Художника нет с нами уже год.
«Признание» – называется выставка. Слово это многогранное, и во всех своих значениях оно в полной мере относится к Сергею КОЧЕРГИНУ (1949–2023). Сегодня музей выражает признание и отдает дань памяти большому другу.
Сергей КОЧЕРГИН был учеником Алексея Николаевича ЛИБЕРОВА и, конечно, взял от своего учителя лучшее: чувство композиции, чувство цвета, культуру подачи и сам художественный материал – пастель. При этом он выработал свою собственную технику, свою ни на кого не похожую стилистику. Его работы декоративны, фактурны, образны, иногда абстрактны. Как и Алексея ЛИБЕРОВА, его интересовала природа, но – в некоем космическом понимании.
КОЧЕРГИН был не только художником, но и дизайнером, некоторое время занимал должности главного художника города и замдиректора департамента архитектуры и градостроительства администрации Омска. Безусловно, административная работа отвлекала от творчества, поэтому творческий расцвет произошел у него уже в достаточно солидном возрасте.
– Сергей Павлович и в Союз художников вступил относительно поздно, – вспоминает куратор выставки Галина ЛУЗЯНИНА. – Но зато он пришел уже сложившимся художником, со своим видением, с мировосприятием зрелого человека. Его работы несут большой смысл, они заставляют задуматься, провоцируют к интеллектуальному мышлению. И удивительно, как он мог показать и камерный мир, и какие-то космические вариации, владел и реалистическим искусством, и условными приемами.
Хочется добавить, что художник использовал все возможности масляной пастели (в ней работают немногие) с ее живописной фактурой. Он то легко штрихует, то глубоко прорабатывает поверхность. На выставке представлены работы разных серий, и они действительно очень различны. Обращают на себя внимание названия, точнее сочетание названий и изображения.
Здесь абстрактный триптих «Крестовые походы».
Работа «Мелиораторы», напоминающая библейский сюжет.
«Засада» – словно иллюстрация к фантастическому роману про инопланетян.
«Птица ожидания» и «Птица счастья».
Сквозь житейскую незатейливость прорастает глубокая философия («У меня расцвел цветок – заходи на огонек»).
Несколькими штрихами создается монументальность и эпичность («Охота среди льдов»).
Экспозиция получилась красочной и теплой. Наверное, потому что она согрета подлинными чувствами собравших ее людей.
– У Сергея Павловича было много друзей, – говорит Галина ЛУЗЯНИНА. – И они нам помогли в идее, в организации выставки. Хочется сказать большое спасибо Павлу СЕРЕБРЕННИКОВУ, близкому другу художника, его семье, которая предоставила большую часть работ и презентовала нам краски Сергея Павловича как вещественную память о нем.
Выставка «Признание» будет работать до середины марта.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА