Пьесу А.П. Чехова поставили в Театре «"Студия" Л. Ермолаевой».
Спектакль поставлен художественным руководителем театра – заслуженным артистом РФ Сергеем ВОЛКОВЫМ. Он выходец из омской драмы, где чеховскую пьесу ставили неоднократно, играл в ней и сам ВОЛКОВ.
Вообще Омск видел как классические версии известного произведения, так и экспериментальные. В данном случае постановщик не экспериментирует, не прибегает к осовремениванию, лишь деликатно убирает некоторые подробности, делая место действия более локальным. Цветущий сад остается лишь призрачной дымкой, а на сцене – помост, похожий на плот, и на нем стол, пара стульев, диван-канапе и, конечно же, «дорогой, многоуважаемый шкаф». Сад в названии пьесы возникает неслучайно: это образ некоего Эдема, утраченного многими героями. Как и плот сейчас – образ ковчега, на котором они пытаются спастись от «потопа» пугающих перемен.
Старый слуга Фирс (Владимир МИХАЙЛОВ) появляется в начале спектакля, передвигаясь шаркающей походкой и наматывая нитку на клубок. Кажется, что он мотает пряжу, но он просто идет по этой нитке, потому что практически слеп. Ему бы на покой, но кто будет заботиться о «недотепах» господах! Они и правда недотепы. Приехавшая из Парижа хозяйка имения Любовь Андреевна Раневская и встретивший ее здесь брат Леонид Андреевич Гаев словно не замечают надвигающейся неизбежности: имение, где прошли их детство и молодость и о котором оба говорят с такой выспренностью, вот-вот уйдет с молотка. Лучший вариант сохранить его за собой – поделить на участки, вырубив сад, и сдавать в аренду дачникам, как предлагает новоявленный купец Лопахин. Но, возмутившись такому кощунству, брат и сестра вынашивают утопические планы спасения, а точнее сказать – уповают на чудо, и, конечно же, их «плот» обречен на крушение.
Раневская у Екатерины РОМАНИВ утонченная, роскошная и трогательно-наивная. Несмотря на ее горький жизненный и любовный опыт, она, по сути, такая же девочка с восторженно распахнутыми глазами, как и ее дочь Аня (Анастасия ВИКТОРОВА). Беспечная наивность тут семейная черта, судя по тому же Гаеву, который у Виталия РОМАНОВА большой ребенок.
Совсем другая – приемная дочь Раневской Варя (Анастасия Алешина), которая, пока Любовь Андреевна каталась по Парижам, оставалась на хозяйстве, хлебнула все тяготы его ведения, и, похоже, начисто лишена иллюзий. Она чем-то напоминает других героинь Чехова – Соню из «Дяди Вани», носящую траур по жизни Машу из «Чайки». Варя одета во все темное, ходит тяжелей походкой, тогда как светлокудрая Аня беззаботно порхает в белом платьице.
Слом эпох, который происходит где-то в глобальном масштабе, показан Чеховым через небольшую группу людей, у которых этот слом отражается в личных катаклизмах. Как всегда, у автора «пять пудов любви», но ни одна любовная линия не имеет развития и каждая заранее обречена. Драма героев в том, что они не слышат друг друга. Каждый озабочен чем-то своим, и реплики часто летят в пустоту. Это как игра в теннис без партнера (такая метафора возникает в спектакле). «Мне не с кем поговорить», – жалуется гувернантка Шарлотта (Наталья ИГНАТОВА). Но, похоже, не только ей.
Шарлотта – замечательно-яркий персонаж, неунывающая клоунесса с грустными глазами. О своей бесприютной жизни она рассказывает с юмором, и любую ситуацию может разрядить, показав смешной фокус. Актриса работает с куклами, которые определяют творческий почерк художника-постановщика Андрея НИКИТИНСКИХ (Санкт-Петербург). Кстати, тоже бывшего актера омской драмы. Куклы присутствуют во всех спектаклях, где он выступает в качестве художника. Вот и сейчас это классическая для кукольного театра бабочка на трости, планшетно-тростевая собака, оживляемый предмет – сумка-птица.
Гротесковым образом Симеонова-Пищика, помещика-соседа, так же принадлежащего к уходящему поколению, запоминается Игорь ДВОЕГЛАЗОВ.
Симпатичный персонаж получается у Евгения ХАБИРОВА. Его конторщик Епиходов – смешной, невезучий, но при этом не теряющий оптимизма человек. Он считает себя развитым и начитанным, хотя в слове «револьвер» делает ударение на «о», а в слове «климат» – на «а». Из книг, видимо, он черпает и те роковые образы, которые демонстрирует в разговоре с горничной Дуняшей (Ангелина ЛЫКОВА), в которую безответно влюблен.
Новое поколение, которое неизбежно приходит на смену сентиментальным и непрактичным обитателям вишневого сада – это и хваткий делец Лопахин, в общем-то, тоже взращенный в этом саду (Александру ТИХОНОВУ тут недостает определенной харизмы), и жестокий и циничный Яша (Евгений ЛЫКОВ), и резонерствующий «вечный студент» Петя ТРОФИМОВ (Дмитрий ЖАЛНОВ). В образе Пети, как и в образе Дуняши, немного чересчур экзальтации. Не каждый из них достоин называться «человеком будущего», но это тоже покажет время.
«Нам бы не пьесы смотреть, а почаще смотреть на самих себя», – говорит Раневская. Именно это – обратить взор к собственной жизни, научиться отпускать прошлое и принимать что-то новое – предлагают авторы спектакля. Но научиться этому все-таки нелегко. Каждый раз это грустно, тревожно и больно.
Фото © Городской драматический театр «"Студия" Л. Ермолаевой»