Гастроли театра с успехом прошли в Омске.
В рамках гастрольного тура москвичи показали семь спектаклей, но самым ожидаемым стал спектакль «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого в постановке Римаса ТУМИНАСА, который четыре раза сыграли на сцене Омского музыкального театра. Его называют спектаклем-событием, спектаклем-явлением, спектаклем-высказыванием, и не напрасно.
Наверное, со школьных лет мы помним этот роман, в котором кто-то выделял для себя сцены балов и амурных похождений, а кто-то – масштабные бои на арене наполеоновских войн. В учебниках писали о глубоком философском смысле произведения, о содержащихся в нем идеалах служения Родине. Но все это воспринималось как-то формально.
И вот сейчас на нас обрушили что-то невероятное. Очистив роман от всего лишнего, режиссер показал нам кучку привыкших к безмятежной жизни людей, растерянных перед надвигающейся катастрофой. Людей, которых разметало безжалостным вихрем событий.
Сценография Адомаса ЯЦОВСКИСА предельна скупа, при этом каждая деталь символична и метафорична. Главный элемент декорации – огромная серая стена, которая располагается либо фронтально, либо начинает двигаться и разрезать пространство. На фоне нее ведутся разговоры, длинные, тягучие, с отточенными репликами. Герои собираются в группы, застывая в статуарных позах. Эту статуарность нарушает лишь стайка детей семейства Ростовых, пересекающая сцену в своих беззаботных играх. Говорят о Европе, о России, о патриотизме. Много говорят о войне, но она еще кажется далеким, абстрактным понятием, пока не начнут звучать первые взрывы и уютный мирок не пошатнется.
Мир у ТУМИНАСА – не состояние без войны, а вселенная, общество, внутренний мир человека. Для него важно понять и показать, что происходит с этим миром, когда в него врезается война, насколько это меняет людей. Одни, как старый князь Болконский, гордятся тем, что их дети находятся в действующей армии, другие всеми силами пытаются уберечь от нее своих сыновей и мужей, пропихивая их в штабные адъютанты. Кто-то, как князь Андрей, пересматривает свои честолюбивые доктрины, а кто-то, подобно Пьеру Безухову, приходит к осознанию бессмертия души и внутренней свободы, которую не отнять.
Без батальных сцен и знаменитой сцены первого бала режиссер умудряется сделать действие эпичным и мощным. Бал показан одним лишь вальсом Наташи Ростовой (Ольга ЛЕРМАН) и Андрея Болконского (Юрий ПОЛЯК). Летящая, с развевающимся белым шарфом Наташа – олицетворение восторга юности, ее надежд, жажды любви. В финале, когда на ее руках умирает раненый Андрей, она, уже одетая во все черное, снова закружится в вальсе, пронзительно-отчаянно ускоряя темп.
Сцена Бородинского сражения тоже показана через одного человека – Николая Ростова (Юрий ЦОКУРОВ). Раскладывая штыком винтовки шинели, словно тела погибших, он рассказывает и о животном азарте атаки, и о паническом страхе смерти, о крови, о том, как не смог убить французского солдатика – такого же мальчишку, когда встретился с ним взглядом. В течение этого длинного монолога герой взрослеет.
В спектакле много блистательных актерских работ: графиня Ростова в исполнении народной артистки РФ Ирины КУПЧЕНКО, Николай Андреевич БОЛКОНСКИЙ – роль, которую народный артист РФ Евгений КНЯЗЕВ играет в невероятной палитре трагических и гротесковых красок. Точнейшее попадание в образ Пьера Безухова у Дениса САМОЙЛОВА. И Ольга ЛЕРМАН, кажется, просто рождена для роли Наташи Ростовой.
В маленький бенефис превращается работа народной артистки РФ Людмилы МАКСАКОВОЙ. Ее Марья Игнатьевна Перонская в начале спектакля – ироничная королева высшего света в неохватном кринолине (художник по костюмам – Мария ДАНИЛОВА). В финале это всё потерявшая, но не сломленная старуха, которая поджигает собственное поместье, чтобы не отдать его врагу. С перемазанным сажей лицом, с зажженной спичкой в поднятой руке, она похожа на богиню возмездия.
Мира, в смысле, времени без войны, в отличие от романа, в спектакле не наступает. Война закольцована. Затухая в одном месте, она разгорается в другом. «Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, но так никогда не будет», – пожалуй, главная фраза и мысль спектакля. Горько. Больно. Актуально.
Фото © Московский государственный академический театр имени Евг. Вахтангова