«Круглый стол», посвященный проблемам омского арт-рынка и проблемам коллекционного искусства вообще, — такое мероприятие на прошлой неделе организовала ее неутомимая хозяйка галереи «Лошадь Пржевальского» Людмила ДЕБУС. Большого наплыва гостей не случилось, но несколько известных в городе людей все- таки изъявили желание подискутировать о проблемной жизни. Георгий КИЧИГИН, Николай МОЛОДЦОВ, Дамир МУРАТОВ, Владимир ЧИРКОВ, Светлана БОЙКО — только этих имен достаточно для того, чтобы сделать вывод: собрались те, в чьих собственно руках и находится судьба омского арт-рынка — художники, искусствоведы, хозяева галерей.
Уселись за столик с чаем, орехами и шоколадом и...понеслось! Впрочем, уже через полчаса стало ясно, что пора тормозить. Наскоро обсудив очевидные, в общем-то, проблемы «арт-рынка», люди искусства с подачи Людмилы ДЕБУС завели разговор о том, что можно считать «коллекционным искусством». Напомним, что галерея «Лошадь Пржевальского» позиционируется именно как галерея коллекционного искусства, что предположительно подразумевает высокий художественный уровень выставляемых работ. Что такое «высокий художественный уровень», что можно считать коллекцией, как художник выходит, что называется «в тираж» — эти вопросы, как вы понимаете, сродни основному вопросу философии. Обсуждать их можно бесконечно.
В итоге, сошлись на том, что коллекционировать можно все, что душе угодно, и что такое понятие как «коллекционный уровень» определить невозможно. Намеки на то, что не все работы даже очень крупного художника достойны того, чтобы их коллекционировали, пришлись явно не по вкусу Георгию КИЧИГИНУ. Светлана БОЙКО, директор галереи «Квадрат» и вовсе заявила, что все мероприятие — это просто реклама конкурентов, в которой она участвовать не собирается и удалилась, чуть ли не хлопнув дверью.
Впрочем, сказать, что все прошло впустую — язык не повернется. Приковывать внимание общественности к состоянию нашего художественного рынка просто необходимо, и в этом смысле «пржевальцы» на правильном пути. По крайней мере, это единственная в Омске галерея, которая, несмотря на свою молодость, регулярно устраивает всяческие интересные проекты. Сбалансированное сочетание саморекламы и заботы о местном искусстве — это хорошо.
А с омским изобразительным искусством явно не все в порядке. За последнее десятилетие молодых дарований практически не появляется. КИЧИГИН, БУГАЕНКО, МОЛОДЦОВ, МУРАТОВ, АЛЕКСАНДРОВ, ВЛАДИМИРОВ, БАЙМУХАНОВ — прибавьте к этому списку еще десяток фамилий и получите полный перечень того, что стоит покупать в Омске. Их работы вы найдете во всех омских галереях. Некоторые художники пишут в стол, потому что не могут продать свои творения, некоторые творят так называемый мэйнстрим, пишут то, что хорошо продается. Серьезных коллекционеров нет, господствует интерьерный подход, который никак нельзя назвать «коллекционным принципом».
Ситуация совершенно дикая, и то, что подобное происходит в масштабах России, нисколько не утешает. Как сегодня в большинстве случаев покупаются картины? Схема примерно такая: начинается все с ремонта в квартире или офисе, затем возникает потребность в оформлении интерьера («сюда надо что-нибудь повесить»). В зависимости от уровня эстетического развития покупателя, он идет либо в ТЦ «Омский», где за 3-10 тысяч рублей покупает пейзаж или натюрморт с надписью «Произведено в Корее» (хоть тираж не указывают), либо в галерею. Заходя в галерею, он редко прислушивается к советам профессионалов, его волнуют три вопроса. В первую очередь, подходит ли картина к его новым обоям, во вторую очередь — цена, в последнюю — имя художника и художественные достоинства картины. Если все его устраивает, то он при благоприятном варианте покупает ту же самую картину в галерее, при неблагоприятном — находит художника и покупает картину в частном порядке. Обычно выходит процентов на 25 дешевле.
Ценовой вопрос, в принципе, решается легче всего. Сегодня в Омске можно купить картину профессионального художника по цене от 5 до 50 тысяч рублей. «Подвинуться» чаще всего можно, если опять же не идти в галерею. Цена чаще всего зависит не столько от качества работы, сколько от имени и, простите, жадности автора. Понятно, конечно, что бывают исключения, что картина того же КИЧИГИНА — это не только картина, это реально подкрепленный престиж. Но неприятные «исключения» (следовало бы написать «правило»), когда слабо разбирающиеся в живописи, но материально переобеспеченные покупатели, предпочитают хорошей картине мазню конъюнктурщика, заслуживающего почетного звания «художник-оформитель», бывают куда чаще.
Что касается корпоративных коллекций, то с этим пока тоже негусто. Свою коллекцию имеет ОПСБ, постоянно работают хорошие выставки в Омском филиале Альфа-Банка, при содействии которого, кстати, открылась первая в Омске интернет-галерея (www.globis.kbit.ru). Больше в голову не приходит ничего.
В общем, романтическая эпоха начала 90-х, когда стало можно вывешивать ВСЁ, когда рынок бурлил, появлялись новые имена, окончательно позади. Сегодня все грустно и плохо. Цивилизованных отношений, грамотных покупателей, а тем более коллекционеров, практически нет. Хороших художников достаточно, но редкие из них процветают. Все больше «интерьерщики». Честно говоря, я планировал сделать в рамках этого материала сравнительный обзор омских галерей, но затем призадумался. А зачем? Одни и те же художники, практически одни цены.
Встречный вопрос: зачем тогда вообще об этом писать? А затем, что колоссальную работу по воспитанию нашего покупателя тоже нужно когда-то начинать. Нужно надеяться, что когда-нибудь схема покупки кардинально изменится, покупатель будет пользоваться услугами искусствоведов, покупать картину именно в галерее и этим гордиться. И то, что новая омская галерея называет себя галереей коллекционного искусства (что бы это ни значило), то, что она пытается привлечь внимание к этим вопросам, — это уже шаг вперед.