Организаторы постановочных ДТП перехитрили восемь страховых компаний.
В Первомайском районном суде Омска 1 ноября вынесли приговор по резонансному уголовному делу, фигурантами которого стали сразу 18 омичей. Они признаны виновными в мошенничестве в сфере страхования (части 2, 4 ст. 159.5 УК РФ). По данным следствия, группа лиц по предварительному сговору занималась в 2015-2016 годах инсценировками дорожно-транспортных происшествий и фальсификацией документов с целью получения страховых выплат по договорам ОСАГО. Общий материальный ущерб, причиненный страховым компаниям, – порядка 4 млн. рублей. Дело было возбуждено по материалам УФСБ по Омской области.
Группа
Рассмотрение уголовного дела в отношении группы автоподставщиков началось в декабре 2018 года. Как выяснилось в ходе судебных заседаний, для получения незаконных страховых выплат разные фигуранты этого дела – в той или иной комбинации — инсценировали порядка двадцати ДТП. Один из основных инициаторов – житель Омска Евгений ЛЕВАНЬКОВ, работавший одно время аварийным комиссаром в Омской городской службе аварийных комиссаров, а с 2013-го по 2015 год – заместителем директора ООО «Автопомощь», которое проводило в том числе независимую техническую экспертизу автотранспорта.
В группу, как считает следствие, входили его знакомые – Константин ЖУЛИН, представлявшийся внештатным аварийным комиссаром в Омской городской службе аварийных комиссаров и в ООО «Автопомощь» (здесь он на самом деле не работал), Еркен СМАГУЛОВ, готовый за деньги играть роль «виновника» ДТП, а также Виталий КОНОВАЛОВ и Сергей ПЕРЕХОВОЙ, которые выступали в роли организаторов постановочных ДТП, искать людей, которые за вознаграждение готовы были стать «потерпевшими».
Активную роль в группе, по мнению следствия, играл и Константин ЖУЛИН, который в силу своей профессиональной деятельности часто сталкивался с автовладельцами и пострадавшими в столкновениях автомобилями, и ему легко удавалось находить людей, не считавших обман страховой компании чем-то из ряда вон выходящим.
Дебют
Как выяснилось в суде, свое первое ДТП группа исполнила 27 июля 2015 года в районе садоводческого товарищества «Звездочка» в Черемушках. Перед этим Сергей ПЕРЕХОВОЙ купил в Челябинске битый Hyundai Tucson (регистрационный знак Т164ОА174). Автомобиль имел множественные механические повреждения бамперов, крыльев, дверей, капота и крыши и не мог даже передвигаться самостоятельно. На место предполагаемой аварии ЛЕВАНЬКОВ отбуксировал битый Hyundai Tucson на собственном пикапе Nissan Navara (регистрационный знак А269КО45) и там столкнул в кювет.
Вторым участником постановочного ДТП согласился быть за три тысячи рублей некий Павел ЛАЗАРЕВ, который по доверенности мог управлять автомобилем Volkswagen (регистрационный знак С830LEM). Согласно сценарию, «виновник» ехал вечером на своем автомобиле и при выезде со второстепенной дороги, ведущей из СНТ «Звездочка», при повороте налево допустил столкновение с автомобилем Hyundai Tucson, которым в тот момент якобы управлял Сергей ПЕРЕХОВОЙ, вследствие чего Hyundai Tucson съехал в кювет и столкнулся со строительным мусором.
Константин ЖУЛИН оформил фиктивное ДТП как страховой комиссар, участники инсценировки поехали затем в ГИБДД УМВД России по городу Омску (ул. 4-я Северная, 8), написали объяснения, «виновник» ЛАЗАРЕВ быстренько признал свою «вину», под диктовку ЖУЛИНА написал, как все было, получил свои заработанные три тысячи и поехал домой. А Сергей ПЕРЕХОВОЙ, получив справку о ДТП, обратился в новосибирское ООО МСК «Страж» им. Живаго, в котором была застрахована его гражданская ответственность как владельца автомобиля Hyundai Tucson. На основании представленных в страховую компанию фиктивных документов, изготовленных с целью придания достоверности инсценированному ДТП, Сергей ПЕРЕХОВОЙ получил страховку порядка 300 тысяч рублей.
Конвейер
В дальнейшем инсценировки ДТП удалось поставить на поток. Как выяснилось в суде, Константин ЖУЛИН находил владельцев автомобилей разной степени помятости, вступал с ними диалог, втирался в доверие, выяснял, как именно были получены повреждения, а потом предлагал либо поучаствовать в постановочном ДТП, либо обещал за небольшую услугу дать денег на ремонт «железного коня». Автолюбители с низкой степенью сознательности, как ни странно, находились регулярно. Кому-то из них размер законных страховых выплат казался слишком маленьким, другие не могли законно обратиться к страховщикам, потому что либо ударили свой автомобиль самостоятельно, то есть страховой случай не наступил, либо купили авто с помятостями.
Судя по информации следствия, схема во всех случаях была стандартная. На какой-нибудь не слишком загруженной дороге в малонаселенной части Омска (или в одной из многочисленных промзон) «постановщики» расставляли автомобили, которыми якобы управляли «виновники», и автомобили с ранее полученными повреждениями, которые только что «пострадали» в столкновении. Иногда использовались авто, которые даже самостоятельно передвигаться уже не могли, поэтому их приходилось буксировать на пикапе Nissan Navara, принадлежащем ЛЕВАНЬКОВУ.
Потом как бы приезжал аварийный комиссар ЖУЛИН, чтобы оформить ДТП. Иногда с целью конспирации он себя нигде не указывал, как будто схему ДТП составляли сами участники. Когда «постановщики» были в себе полностью уверены, они даже вызывали сотрудником ДПС, и они без всякой задней мысли оформляли подставное ДТП, честно фиксируя все кузовные повреждения «пострадавших» автомобилей. Потом «пострадавшие» владельцы обращались в страховую компанию, которая застраховала автомобиль «виновника», и получали с нее деньги по договору ОСАГО.
Страховщики обычно не верят на слово, требуя от пострадавших в аварии автовладельцев заключения и независимой технической экспертизы транспортного средства, но на этот случай у группы имелись собственные эксперты, которые могли подписать что угодно. Иногда для проведения фиктивной экспертизы использовалось и ООО «Автопомощь», в котором ЛЕВАНЬКОВ занимал должность замдиректора. Впрочем, чаще всего ЛЕВАНЬКОВ был осторожен, предпочитал держаться в стороне.
Что удивительно, автопостановщики не стеснялись судиться со страховщиками. Как выяснилось в суде, были примеры, когда страховая компания по какой-то причине отказывалась выплачивать «пострадавшему» всю сумму, которую насчитали «независимые эксперты». В этом случае находился юрист, которого отправляли в суд представлять интересы «пострадавшего», и юрист, имея на руках техническое заключение эксперта, отсуживал у страховщиков недостающую сумму. Впрочем, бывали и «проколы».
Облом
Пожалуй, самый большой провал случился у группы с ОАО «АльфаСтрахование», которое, словно почувствовав подвох, категорически отказалось выплачивать деньги на ремонт автомобиля BMW 645ci (регистрационный знак Х075СЕ174), который участвовал в очередном постановочном ДТП на улице Вокзальной (25 марта 2016 года этот автомобиль — тогда за рулем был ЛЕВАНЬКОВ — уже попадал в аварию, в результате чего СГ «УралСиб» выплатила 400 тысяч рублей).
Перед этим был оформлен договор купли-продажи на автомобиль, покупателем выступил ПОДРЯДОВ, который согласился за три тысячи рублей поучаствовать в инсценировке, на нового владельца был куплен полис ОСАГО, они заранее подготовили BMW 645ci, чтобы «пострадавший» автомобиль выглядел реалистично, словно он действительно столкнулся с другим авто.
В принципе постановка удалась. ЖУЛИН в очередной раз нашел автолюбителя на роль «виновника», им стал некий МАТВЕЕВ, владелец битого ВАЗ-21099, и вечером 12 мая 2016 года все участники постановки собрались все вместе на улице Вокзальной. Машины поставили так, словно водитель ВАЗ-21099, выезжая со двора, не убедился в безопасности маневра и не уступил дорогу BMW 645ci, водитель которого ехал строго по правилам.
Сотрудников ДПС в тот раз не вызывали, ДТП оформил ЖУЛИН, указав должность аварийного комиссара ООО «Автопомощь», «независимую» техническую экспертизу провел участник группы в качестве эксперта-техника Омского областного отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов», стоимость восстановительного ремонта, благодаря его усилиям, оказалась весьма высокой – 370 тысяч рублей (за такие деньги, судя по информации портала «Авто.Ру», можно купить еще один пятнадцатилетний BMW 645ci).
Сотрудники ОАО «АльфаСтрахование» платить отказались, несколько раз направляли в адрес «пострадавшего» запрос о предоставлении для осмотра BMW 645ci, который пострадал в ДТП, однако транспортное средство страховой компании для осмотра представлено не было, в результате ОАО «АльфаСтрахование» отказало в выплате страхового возмещения по договору ОСАГО. Тогда обвиняемые нашли юриста и обратились с иском к страховщикам в Центральный районный суд города Омска.
Иск выставили на 584 тысячи рублей, включив туда и штрафные санкции за отказ в выплатах, и моральный ущерб «пострадавшего». Но страховщики заказали судебную трасологическую экспертизу, и независимый эксперт сразу сделал вывод, что в том ДТП, которое описано в документах, автомобиль BMW 645ci никак не мог получить те повреждения, которые у него зафиксированы. Пришлось отзывать иск.
Финал
Первые сообщения о ряде сомнительных ДТП поступили в правоохранительные органы в начале 2017 года от служб безопасности трех страховых компаний. Страховщиков напрягло, что в автостолкновениях участниками были одни и те же машины, хотя в документах о ДТП фигурировали разные заявители. Первое уголовное дело было возбуждено в начале февраля 2017 года следователем по особо важным делам ОРБ и ДОПС СЧ по РОПД СУ УМВД России по Омской области в отношении ЖУЛИНА, АНДРЕЕВА и неустановленных лиц. Потом возбуждались еще несколько уголовных дел, которые в итоге были объединены в одно. Основные организаторы инсценировок были задержаны в апреле 2017 года, но меру пресечения им определили максимально мягкую – подписку о невыезде.
Пострадавшими в ходе следствия были признаны восемь страховых компаний: ООО МСК «Страж» им. Живаго, САО «ВСК», САО «Надежда», ПАО «СК «Росгосстрах», АО «ГСК «Югория», СПАО «Ингосстрах», ОАО «АльфаСтрахование», АО «Страховая Компания «Опора». Как установило следствие, общий ущерб, нанесенный страховым компаниям в результате мошеннических действий, – 3,9 млн. рублей. Представители пострадавших страховых компаний заявили в суд гражданские иски о возмещении материального ущерба. С целью обеспечения исков Куйбышевским районным судом наложены аресты на автомобиль Honda CR-V, зарегистрированный на имя супруги ЖУЛИНА, на Volkswagen Toureg, который принадлежит ЗАДОРОЖНОМУ, на Datsun Mi-Do СМАГУЛОВА и Nissan Primera КОНОВАЛОВА.
Приговор
Судья Игорь ШЕВЧЕНКО приговорил Евгения ЛЕВАНЬКОВА по 7 доказанным преступлениям на срок 4 года в исправительной колонии общего режима, Константина ЖУЛИНА – по 14 преступлениям – к 5 годам в исправительной колонии общего режима, Александра ЗАДОРОЖНОГО (2 преступления) — к 2 годам в колонии-поселении, Еркена СМАГУЛОВА (6 преступлений) – к 2 годам 3 месяцам в колонии-поселении, Виталия КОНОВАЛОВА (2 преступления) – к 2 годам 1 месяцу в колонии-поселении. Остальные 13 участников получили условные сроки – от 1,5 лет до двух с половиной с двухгодичной отсрочкой наказания. Приговор в силу еще не вступил.