Госдума разрабатывает для ФАС России законодательные инструменты по регуляции рынка розничной продовольственной торговли.
20 октября в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» прошла пресс-конференция на тему «Удар по кошельку. Как сильно вырастут цены на продукты?». Индекс мировых цен на продовольствие вырос на 27% за год. По мнению экспертов, такую динамику рост цен на продукты показал впервые за 40 лет. Россию это также не обошло стороной, Минэкономразвития России резко ухудшило прогноз инфляции по итогам 2021 года. В ведомстве считают, что она повысится на 1,6 процентного пункта – с 5,8 до 7,4% и основной вклад в общий рост цен вносит продовольственная инфляция, особенно подорожание плодоовощной продукции и мяса.
Заместитель председателя комитета Государственной Думы по защите конкуренции Алексей СИТНИКОВ объяснил, почему рост цен на продукты питания наблюдается не только в нашей стране, но и по всему миру:
– Причин несколько. На мой взгляд, первое – это рост населения. Второе – пандемия, которая разорвала серьёзные транснациональные логистические и производственные цепочки, в результате которых выявилась неравномерность производства и потребления продуктов питания. Третье – это волатильность рынков, уход инвесторов, уход внимания экономистов и политиков с производства продуктов питания в цифровые технологии. Цифровые технологии – это, конечно, хорошо, но производители продуктов питания оказались вне столь пристального внимания. Ещё одно ограничение – большое движение в области поиска углеродного следа в производствах. Центробанки развитых стран проводят смягчение экономики, вбрасывая новые объёмы финансов, не подкреплённые реальным ростом производства и производительности труда. Всё вместе это приводит к тому, что продукция находится в дефиците и растёт в цене.
В России политик видит проблему в том, что розничные продажи сконцентрированы в руках очень ограниченного числа игроков, и основная доля рынка принадлежит крупным федеральным торговым сетям. Мелкий частный бизнес, со слов СИТНИКОВА, остается там, где экономически невыгодно работать, например, в удалённых сельских населённых пунктах. Недостаточному регулированию деяльности торговых сетей мы обязаны 10–15% инфляционной накрутки:
– Если в сфере поддержки агропромышленного комплекса России произошли большие изменения на законодательном уровне и стоит вопрос кратного увеличения финансирования программы, то в сфере регулирования деятельности федеральных торговых сетей ещё очень много белых пятен. Нужно их закрашивать, наполнять, перенимать европейский опыт, где сети работают в реальной конкурентной среде, а их деятельность регулируется в интересах прежде всего покупателей. Это даёт результаты в виде, с одной стороны, поддержки местных товаропроизводителей, а с другой, в виде доступных цен для покупателей.
Фото © стоп-кадры онлайн-трансляции