Чиновники и промышленники пытаются спасти омскую экологию, но погода оказывается сильнее.
Четвертого января в ТАСС (Новосибирск) состоялась пресс-конференция, посвященная проблеме образования смога и загрязнения воздуха в Новосибирской, Омской и Кемеровской областях.
Картина маслом
Общую сводку привела начальник Гидрометцентра Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Анна ЛАПЧИК. Она признала, что смог – бич многих крупных городов:
– При нормальных метеорологических условиях происходит интенсивное перемешивание воздуха как по вертикали, так и по горизонтали. Тогда загрязняющие атмосферу вещества угрозы населению не несут. Наиболее интенсивное загрязнение наблюдается при аномальных неблагоприятных метеорологических условиях. К ним, в частности, относится приподнятая инверсия с нижней границей, расположенной над источником выбросов, – концентрации вредных примесей могут увеличиваться в 5-10 раз по сравнению с их значениями в периоды отсутствия инверсии. Опасные загрязнения воздуха значительно возрастают при туманах – они частично аккумулируют частицы вредных примесей и, следовательно, возрастает концентрация в приземном слое (30 м у поверхности земли). Оценка опасных метеоусловий требует учета характера неровности подстилающей поверхности. В пониженных формах рельефа могут создаваться в полтора-два раза более высокие концентрации загрязняющих веществ. При расположении промышленных объектов на окраине города или за его пределами большое влияние на загрязнение в жилых районах оказывает направление ветра. Таким образом, на загрязнение в городе оказывает сложное влияние ряд метеорологических факторов. Анализ показывает, что связи между уровнем загрязнения и метеофакторами во многих городах схожи. Наиболее типичной метеоситуацией, способствующей накоплению вредных примесей, является установление антициклональный погоды, когда в результате роста атмосферного давления и ослабления ветра происходит застой воздуха.
По словам ЛАПЧИК, в южных регионах Сибири 2020 год оказался самым теплым за всю историю инструментальных наблюдений:
– Очень теплые первые пять месяцев прошлого года были обусловлены частыми проникновениями атлантических циклонов, большим количеством осадков и рекордно высокой температурой. В соответствии с прогнозом, с наступлением арктического антициклона последней пятидневки декабря и установлением аномально холодной погоды у нас возникли крайне неблагоприятные метеорологические условия, способствующие накоплению вредных примесей. Понижение температуры, безусловно, приводит к увеличению использования топлива, а это дополнительный фактор, влияющий на ухудшение экологии.
Повлияли, разумеется, и лесные пожары в Красноярском крае:
– В 2019 году при северных, северо-восточных ветрах шлейф лесных пожаров, гигантский массив загрязняющих веществ сказался на Томской, Кемеровской, Новосибирской областях. В 2012 году аналогично следы лесных пожаров на севере Томской области, Красноярского края тянулись в Омскую область, Казахстан, вплоть до Урала, Челябинска. Такие природные явления могут дополнительно ухудшать качество воздуха в Сибирском регионе.
Один глаз на нас, другой на Кузбасс
Министр природных ресурсов и экологии Кузбасса Сергей ВЫСОЦКИЙ рассказал, что в его регионе возобновились проверки предприятий, общественный транспорт и котельные потихоньку переводятся на газ, производится и газификация частного сектора:
– Я вынужден констатировать, что Кузбасс, который всю жизнь сидел на угле, занимался газификацией частного сектора откровенно слабо. Буквально с прошлого года эта проблема сдвинулась с мертвой точки.
Заместитель министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Юрий МАРЧЕНКО уточнил, что у них валовые выбросы загрязняющих веществ составляют от 460 до 480 тонн в год, из которых 55% приходятся на автомобильный транспорт. Участие индивидуальных жилых домов оценивается примерно в 12 – 14%. Частный сектор Новосибирска газифицирован на 79%, Новосибирская область – на 34%:
– Большое значение имеет регулирование дорожного движения. Когда был построен Северный обход, негативный вклад транспорта упал на 15%. Если бы мы на сегодняшний день завершили Восточный обход и приступили к Южному, то существенно бы разгрузили территорию мегаполиса от воздействия автомобильного транспорта.
В ожидании розы
Последним взял слово наш чиновник – глава Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Илья ЛОБОВ. Он, как водится, начал с теории:
– Все мы понимаем, что воздух в промышленном городе не может быть эталонно чистым... Он может быть таковым в центре Тихого океана, Атлантического. Даже в сельской местности воздух будет с примесью загрязняющих веществ! С метеорологическими условиями, упомянутыми Анной ЛАПЧИК, в Омской Области приходится сталкиваться очень часто. За период 2020 года мы претерпевали существенные неудобства. У нас было объявлено более 200 периодов неблагоприятных метеоусловий, из них 135 дней примерно по 12 часов и дольше. То есть половину года в Омске стоят неблагоприятные условия. В 2019 году таких было 95 дней. Количество, как мы видим, увеличивается... В неблагоприятных метеоусловиях выбросы от всех источников накапливаются и не рассеиваются. Конечно, жители испытывают неудобства.
Что же с этим делает региональное ведомство? ЛОБОВ упомянул реализацию национального проекта «Экология», федерального проекта «Чистый воздух», модернизацию оборудования коммерческих заводов, в том числе теплоэнергетического сектора:
– В неблагоприятных метеоусловиях у предприятий появляются дополнительные обязанности. В прошлом году у нас начал действовать приказ Минприроды № 811, определяющий перечень компенсационных мероприятий. В прошлом эти меры, откровенно говоря, носили формальный характер. Что, например, значит усилить «контроль за действием оборудования»? Я думаю, что это помогает избежать дополнительных аварийных ситуаций, но не помогает снизить воздействие на атмосферу. В связи с тем, что Омск попал в перечень городов с неблагоприятной экологической обстановкой, предприятия, имеющие в составе своих мощностей источники выбросов, обязаны разработать список мероприятий, согласовать его с нами и осуществлять их в период неблагоприятных условий – это несколько снижает нагрузку. Но скопление загрязняющих веществ все равно ощущается на территории и, к сожалению, будет ощущаться, пока роза ветров не рассеет загрязняющие вещества. Будем надеяться на то, что неблагоприятные метеоусловия будут наступать реже...
ЛОБОВ напомнил о 195-ФЗ об эксперименте по квотированию выбросов:
– В 2020 году подготовительная работа была проведена органами Росприроднадзора, сводные расчеты утверждены. Уже реализованы шесть мероприятий Газпром-ОНПЗ, Омсктехуглеродом, Тепловой компанией, Первой грузовой компанией. Естественно, коронавирусная инфекция оказала свое влияние, некоторые сроки будут сдвинуты, но все планы останутся в силе. Нами получен от Росприроднадзора перечень наиболее опасных веществ на нашей территории. Мы дали предложения по его корректировке, дополнению теми веществами, которые считаем необходимым включить в список. Это простая техническая работа. Затем мы составим перечень квотируемых предприятий – он уже есть, но в связи с пополнением списка веществ, расширится. В случае недостижения квот, предприятия будут вынуждены компенсировать свое негативное воздействие субъекту, выбрав из списка утвержденных нами мероприятий.
Что касается ТГК-11, то министр уточнил, что компания пока ищет источники финансирования, а пока реализует экологические мероприятия только исходя из своей инвестиционной программы, заложенной в тариф.
А вот на электротранспорт пока рассчитывать не стоит:
– В планах по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух приоритетом считается перевод автомобильного транспорта не с бензина на электроэнергию, а с бензина на газ, на метан. Для этого в регионе строится соответствующая инфраструктурная сеть. Использование электричества для транспорта – это все-таки история будущего, в которое мы пока не заглянули. Уверен, что когда гибридные автомобили, электротранспорт начнут захватывать европейскую часть нашей страны, это придет и к нам, тогда бизнес или государство будут строить электрозаправочные станции.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 24 февраля 2021 года.