Омский театр показал историческую реконструкцию. Не слишком удачную.
Театр «Студия» Любови Ермолаевой показал первую премьеру сезона – спектакль «Пьемонтский зверь» по пьесе Андрея КУРЕЙЧИКА. Работа над спектаклем шла почти год, поэтому он без преувеличения был долгожданным. Вообще в наше пандемийное время театры нечасто балуют премьерами, тем печальнее, когда они вызывают лишь огорчение и недоумение.
Пьеса белорусского журналиста (и начинающего драматурга) Андрея КУРЕЙЧИКА в 2002 году каким-то непостижимым образом стала победительницей конкурса на лучшую современную пьесу Министерства культуры РФ. С тех пор ее рискнули поставить немногие театры, в частности – МХАТ им. Чехова, получивший разгромные отзывы со стороны прессы и критиков.
Провал мхатовского спектакля не испугал заслуженного артиста России Сергея ОЛЕНБЕРГА, привыкшего быть «НеЗаМХАТОм». «Пьемонтский зверь» стал его второй постановкой в качестве художественного руководителя омского театра «Студия».
Пьеса и спектакль подаются как историческая драма времен средневековья. Справедливости ради надо сказать, что драма эта псевдоисторическая, где автором, а вслед за ним и постановщиком намешаны мотивы рыцарских романов и фэнтези плюс собственное представление об эпохе. Чувствуется, что изучением серьезной и компетентной литературы о средневековье никто не утруждался. Поэтому получился невнятный микс из разрозненных элементов. Кстати, и с путанной географией.
В центре сюжета – Изабелла Пьемонтская, воинствующий отпрыск аристократического рода. За жестокий нрав она прозвана Зверем, и некоторые даже всерьез подозревают наличие медвежьих когтей на ее ногах. Отец Изабеллы пошел на сговор с некими баронами, чем навлек гнев герцога Нормандского. С другой стороны, тот же герцог жаждет жениться на Изабелле, и от этого брака она сбегает в Невельский монастырь, где обитает странный призрак Урбена и не менее странная блаженная травница Иоанна. Героиня и хотела бы смирить свой буйный нрав, но – не судьба. Войско герцога уже стоит у стен монастыря, а епископ Альберт требует выдать беглянку.
Жестокие нравы, церковное мракобесие, страсти плоти, междоусобная война – всё смешалось в постановке. Но всё это не вызывает интереса, потому что является именно дилетантским представлением о гораздо более богатом на нюансы непростом времени рыцарских кланов.
Спектаклю не хватает не только исторической достоверности, но и размаха. Его декорации – это лишь нарисованный элемент монастырской стены и огромный крест, который с развитием событий наливается кровавым цветом (художник – Наталья СТЕПАНОВА, художник по свету – Вячеслав КОЗЛОВСКИЙ). Во время подготовки спектакля много говорилось об уроках фехтования от клуба исторической реконструкции «Братина», о почти настоящем оружии и доспехах, изготовленных омским мастером Геннадием ПОМИЛУЙКО, о грядущих батальных сценах. Но вместо батальных сцен мы видим всего лишь показательный махач двух одетых в авторские кольчуги актеров.
Полина РОМАНОВА в роли Изабеллы довольно однообразна. Она подчеркнуто груба, хотя репутация ее героини наверняка подразумевала не это. Гораздо более интересная, окрашенная сдержанными эмоциональными красками работа получилась у Ирины РАЗУМОВОЙ, играющей Мать-настоятельницу. Симпатичен молодой монах Филипп (Иван МИНЕЕВ), чем-то напоминающий послушника Адсона из «Имени розы». В спектакле вообще много образных параллелей. Например, Изабелла в финале похожа на Жанну д’Арк, правда, одетую скорее в костюм XVII века.
Очень огорчает Виталий РОМАНОВ в роли епископа Альберта. По идее, подобный персонаж должен быть зловещим, в полной мере ощущающим свое могущество и власть. РОМАНОВ же мельчит образ блатными манерами, превращая конфликт с настоятельницей в «базар» а ля девяностые.
Драматургический материал постановки изначально сомнителен. Но спектакль выявил и другое. Сергей ОЛЕНБЕРГ всегда был (и остается) замечательным актером, во время работы в ТЮЗе – даже легендарным. Но вот его режиссерские опыты удаются не всегда. И сейчас, в своем новом очень ответственном статусе ему нужно быть с этим вдвойне аккуратнее.
Фото © Максим КАРМАЕВ