На вопросы друзей и зрителей художник Виталий ЛАТЫШЕНКО ответил картинами — и не только.
Виталию ЛАТЫШЕНКО в этом году исполнилось 60 лет. На юбилейной выставке с необычным названием «Интервью» представлены работы последних лет, выполненные в технике масляной живописи и гуаши.
ЛАТЫШЕНКО можно было бы назвать художником одного цвета. Различные градации зеленого рождаются у него из бесконечной смеси родственных оттенков. Лишь иногда прорываются пятна и полоски красного, синего, желтого, розового. Цвет обычно заполняет все полотно: сиреневые сумерки вечера («День прошел»), зеленый «Апрель», ультрамариновый «Июнь. Полночь».
И только акцентом возникают силуэт не то лампы, не то девушки («Вокруг тишина»), очертания чего-то загадочного. Лирический минимализм проявляется и в портретах, не перегруженных деталями, несущих скорее настроение, чем подробное изображение.
В этом ЛАТЫШЕНКО похож на своего педагога по вечерней художественной школе Николая МОЛОДЦОВА.
— Виталий один из первых моих учеников, — поделился Николай Николаевич. – Он сразу заявил о себе именно как художник. В подходе к учебным занятиям уже проявлялось его восприятие мира. Глядя на его работы, я вспоминаю одну хорошую фразу: «Многие думают, что живопись – это очень просто. На самом деле это еще проще: надо взять нужную краску и положить ее в нужное место». Но как найти эту краску и как найти на холсте место для нее? У Виталия получилась сегодня хорошая выставка. Она достаточно разнообразная, и видно, что он купается в цвете, ищет выразительные формы.
Юбилей – не только повод получать поздравления и подарки, это время подводить какие-то итоги, отвечать на вопросы, которые задают тебе друзья, коллеги, жизнь. Для художника ответами на эти вопросы становятся его работы. Но все-таки есть и настоящее интервью, которое взял у юбиляра куратор выставки заместитель директора по научной и выставочной работе городского музея «Искусство Омска» Евгений ГРУЗДОВ.
В интервью художник рассуждает о месте живописи в современном искусстве, о любимых авторах, жанрах и мотивах, о том, как сегодня живется человеку его профессии вообще и конкретно в Омске. Текст находится в зрительном зале и призван познакомить посетителей выставки с автором. Хотя сам Евгений ГРУЗДОВ считает, что не все так однозначно.
— Форма интервью была выбрана на самом деле как помощь мне, — признается он. — Потому что я культуролог, я привык говорить о смыслах, о концепциях. А когда Виталий ЛАТЫШЕНКО обратился ко мне с просьбой стать куратором его выставки, все смыслы, которые я мог высказать, выражались одним словом: ЖИВОПИСЕЦ! И по совету еще одного нашего друга художника Сергея БАРАНОВА мы решили сделать интервью, развернутый разговор, и выставку назвать так же. Я рад, что у нас все получилось.
Работы Виталия ЛАТЫШЕНКО лаконичны, но не скупы. В последовательности живописных мазков каждой из них пытливый зритель разглядит, как «из миража, из ничего» появлялись вполне реальные картины. «Я не пишу с натуры, — говорит ЛАТЫШЕНКО. – Но мой пейзаж, натюрморт и портрет – это не абстракция. Начинаю, не знаю что, оно возникает в процессе работы, и случайный мазок может все изменить».
Выставка «Интервью» будет работать в Доме художника до 25 июля.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ