Все рубрики
В Омске пятница, 5 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 76,9708    € 89,9011

19 миллионов человек в России имеют либо аккаунты на криптовалютных биржах, либо свой криптовалютный кошелек

4 октября 2025 15:30
2
1474

С помощью цифровых финансовых активов за три года привлечено более триллиона рублей. 

В сентябре в рамках юбилейного, десятого Восточного экономического форума состоялась сессия «Токенизация финансового рынка: взгляд в будущее».

Модератор дискуссии, советник заместителя председателя правления ПАО «Сбербанк» Лиана ПЕПЕЛЯЕВА напомнила, что к токенизированным активам относятся криптоактивы, цифровая валюта центральных банков, выпускаемая в виде токенов, различные цифровые активы:

– В российских информационных системах могут быть выпущены три вида цифровых прав: цифровые финансовые активы, утилитарные цифровые права и их гибриды. С конца прошлого года появилась возможность допуска в российские информационные системы иностранных цифровых прав по определенным правилам. Произошли глобальные изменения: урегулирована сфера майнинга, возможности совершения операций с цифровой валютой, в том числе в экспериментально-правовых режимах. В этом году началось развитие нового рынка – расчетных финансовых инструментов с экспозицией на цифровую валюту. Меняется платежная инфраструктура. Активно развивается пилотный проект с цифровыми рублями, определены сроки для их массового внедрения, для использования в бюджетном процессе.

Регулирование ЦФА

Заместитель председателя Банка России Алексей ГУЗНОВ отметил, что первые операторы информационных систем, где обращаются цифровые финансовые активы, появились в 2022 году. Инвесторы уже привлекли с помощью этого инструмента более триллиона рублей, но этого очень мало: рынок обращаемых ценных бумаг – около 60 триллионов рублей:

– Инвесторы держат ЦФА до погашения – вторичного обращения нет. Только 4% ЦФА выпускаются на срок более года. То есть, в общем-то, это режим управления краткосрочной ликвидностью. Мы с Министерством финансов ведем достаточно серьезную дискуссию по поводу налогообложения ЦФА, по поводу возможности отнесения хотя бы долговых ЦФА к расходам как при выпуске облигаций и других финансовых инструментов. Вопросы привлечения ликвидности на этот рынок можно в том числе решить за счет улучшения условий обращения ЦФА – по интероперабельности между разными системами, операторами информационных систем. Это вопрос и технологический, и правовой.

Что касается криптовалют, то заместитель Эльвиры НАБИУЛЛИНОЙ сдержанно оценил перспективу их использования в расчетах внутри России:

– Конечно, такого рода расчеты существуют, но, по большому счету, это, меновая сделка с точки зрения правовой природы. Там больше рисков, в том числе и для денежно-кредитной политики РФ, и для инфляции.

Директор департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Алексей ЯКОВЛЕВ подчеркнул, что токенизация – способ повышения ликвидности активов, упрощения сделок по их приобретению и отчуждению, снижения транзакционных издержек, увеличения потенциала для кредитования и привлечения инвестиций. Чиновник отметил, что на сегодняшний день в приоритете токенизации движимое имущество, не подлежащее государственной регистрации. Как потенциальный актив рассматриваются и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Обсуждается инициатива Сбербанка – токенизация корпоративных прав в обществах с ограниченной ответственностью. Речь идет о токенизации долей и оформлении корпоративных отношений в виде смарт-контракта. Также, по мнению государственных идеологов, в новый вид можно привести и документарные ценные бумаги.

По словам ЯКОВЛЕВА, концепция Минфина дорабатывается после межведомственного согласования – свои замечания уже высказали Центральный Банк и участники рынка:

– Ключевое развитие этого молодого рынка, безусловно, в повышении ликвидности, потому что на сегодняшний день у нас, по сути, есть отдельный бассейн ликвидности в рамках отдельных операторов, информационных систем. Наша задача – создать возможность, технологическую и правовую, доступа как к клиентской базе между операторами, так и ко вторичному обороту. На сегодняшний день большая часть выпусков – это рынок долговых ЦФА, но, важно сказать, что это не замена традиционным инструментам, а их дополнение. В первую очередь с точки зрения срока. Средний у ЦФА 180 дней – корпоративных облигаций с таким сроком нет. Поэтому мы и увидели развитие рынка короткого долга.

ЦФА в бизнесе

Председатель правления АО «РОСЭКСИМБАНК» Петр ЗАСЕЛЬСКИЙ обратил внимание на системный запрос от иностранных партнеров в адрес российских участников внешнеэкономической деятельности на использование цифровых инструментов:

– Понятно, что российские предприниматели с опаской к этому подходят, в том числе ввиду отсутствия разработанной нормативной базы. С другой стороны, за рубежом это уже обыденность. Например, страны Африки, раньше занимавшиеся альтернативной перевозкой наличных, теперь рассчитываются в USDT. Похоже, те самые рынки, где не было ничего, первыми вырываются вперед. Несмотря на то, что это новый процесс, активы, которые токены удостоверяют, по сути, представляют такие фундаментальные понятия как «долг», «право собственности», «право требования». Они всегда существовали в мировой торговле, но именно использование токенов в виде цифры дает удобство, скорость и эффективность.

ЗАСЕЛЬСКИЙ предложил пойти дальше и разрабатывать технологию для замены стандартных банковских инструментов, таких, как аккредитив, банковская гарантия, которые невозможно сейчас использовать из-за ухода из России системы SWIFT, а также перейти к токенизации активов реального мира:

– Видно, что это уже не спекулятивный эксперимент, а полноценная перестройка инфраструктуры всех глобальных рынков. Здесь скорость инноваций сильно опережает нормативную базу – стоит сдержанно и достаточно аккуратно к этому подходить.

Заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Виталий АЛТАБАЕВ заявил, что частные средства будут намного удобнее в вопросах добычи и переработки природных ресурсов:

– Источники ресурсов, обеспеченные железными дорогами, энергетикой и всеми сопутствующими ресурсами, давно разобраны. Новые месторождения необходимо обеспечивать, а это достаточно капиталоемко. Конечно, мы, безусловно, активно пользуемся госпрограммами, но бюджетный рубль априори дефицитный и тяжелый в эксплуатации. По данным Центрального банка, на 1 января 2025 года только у физических лиц было порядка 60 триллионов рублей на депозитах. Это может частично являться объектом охоты. Основная задача государства – создать соответствующие условия, чем и занимаются Центробанк и Минфин.

Антон БЕРЛИН, руководитель блока сбыта и коммерции, вице-президент ПАО «ГМК «Норильский никель», рассказал, что их компания стала одним из пионеров токенизации, сфокусировавшись на прикладном аспекте технологии:

– Мы токенизировали поставочные контракты. Для нас и для покупателей основное преимущество в том, что мы увязываем партии физического товара с кучей различных нематериальных характеристик от химсостава до углеродного следа. Это достаточно важно для всей перерабатывающей промышленности, потому что цепочки создания стоимости бывают очень длинные, в них могут участвовать и 10 переработчиков. Токенизация упростила и документооборот, и расчеты. Второй продукт – оцифрованные складские свидетельства, то есть ЦФА, обеспеченные металлом, хранящимся на складах. По сути, это инвестиционный продукт с низкой стоимостью владения – в отличие от того, что доступно на рынке. К примеру, по золоту у нас был самый дешевый фонд в Европе. По никелю и меди вообще единственный: до этого ни у кого не получалось экономически эффективно обеспечить продукт физическими запасами цветных металлов – стоимость владения исчислялась от 7% до 15% годовых, что, с точки зрения долгосрочного инвестора, деньги на ветер.

Также «Норильский никель» использует ЦФА в программе стимулирования персонала. С одной стороны, это долгосрочная мотивация, поскольку сотрудники получают и дивидендные выплаты, и изменение курсовой стоимости акций, с другой, это образовательная программа для более 60 тыс. человек:

– Мы приучаем сотрудников к работе с финансовыми активами, прививаем мысль о том, что личные средства имеет смысл инвестировать, планировать свое будущее, создавать финансовую подушку. Это, в общем-то, важно для развития финансового рынка России в целом – до недавнего времени население, кроме депозитов, по большому счету, ничего и не знало.

БЕРЛИН признался, что в задумках у них и монетизация запасов в недрах через токены:

– По сути, это как стриминг – привлечение финансирования через токены, за счет которого осваивается месторождение, извлекаются ценные металлы.

Для горной промышленности это в принципе священный грааль. Стройка требует больших капиталовложений, и она достаточно длинная: для открытых карьеров требуется три года точно, для подземной добычи скорее лет 10−12. Все это время вы вкладываете, не получая отдачи. Такая возможность финансирования проектов, да еще и безрегрессная, была бы просто потрясающей для добывающей отрасли и позволила гораздо проще осваивать уже обнаруженные месторождения.

Недооцененный крипторынок

ПЕПЕЛЯЕВА попросила основателя форума Blockchain Life Сергея ХИТРОВА прокомментировать летний всплеск интереса к криптоактивам, уточнив, что капитализация крипторынка достигла 4 триллионов долларов. Он в ответ привел данные инвестиционных фондов, аналитических агентств о том, что только на начало 2025 года криптопользователей насчитывалось 610 миллионов человек: порядка 14% населения планеты владеет криптовалютой, 19 миллионов человек в России имели либо аккаунты на криптовалютных биржах, либо свой криптовалютный кошелек. В стране 400 тыс. майнеров, 300 тыс. майнинговых ферм. ХИТРОВ заявил, что капитализация рынка криптовалют превышает 4 триллиона долларов, потому что глобальный маркет CoinMarketCap учитывает только основные монеты, игнорируя множество других криптовалют, а также огромное количество сервисов криптоотрасли:

– Я молчу про рынок децентрализованных финансов и бизнесы вокруг криптосферы, не попадающие ни под один ОКВЭД. Мы зарегулировали майнинг, все, что связано с обменами. Хорошо, но это 1% от всей криптоэкономики! А в 99% криптоэкономики, Web 3.0., децентрализованный мир огромной инфраструктуры и экосистемы, никто почти не смотрит. Если наша страна хочет сделать действительно большой рывок в сфере блокчейна и криптоотрасли, мы должны вытягивать на свет эту теневую часть.

Эксперт привел пример: если условный студент первого-второго курса в Сибири создал востребованный IT-стартап и выпустил свой токен, чтобы выйти на фондовую биржу, то получается, даже российские пользователи сервиса оплатят его услуги не рублями, а некой криптовалютой. Законно ли это? Не появятся ли у контролирующих органов вопросов к предпринимателю? А ведь, по словам ХИТРОВА, только в 2025 году на территории России запущены десятки тысяч криптопроектов:

– Их авторы не понимают, что можно, а что нельзя. Они остаются в тени, им проще быть невидимками. Нужно усовершенствовать законодательную базу, чтобы криптопредприниматели могли показывать свою деятельность на территории России. Если мы направим нашу молодежь в правильное русло, то она обеспечит высокие налоговые поступления.

ПЕПЕЛЯЕВА добавила, что месяц назад в Соединенных Штатах Америки был анонсирован проект Project Crypto: США планируют быть пионерами на мировом рынке токенизации активов финансового рынка, используя стейблкоины для укрепления финансовой системы. По мнению некоторых экспертов, к концу 2028 года капитализация стейблкоинов, привязанных к доллару США, достигнет 10 триллионов долларов.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 10 сентября 2025 года.

Фото © стоп-кадры телетрансляции десятого Восточного экономического форума



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Лихачев 4 октября 2025 в 23:39:
Какое безобразие — им что — обычных рублей не хватает? Ну, золото пусть прикупят как нормальные люди. Придумали...
Минкс 4 октября 2025 в 15:42:
Дык % или миллионов? Как- то определитесь в заголовке
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.