В Skuratov Coffee Roasters состоялась в сентябре очередная двухчасовая стратегическая сессия ScaleUp – разбор управленческих кейсов по методике международной программы StartUp Huddle.
Первой выступила предпринимательница Анна ЛОБОДА-КУКУШКИНА, владелица студии красоты ANNA LOBODA, которую она основала в 2013 году и в которой до сих пор сама трудится мастером:
– В 2020 году 90% студии было на аренде – у меня было около 20 арендаторов. В одном зале – парикмахерские услуги, в другом – перманентный макияж. Во время пандемии мои арендаторы ушли. Я очень расстроилась. Около полугода работала одна. Вернее, зарабатывала одна, у меня по-прежнему были два администратора, технический работник и обслуживающий персонал.
Площадь студии довольно большая – около 180 кв. м, сообщила ЛОБОДА-КУКУШКИНА (на фото), начавшая потихоньку собирать команду. Сейчас у нее в аренде только 10% помещения. Спектр услуг широкий: маникюр, педикюр, солярий, парикмахерское искусство, перманентный макияж, массаж, шугаринг, аппаратная коррекция фигуры, эстетическая косметология. Практика показала, рассказала предпринимательница, что бывшая поначалу исключительно женской аудитория постепенно обрела двугендерность: постоянные клиентки начали приводить своих мужей и сыновей:
– Нас выбирают за высокое качество услуг – мы пользуемся материалами премиум-класса. Сама работаю мастером и физически не могу переключиться на более бюджетные средства. Практикуем индивидуальный подход и стараемся экономить время клиентов – у нас есть процедуры в четыре руки, когда параллельно ведутся, например, окрашивание волос и маникюр. За два-четыре часа можно сделать полный апгрейд.
Запрос у ЛОБОДЫ-КУКУШКИНОЙ был такой: использование центра зала. Предпринимательница подчеркнула, что в студии семь отдельных кабинетов и 23 рабочих места, а вот посередине пространство пустует. Средняя выручка в месяц у ANNA LOBODA – 650 тысяч рублей, хотя в этом августе, к примеру, сотрудники студии заработали 900 тысяч рублей:
– Годовая рентабельность – 18%, а в последний месяцы 22-23%. Средний чек – 1800 рублей. У меня пока работают всего семь мастеров.
В ближайшие полгода ЛОБОДА-КУКУШКИНА планирует поэтапно нарастить команду (с обучением), довести среднюю выручку до 850 тысяч рублей в месяц и снизить собственную занятость в студии до 25% (соответственно, три четверти заказов распределить между сотрудницами). В течение двух лет полностью укомплектовать штат (23 мастера), повысить ежемесячную выручку до 1,7 млн рублей, средний чек до 5500 рублей, свою занятость сократить до 10% и запустить онлайн-обучение специалисток красоты. Все это – сохраняя высокий статус компании на рынке.
Предпринимательнице попеняли на раздутый штат: помимо двух администраторов и техработника есть управляющая, маркетолог и даже эйчар. Это из-за серьезной нацеленности на рост, пояснила спикер.
Пустоту в центре студии ANNA LOBODA участники мероприятия предложили занять магазином косметических средств, используемых в салоне (различные шампуни, маски для волос, блески для губ и прочее), местом для сезонных предложений (допустим, плетения афрокос), проведения мастер-классов (в том числе с приглашенными звездами бьюти-сферы), барбер-зоной (только мальчики, парни и мужчины!) или… платным зеленым релакс-оазисом с водопадами и музыкой в лаунж-стиле. Правда, последнюю идею другие предприниматели раскритиковали: в современном мире самый ценный ресурс – время, иначе бы и не появлялись в тех же салонах красоты процедуры в четыре, а то и шесть рук.
Вторым спикером была Любовь ТРУБАЧЕВА, владелица и создательница центра развития детей «Вершина». Ее цель – выйти в 2023-м на оборот 10 млн рублей в год. В 2020-м оборот центра был около 3 млн рублей, в 2021-м – чуть больше 5 млн, в текущем – примерно 7,5 млн. ТРУБАЧЕВА призналась, что гордится рентабельностью своего бизнеса (28% в год) и отсутствием кредитной нагрузки:
– Я жена военнослужащего, и мы регулярно переезжаем из района в район. У меня был центр развития детей в Черлаке – три года я им занималась, а потом продала как готовый бизнес. Подобный центр открыла и в Исилькуле, но при переезде в Одесское, решила его не закрывать, расти как управленец удаленно.
Среди 17 сотрудников «Вершины» управляющий, два администратора, 14 педагогов. Только четверо преподавателей работают полный день, остальные по совместительству (от 8 до 20 учебных часов в неделю). Спектр развития детей – от подготовки к школе до подготовки к ЕГЭ. ТРУБАЧЕВА заявила аудитории, что хотела бы вовлечь педагогов-совместителей в более активное участие в жизни центра. Предложения поступали своеобразные: уволить коллектив и нанять более лояльный, а также не гнушаться соискателями с заниженной самооценкой, возвращая им веру в себя. Кстати, порассуждала сама спикер, это сработает и с уже действующими сотрудниками: больше вкладываешься морально – сильнее укрепляешь привязанность подчиненного.
В глобальных планах – открыть «Вершину» и в самом Омске. Главный вопрос – делать это самой или упаковать франшизу? Мнения в аудитории на этот счет ожидаемо разделились: часть людей агитировала предпринимательницу наращивать компетенции по запуску нового проекта самой, часть, напротив, сделать наш город полигоном для франчайзи-эксперимента, а затем использовать этот опыт для масштабирования по всей стране.
Третий кейс принадлежал Захиру АЛХАМВИ, производителю и продавцу восточных сладостей «Алхамви». Выходец из Сирии, он сам готовит в Омске пахлаву и прочие вкусности по авторским рецептам. Проект запустил в 2020-м, выиграв грант от службы занятости на 0,5 млн рублей. У сирийца две точки продаж: на Казачьем и на Зеленом рынках. Выручка за 2021 год составила 4 млн рублей. В планах АЛХАМВИ открыть еще три точки плюс большую кондитерскую с открытой кухней, продавать корпоративные подарочные наборы, а в дальнейшем выйти и в другие российские города-миллионники.
Предпринимателю посоветовали развивать личный бренд, налегая на аутентичность восточных сладостей, и более активно продвигать свою продукцию в местные рестораны, кофейни, супермаркеты, торговые центры, агрегаторы доставки еды, устраивать коллаборации с другими проектами – допустим, со студиями красоты, детскими центрами и прочими местами, где к чаю или кофе можно предложить небольшой десерт. Вариант – работать в формате экспресс-киоска наподобие того, как сейчас торгуют роллами. Как выяснилось, АЛХАМВИ не хочет прибегать к помощи инвесторов, а пока не готов кратно увеличить объемы своего производства. По-видимому, решение действительно лежит в плоскости сотрудничества с другими предпринимателями. Возможно, однажды, порекомендовали спикеру омские представители малого бизнеса, тот сможет созреть для открытия полноценного кафе сирийской кухни.
Ранее репортаж был полностью доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 28 сентября 2022 года.