕВ выразил опасения относительно эксплуатации летних террас в зимнее время, указав на то, что это все же формат, характерный для южных городов. АБДУЛЛАЕВ пояснил, что подобные проекты реализованы в Екатеринбурге, в котором климат не сильно отличается от Омска, инженерные вопросы водостока там успешно решаются. Архитектор добавил, что решал «продуктовое задание» и террасы предназначены для расширенных летних помещений на последних 4–5 этажах торцевых квартир бизнес-класса. Выслушав, ВОРОБЬЕВ скептически отметил: «Дискуссионный вопрос».

Также главный архитектор поинтересовался возможностью озеленения приподнятых дворов, а именно высадки деревьев до 3–4 м. Докладчик подтвердил, что это возможно при дальнейшей проработке проекта.

ВОРОБЬЕВ указал на то, что «спортивная зона», нарисованная вне рамок проекта, расположена на 6 м ниже и уходит в затапливаемую территорию. АБДУЛЛАЕВ уточнил, что объекты спортивной инфраструктуры взяты как данные из проекта планировки, оказавшись не готов обсуждать их инженерные особенности.

Помимо этого чиновник поднял вопрос о размещении оборудования на фасадах для кондиционеров. АБДУЛЛАЕВ отметил, что в последних проектах активно используются инженерные лоджии, что приемлемо даже в комфорт-классе.

Заслуженный архитектор РФ Светлана ШЕВЧЕНКО спросила, будет ли проект реализован по программе комплексного развития территорий и получила от ВОРОБЬЕВА утвердительный ответ.

Представительница департамента транспорта запросила информацию о заездах и выездах микрорайона. АБДУЛЛАЕВ пояснил, что проект использует стороны улицы Красный Путь и двух других улиц для внутренних потоков, не сильно изменяя каркас улично-дорожной сети. Заезды в подземные паркинги осуществляются с внутренних проездов, а также за счет перепада рельефа или стилобатного уровня. Предусмотрено нормативное открытое паркование для гостей и такси, но все частные паркинги убраны под землю или в стилобат.

Чиновница парировала тем, что Красный Путь уже имеет высокий уровень загрузки (более 0,8) и не выдержит дополнительной интенсивности. Кемеровская, по ее мнению, тоже не готова к повышенной нагрузке. Она указала на минимальную ширину проезда между домами на набережной и смежным участком, которая не обеспечит двусторонний разъезд. Архитектор уверил, что полный периметральный объезд для каждого квартала не требуется, так как пожарный заезд присутствует по длинной стороне, и проблем с обслуживанием спецтехникой не возникнет. Он еще раз объяснил, что дворы без машин, и все автомобили находятся под землей, что способствует разделению приватной и общественной зон, не смешивая транзитные потоки.

Первый заместитель мэра Омска, директор департамента городского хозяйства Евгений ФОМИН сообщил, что вопрос транспортно-пешеходной развязки у метромоста скоро будет обсуждаться на областном архградсовете. Он упомянул, что в генплане был предусмотрен дублер Красного Пути, который впоследствии исчез из документации, и это может привести к транспортному коллапсу.

Директор ООО «Артэс» Артур ОБОТУРОВ заметил, что внутриквартальные проезды не стыкуются с проездами соседнего микрорайона «Серебряный берег». АБДУЛЛАЕВ сослался на определение улично-дорожной сети в проекте планировки. ОБОТУРОВ также высказал сомнение относительно необходимости «красивых арок», если они предназначены только для жителей квартала, а не для общегородского трафика. Докладчик пояснил, что арки решают архитектурные и инсоляционные проблемы: позволяют соединить широтную и меридиональную секции, избегая неэффективных угловых и позволяя разместить дома ближе по санитарным нормам без встречных световых проемов, при этом создавая интересное архитектурное решение.

Заслуженный архитектор РФ Лариса МАСЛОВА поддержала коллег, добавив, что Кемеровская в перспективе районная магистраль и это нужно учитывать. В обсуждаемом проекте нет не только стыка с проездами «Серебряного берега», но и с Волочаевской, которая должна пройти до улицы 6-й Северной для разгрузки Красного Пути.

БЕГУН заявил, что концепция – очень высоко профессиональная работа, на которую стоит равняться омичам. Но структуру застройки он назвал хаотичной, особенно постановку отдельных высотных домов. Архитектор призвал авторов найти более логичное решение. А также более четко выстроить пешеходные связи, потому что сейчас они «пунктирные» – непонятно, какие пути главные, а какие второстепенные.

Вслед за ОБОТУРОВЫМ, БЕГУН счел, что арки, представленные в проекте, должны быть доступны для всех горожан, а не только для жителей квартала – по аналогии с застройкой «ЗИЛАРТ» в Москве. Террасы на набережных домах, хотя и могут быть инженерно реализованы, по его мнению, являются дорогим решением. Он порекомендовал проявить «сибирский характер» архитектуры, а не просто копировать южные образы. И согласился с предыдущими спикерами в том, что крайне важно увязать проект с существующей окружающей застройкой и транспортными связями.

Мэр Омска Сергей ШЕЛЕСТ, выслушав всех, резюмировал, что проект – «достаточно неплохой». Он дал поручение департаменту транспорта, департаменту архитектуры и инвестору проработать вопрос транспортной доступности. Застройщику рекомендовал более предметно показать набережную при представлении проекта на областном совете.

Проект принят с учетом необходимых доработок и рекомендован к представлению на Архитектурно-градостроительном совете Омской области.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 12 ноября 2025 года.

© Фото автора

Иллюстрации © презентация проекта



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Омич вчера в 02:11:
Кардаев уже понастроил там общаг в пустыне, что в перспективе превращает эту территорию в гетто. Ему же Мальцев об этом говорил, но всем плевать. Настроил [******], бабки снял и до свидания. Общаги, общаги, одни общаги
Антон 3 декабря 2025 в 10:28:
Примусу, Когда проектировали «Серебряный берег» думали не о людях, а о том, чтобы заработать больше денег. Как всегда: сначала наворотили, а потом другие разгребают. Боюсь, что другими будут только омичи.
киви 3 декабря 2025 в 09:04:
Проект «высоко профессиональный», но структура плохая, логики нет, пешеходные связи четко не выявлены, транспорт не решен, большой школы не будет, прогрессивные решения — фантастичны.. Да уж, профессионалы. Мэр тоже под стать — предложил все недостатки, замеченные в проекте, решить самим же омичам.
омичь. 3 декабря 2025 в 00:59:
Зачем центр застраивать, дороги узкие.в Самарке пускай строят.
ИВ 2 декабря 2025 в 23:40:
Мы тут на волочаевских итак мерзнем, тк мощности не хватает по теплу после ввода кемеровской 8а, серебряного берега. Про пробки вообще молчу. Это полный бред — реализовать такой проект. Надо больше парков для людей.
Jjj 2 декабря 2025 в 17:47:
Короче бабла срубить на застройке и свалить.... а там пусть живут как в муравейник и стоят в пробках...
Артур 1 декабря 2025 в 23:05:
Сделайте дублер Красного пути, по улице Долгирева, от Красноярского тракта и центр разгрузиться.
Омич 1 декабря 2025 в 23:01:
Почему не застраивать Северные,Линии. Налепят дома друг на друга,а в итоге каменные джунгли. Наверное всё дело в стоимости жилья.
Елена 1 декабря 2025 в 20:39:
Чокнулись? Я живу прямо на Волочаевской. Это узкая улочка в полторы полосы, которая уже в пробках. И дома стоят прямо на ней, там полметра нет. Ближе, чем дома на Красном пути. И как тут жить дальше?
Наталья 1 декабря 2025 в 20:19:
А как насчёт обеспечения новостройки теплом, водой и водоотводом? Справится РТС с новой нагрузкой?!
Омичка 1 декабря 2025 в 19:51:
Все за деньги и против людей. Противно.
Ни разу не архитектор 1 декабря 2025 в 17:28:
«Он упомянул, что в генплане был предусмотрен дублер Красного Пути, который впоследствии исчез из документации, и это может привести к транспортному коллапсу.» Помянем Дублера. Нам его будет нехватать.
Примус 1 декабря 2025 в 14:53:
«Дворы без машин» — очередная сказка. Простой расчет: подземный паркинг под самим домом возможен только если дом элитный: в нем мало квартир и в границах пятна застройки можно сделать достаточно машиномест. Под человейником такая парковка невозможна, т.к. на 3-4 этажа подземный паркинг никто делать не будет. Следовательно такой паркинг будет запроектирован где-то на свободном пространстве. А где его взять? Будет ли застройщик его строить? Поэтому в лучшем случае где-то между домами оставят пустырь якобы для подземного паркинга. Где по факту будет стихийный паркинг наземный. В худшем — просто машины в мкр пускать не будут — пусть паркуются в округе. Ну а по факту машины таки будут именно во дворах. Вангую.
Житель городка Н 1 декабря 2025 в 14:53:
Что и требовалось доказать и о чем не раз уже писалось!Будущее название статьи уже почти есть «Микрорайон Глоракс» на месте бывшего санатория Рассвет на проспекте Мира грозит Омску транспортным коллапсом" Вангую! Раньше же нельзя подумать, послушать умных жителей! Этим Архитекторам да Администрации всё равно, за всё уплачено Московским Застройщиком, который настроит, продаст квартиры и уедет во свояси, забыв далеко и надолго про город Омск. Обидно, что мы жители города никак не можем повлиять на ситуацию. Крик души.
Виктор 1 декабря 2025 в 12:50:
...Он еще раз объяснил, что дворы без машин, и все автомобили находятся под землей...Сказочник! Хотя место очень интересное и перспективное!
Примус — Толе 1 декабря 2025 в 12:18:
И там тоже волнует: писали об этом. Это должно быть аксиомой: проектируется новый мкр — д.б. предусмотрено соответствующее новому числу жителей увеличение транспортной доступности. По другому — безответственно.
Толя 1 декабря 2025 в 10:31:
То есть когда планируют застройку в районе Рассвета на пр. Мира никого транспортные вопросы не волнуют, а Красный путь — это другое?
ДЖОКЕР 1 декабря 2025 в 10:23:
Надейтесь, надежда умирает последней!!! Взрослые дяди, а думают, как дети!
VVV 1 декабря 2025 в 09:41:
Он там с такой плотностью застройки в обще не нужен, дома смотрятся, как пансионаты. Наверно и квартиры в основном студии. Свободного пространства не остается. Парковки подземные, как хорошо звучит, цена которых в пол стоимости квартиры, кто их будет покупать? А как всегда весь авто будет стоять на близлежащих проездах. Надеюсь в таком варианте это «чудо» там не появится! Остается надеяться на благоразумие чиновников.
Примус 1 декабря 2025 в 08:47:
МАСЛОВА: "...Волочаевская, которая должна пройти до улицы 6-й Северной для разгрузки Красного Пути". Она серьёзно?!? Вот эта вот ниточка по одной полосе в каждую сторону с пешеходниками через каждые 100 метов и парковками — разгрузит Красный Путь?!? И что касается «должна пройти до ул. 6-й Северной». Архитекторам, прежде чем что-то заявлять, следует открыть хотя бы 2гис. Тогда будет очевидно, что через «Серебряный берег» для Волочаевской створа не оставили. Где были архитекторы, когда этот мкр проектировали?
Примус 1 декабря 2025 в 08:09:
Четко понимаем, что Красный Путь встанет. Ничего существенного там никто не сделает: ни дублер, ни развязки. Пара новых светофоров и вечная пробка гарантирована
Мишкин и Глупышкин 30 ноября 2025 в 21:45:
Омск-город миллионеров, омичи ждут квартиры с террассами и поджемными паркинга ми по цене трёшки в Амуре
Тришкин и Вишкин 30 ноября 2025 в 19:50:
Школа на 500 мест на весь микрорайон??? Вы издеваетесь? Она должна быть на 1200-1500 мест, как лицей Авангард, который этот ж Застройщик в Кузьминках сделал. Материнский капитал, программы повышения рождаемости. Вы что? Делайте нормальную школу.
Показать все комментарии (23)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.