О переправах через Иртыш рассказала омичам на лекции краевед Галина ЭРЛИНЕКОВА.
В Центре краеведческой информации Омской государственной областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина состоялась публичная лекция под названием «Старый Кировск: история кировских переправ через Иртыш». Лекцию провела краевед Галина Геннадьевна ЭРЛИНЕКОВА. В зале присутствовали преподаватели вузов и школ, студенты, краеведы, журналисты, любители истории и краеведения.
Встречу открыл заместитель директора библиотеки имени А.С. Пушкина Алексей Петрович СОРОКИН. В своем вступительном слове он подчеркнул:
«Сегодня мы продолжаем наш лекторий из цикла «Омск-300». В том месяце уже прошла лекция, которая посвящалась истории Новоомского совхоза Омского муниципального округа. Лекцию прочитали Светлана и Татьяна ЛОБАНОВЫ. Сегодня мы начинаем лекции, которые будут посвящены истории муниципальных округов и поселков Омска. Сегодняшнее мероприятие посвящено истории Кировского муниципального округа. Наши сотрудники библиотеки совместно со студентами Омского педагогического университета подготовили для читателей книжную выставку. Каждый может ознакомиться с выставленными книгами и журналами. Материалы по истории Кировского района и переправам через Иртыш Галина ЭРЛИНЕКОВА собирала по крупицам много лет. Она уже читала лекции по Куломзинскому восстанию, по истории улиц Кировского района и другие».
Печатаем лекцию с сокращением. Галина Геннадьевна ЭРЛИНЕКОВА рассказала:
«Исторически сложилось так, что Кировский район расположился на левобережье Иртыша. Долгое время переправа с одного берега на другой была большой проблемой для жителей Омска и Кировского района. Первой официальной переправой через Иртыш стала таможенная застава. Она была организована в 1753 году на левом берегу Иртыша на месте будущего Ленинградского моста. В 1790 году Омская городская Дума устроила торги на сдачу в аренду перевоз через Иртыш. Договор был заключен с капитаном Сибирского казачьего войска К.Г. Бардиным. Городская Дума обязала арендатора воинских людей, военное снаряжение, почту провозить бесплатно. Со всех остальных брать по копейке. С лошади и другой скотины – по пять копеек. Место перевоза оставалось на старом месте».
В 1892 году началось строительство Транссибирской магистрали. Левый берег стал многолюден. На временные причалы левого берега подходили пароходы, привозившие на стройку строительный материал, рельсы, шпалы, вагоны, оборудование железной дороги. Рабочие, занятые на строительстве Транссибирской магистрали, жили на правом берегу Иртыша. Каждое утро и вечером катера и лодки привозили на работу и с работы строителей.
В 1892 году по заказу городской Думы в Тюмени построили паромный пароход «Николай». Судно на буксирном тросе вело за собой две деревянные 30-метровые баржи-платформы. На них через Иртыш перевозили людей, различные грузы. Зимой по льду Иртыша прокладывали железнодорожный путь, по которому осуществлялась перевозка строительных материалов и рабочих.
25 мая 1894 года на левый берег прибыл первый пассажирский поезд. Однако мост был еще не построен. В результате почти два года приходилось перевозить вагоны через Иртыш. Для этого были сооружены большие деревянные паромы с уложенными на них рельсами. Железнодорожный состав расцепляли и по два вагона загоняли на паромы. Зимой на лёд Иртыша укладывали шпалы и рельсы, и таким образом железнодорожные составы доставлялись в Омск.
16 марта 1896 года строительство железнодорожного моста было завершено. 19 марта по новому мосту прошел первый поезд. После постройки железнодорожного моста проблемы переправы людей через Иртыш остались. Ниже по течению около железнодорожного моста продолжала работать частная лодочная переправа.
В 1911 году заработала паромная переправа через Иртыш. Она располагалась выше по течению за железнодорожным мостом. Сейчас на этом месте пляж Кировского района.
Во время лекции на большом экране демонстрировались слайды, связанные с переправами через Иртыш. Всего было показано около сотни фотографий:
«В истории Омска общеизвестно, что 13 ноября 1919 года при отступлении из Омска армии адмирала Колчака, белые взорвали пролет железнодорожного моста у правого берега Иртыша».
После установления советской власти в Омске большевики решили сделать временную ледовую переправу через Иртыш. По льду Иртыша делали из снега насыпь, заливали водой, затем укладывали шпалы и рельсы. Сильные морозы за сутки укрепили намороженную насыпь. Одной линии было мало. Вскоре соорудили вторую железнодорожную линию. До самой весны исправно работала ледовая переправа. Весной 1920 года железнодорожный мост был восстановлен. Людей продолжали перевозить с помощью больших лодок.
Все последующие годы жители Омска и Кировска пользовались лодками и паромами. Жители левого берега, чьи дома стояли на берегу Иртыша, занимались перевозным (лодочным) промыслом. Плата была выше, чем на городских паромах. Паромы перевозились посредством катеров или буксирных пароходов на буксировочных тросах. В 1921 году паромы работали по расписанию.
Галина Геннадьевна зачитала выдержку из статьи, напечатанной в 1921 году в окружной газете «Рабочий путь»:
«Говоря, об урегулировании переправы через Иртыш, поневоле приходит на ум мысль о постройке моста. Мост через Иртыш – это вопрос не только будущего, но и близкого настоящего, вернее, сегодняшнего…»
В последующие годы газета продолжала печатать высказывания омичей о необходимости начать строительство коммунального моста через Иртыш.
Особенно плохо обстояли дела с переправой людей в районе овчинно-шубного завода, расположенного в районе поселка Большая Островка. Завод работал в несколько смен. Ночная смена заканчивала работу в половине первого ночи. В мае 1930 года случилась катастрофа. Во время переправы через Иртыш погибли 11 рабочих овчинно-шубного завода. Переправа рабочих в дальнейшем стала производиться на пароходе №1. Но пароход не соблюдал расписание, то приходил рано, то опаздывал на целый час. Так, в июне 1930 года 150 человек – рабочих овчинно-шубного завода опоздали на работу.
В Кировске парк автотранспорта увеличивался из года в год. В основном машины зимой по льду пересекали Иртыш в районе Ленинградского моста. Нередки были случаи, когда машины проваливались под лед.
30 мая 1935 года пришел в Кировск первый пассажирский теплоход, названный горожанами речным трамвайчиком. Это было важное событие для всех кировчан. Рейс из Омска до Кировска длился 45 минут. Стоимость билета составляла 60 копеек. Речной трамвай ходил с шести часов утра до десяти часов вечера. Уже через год на линии Омск – Кировск курсировали шесть таких трамвайчиков.
В ноябре 1935 года президиум облисполкома вошел с ходатайством в Союзный Совнарком о постройке понтонного моста через Иртыш. Долгое время выбирали место для постройки моста. Параметры понтонного моста по проекту составляли: в длину – 662 метра, в ширину – семь метров.
В декабре 1936 года на левом и правом берегах Иртыша начались забивки свай. Зимой забили 1592 сваи на глубину до четырех метров. Еще 310 свай забили под ледорезы. Их обложили камнем, чтобы вода не вымывала грунт. Весной и в начале лета устанавливали фермы, изготавливали настилы на плашкоуты. При изменениях уровней воды высота пролетов регулировалась при помощи домкратов. Понтонный мост был сдан в эксплуатацию 21 июля 1937 года. Был принят график разводки понтонного моста во время прохождения судов по Иртышу. Мост состоял из больших деревянных лодок, расположенных рядом друг от друга. Они сцеплялись цепями. Поперек лодок были уложены деревянные настилы шириной семь метров для проезда двух машин. Для устойчивости моста поставили якоря. Под тяжестью проходящего по мосту транспорта мост проседал, и было такое ощущение, что летишь на самолете.
При переезде автобуса по понтонному мосту соблюдались правила:
«Например, окна должны быть закрыты, а пассажиры – находится на сидячих местах. Если люди ехали в кузове машины, им было запрещено высовываться за борта. Крупногабаритный груз не должен был выходить за борта машины. Во время переезда транспорт должен был строго соблюдать дистанцию между машинами. Но самое основное требование –общий вес машины с грузом. Зимой на месте понтонного моста движение происходило по льду реки».
После первой части лекции между лектором и слушателями начались вопросы и ответы. Слушатели приводили свои примеры из истории переправ через Иртыш. После дискуссий Галина ЭРЛИНЕКОВА продолжила:
«В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) в зимнее время грузы, пассажиры перевозились по железной дороге. Летом возводился понтонный мост, возобновляли свою работу паромы. В апреле 1947 года Омская пристань ввела в эксплуатацию пассажирские катера «Танкист» и «Комсомолец».
Строительство моста через Иртыш планировалось ещё до войны. Начавшаяся Великая Отечественная война надолго отложила эти планы. Строить Ленинградский мост начали в 1955 году на месте, где когда-то стояла таможенная застава. Это был первый коммунальный, транспортно-пешеходный железобетонный мост через Иртыш. Строил его «Мостопоезд №413» по проекту «Лентрансмостопроект» под руководством И.П. Богданова. Во время строительства была сооружена подвесная дорога на стальном тросе. По нему передвигались подвесные люльки. В них перевозили с берега на берег рабочих и инструмент. Мостостроители работали круглосуточно. Ночью стройка освещалась прожекторами. Высота насыпи подъездного пути из Кировска составляла от четырех до 13 метров.
6 ноября 1959 года на открытии коммунального моста через Иртыш состоялся митинг мостостроителей и трудящихся города. Первый секретарь Омского обкома партии Евгений Петрович КОЛУЩИНСКИЙ разрезал красную ленту над проезжей частью моста. Движение по мосту было открыто. Протяженность моста составила 653 метра. Ширина проезжей части была равна 20 метрам.
Вот выписка из решения Омского горисполкома №40 «О присвоении наименования мостам в городе Омск»:
«Мост через реку Иртыш в створе улицы Масленникова – Ленинградской площади именовать «Ленинградским». Документ подписали: заместитель председателя исполкома городского Совета А. Бухтияров, секретарь исполкома городского Совета С. Канов».
В 1970-х годах началось строительство жилого массива около Омского аэропорта и микрорайонов Левобережья. Ленинградский мост оказался крайне перегружен. Началось строительство нового моста в районе телецентра. 3 ноября 1978 года его сдали в эксплуатацию. Новый коммунальный мост соединил три района: Кировский, Первомайский, Советский. Мост получил название имени 60 лет ВЛКСМ.
24 февраля 1993 года на левом берегу Иртыша была забита первая свая под опору №1 будущего метромоста. 18 октября 2005 года состоялось праздничное открытие метромоста. Длина мостового перехода – 1905 метров. Ширина моста – 32 метра, шесть полос движения автотранспорта.
15 февраля 2023 года на Ленинградском мосту начались строительные капитальные работы. Мост разделили на две части: одна поставлена на ремонт, по другой пустили транспорт. А при необходимости мост полностью перекрывают на ночь.
С каждым годом в Омске возрастает количество транспорта:
«Пробки неминуемы. Омичи вновь заговорили о необходимости строительства нового моста. В Генеральном плане города Омск до 2040 года, разработанном институтом территориального планирования «Град», запланировано строительство даже двух мостов через Иртыш. Первый – в створе улицы Доковской – из Нефтяников. Второй мост запроектирован в створе улицы 22 Декабря и соединит Старый Кировск с Ленинским муниципальным районом».
В заключение мероприятия Алексей Петрович СОРОКИН поблагодарил Галину Геннадьевну ЭРЛИНЕКОВУ за интересную лекцию. Он также сказал, что о следующей лекции, в рамках лектория «Омск-300», омичам будем сообщено дополнительно.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ, также снимки взяты из личного архива Галины Геннадьевны Эрлинековой