Государство предпринимает попытки навести порядок в Сети.
В «Точке кипения-Омск» Омское региональное отделение Ассоциации юристов России в конце сентября провело семинар для бизнесменов и юристов «Понятным языком об изменениях в законе о рекламе».
Светлана ТЕТЕРИНА, директор юридической компании «ТетЧер»: «На самом деле жизнь осложнится только у блогеров»:
— С первого сентября 2022 года интернет-рекламу нужно маркировать, присваивать ей идентификатор и о ней – что самое трудозатратное – нужно отчитываться. Любой рекламный креатив теперь должен содержать пометку со словом «реклама», а также информацию о рекламодателе (ссылку на сайт или просто информацию, кто это такой). У рекламщиков будет поле для креатива: как красиво все интегрировать в рекламный продукт. Любой продукт интернет-рекламы должен иметь идентификатор – токен: набор словесно-цифровых значений, которые будут встраиваться в ссылку, по которой вы проходите. Собственно говоря, этот токен будет идентифицировать рекламодателя и регламентировать все, что связано с продуктом, то есть это некое свидетельство на вашу рекламу. Подзаконные акты объяснили, что это будет многозначное число.
В отчет о рекламе будут входить сведения об участниках размещения, условиях размещения, то есть все, что связано с рекламными контрактами: каков бюджет, сколько раз показывали рекламу, какой был охват. Отчет передается через оператора рекламных данных. Операторы рекламных данных – это посредники между всеми нами и Роскомнадзором. Именно Роскомнадзор – контролирующий орган на этом рынке. Он будет вести Единый реестр интернет-рекламы. Сейчас реестр находится в разработке, да и в целом белых пятен, как применять изменения в законе о рекламе, достаточно много.
Список в кандидаты операторов рекламных данных: Яндекс; МТС; ВКонтакте; AmberData; Ozon; Билайн; Сбербанк. Как мы видим, сторонней компании невозможно стать оператором рекламных данных... Требования определены Правительством РФ и связаны не только с размером уставного фонда, но и с возможностью компании технически обеспечить процедуру сбора и передачи огромного массива данных. Ориентировочно в октябре ждем, что они пройдут аккредитацию и станут операторами. Мы понимаем, что скорее всего список будет утвержден в таком составе. Им будут передаваться сведения и у них будет запрашиваться идентификационный токен. Яндекс анонсировал, что первые полгода выдача токенов будет бесплатной, как будет дальше – неизвестно, но, скорее всего, станет платной. Ценовая политика только обсуждается, судя по заявлениям Роскомнадзора.
Вы выбираете одного оператора (или нескольких, если хотите, только тогда можно запутаться) из этих семи, а уже он подает данные в Единый реестр интернет-рекламы. Если компания хочет прорекламироваться, то с первого сентября она обязана подавать всю отчетность в этот реестр, но напрямую это сделать не получится, необходимо заключить договор с оператором рекламных данных. Доступ в Единый реестр интернет-рекламы будут иметь Роскомнадзор, ФАС России и ФНС.
Прошу не путать операторов рекламных данных с операторами рекламных систем, например Яндекс.Директ или VK Реклама. Это именно операторы, то есть те лица, которые имеют технологические площадки для того, чтобы довести рекламу до конечного потребителя. Но все зависит от контекста. Если по договору рекламораспространитель размещает рекламу через какую-то площадку, оператора рекламной системы рекламное агентство приобретает статус рекламодателя. Роскомнадзор сказал, что такого субъекта в законе нет — «рекламное агентство», на практике мы будем относить его либо к рекламодателям, либо к рекламораспространителям. Сотрудничая с агентством, пропишите обязательно в договоре пункт: если ваш контрагент, с которым вы договорились о передаче данных в реестр, данные не передал, то он возмещает вам сумму штрафа, компенсирует ваши убытки.
Сведения о событиях, информационные заметки, аналитические материалы не подпадают под закон о рекламе. Есть основные критерии: реклама распространяется любым способом на неограниченное количество лиц и должна вызывать интерес, желание что-то купить.Если вы рекламируете в своей группе ВКонтакте свои же товары и не рекламируете при этом других поставщиков, то это, по сути, рекламой не является. То же самое с сайтом, где вы описываете свою деятельность. Но если там какая-то услуга, какие-то товары выделены – например, дрожит, мерцает баннер, то есть объявлена акция, это будет уже считаться рекламой.
На самом деле жизнь осложнится только у блогеров, потому что крупные рекламные агентства все равно работают через какие-то площадки, например через Яндекс, который автоматически будет маркировать рекламу. Самое непонятное с блогерами – как будет встраиваться идентификатор в рекламный креатив. Когда мы кликаем по ссылке это одно, но ведь есть рекламный креатив в виде постов, в виде текстового материала. Да, можно пометить «реклама», подписать юрлицо или индивидуального предпринимателя, но как встроить токен в текстовую часть? Ждем разъяснений от Роскомнадзора.
Елена БОГДАНОВА, председатель исполнительного комитета Омского отделения Ассоциации юристов России, генеральный директор юридической компании «Ф-Групп»: «В интернет-рекламе много всего, с чем государство не согласно»:
— Законодатель скорее всего (мы не можем точно этого знать) преследовал две цели, принимая эти изменения. Первая – обелить рынок интернет-рекламы в налоговом плане. Блогеры любят заявлять, что зарабатывают миллионы. А платятся ли с этого налоги? Как говорится, сами виноваты. Это, конечно, утрированный пример, но есть различные схемы ухода от налогов через рекламу, когда не проверяется, реально ли были оказаны услуги или просто составлялся договор. По таким схемам точно проводятся миллионы. Вторая цель – контроль за рекламой. В интернет-рекламе много всего, с чем государство не согласно.
Прочитала в открытом доступе о рекламном агентстве, которое указало: чтобы соблюдать внесенные изменения в закон о рекламе, им придется нанять 40 человек. Это, конечно, колоссальная нагрузка – материальная и не только.
Есть сведения, что будет автоматизированная система контроля любой интернет-рекламы, в том числе в соцсетях.
На сегодня четкой ответственности за отсутствие маркировки, отчетности нет. Роскомнадзор дал разъяснения о том, что действующая норма в Кодексе об административных правонарушениях – ст. 14.3 ч. 1 – общая, по ней привлекать вроде не будут. Обещают изменения в КОАП – специальные нормы – к первому марта. Но настоятельно рекомендуем уже начать маркировать рекламу и отчитываться о ней.
Ранее репортаж был полностью доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 28 сентября 2022 года.