Сети бывают разные
В Омске достаточно магазинов, которые объединены каким-то одним названием. Всем известны магазины под торговыми марками (ТМ) «Омский бекон», «Оша», «Омсквинпром». Они работают на рынке уже несколько лет. Кроме того, за последний год появились еще магазины под ТМ «Славянский», «Десятка», «Наш магазин», «Экономный». Между первыми и вторыми есть существенная разница. Если одни являются фирменными магазинами того или иного производителя и созданы, в первую очередь, для реализации продукции собственного производства, то другие — довольно-таки крупные торговые точки, где представлены товары от 3 до 7 тысяч наименований. Посетив их, можно купить все от и до. При этом работают они по принципу самообслуживания. Такая система продаж очень распространена на Западе. В магазинах самообслуживания объемы продаж в среднем выше на 30%, чем в обычных.
Некоторые специалисты считают, что с развитием именно розничных магазинов самообслуживания фирменная торговля, не говоря уже о рыночной, может сойти на нет. Например, магазины компании «Оша» по сути являются просто точками сбыта компании. В связи с этим если компания не пересмотрит систему торговли в магазинах, то в ближайшие годы они просто вынуждены будут покинуть рынок или вступить в альянс с какой-нибудь крупной торговой сетью.
Надо заметить, что омскими фирменными магазинами уже интересуются некоторые крупные сетевики. К примеру, питерская «Пятерочка», которая ведет себя на розничном рынке довольно-таки активно, помимо того что проявляет интерес к столичному рынку, начала экспансию в другие регионы. В частности, в Омск. Насколько известно корреспонденту «КВ», компания уже выходила с предложениями объединить свои усилия с компанией «Омсквинпром» и таким образом «просочиться» на омский рынок.
Знакомьтесь, это наши сети
Сейчас омские сети, а речь пойдет о «Десятке», «Экономном» и «Нашем магазине», находятся на начальном этапе своего развития. Пока ни одна из них не имеет на своем счету даже и десятка магазинов.
«Десятка». Выявить тех, кто стоит за этой сетью, оказалось проблематично. Руководство сети говорит, что она чисто омского происхождения и никакие иногородние фирмы к ее созданию не имеют отношения. Хотя, например, в управлении торговли и потребительского рынка и услуг администрации города говорят, что сеть создана при участии московского капитала. Один из конкурентов по этому поводу считает: «Если в магазине установили „бэушное“ оборудование, то ни о каких москвичах речь идти не может». Некоторые, опять-таки конкуренты, считают, что «Десятка» создается в Омске для дальнейшей перепродажи.
Сейчас сеть состоит из двух магазинов: один на улице Бархатовой, другой — на проспекте Менделеева. В скором времени планируется открытие третьего магазина на улице Труда. Отличительной особенностью «Десятки» является то, что магазины этой сети принадлежат к формату магазинов-дискаунтеров. То есть вся продукция, продаваемая в них, продается по ценам более низким, чем в обычных магазинах. Это достигается за счет того, что средняя наценка в них на всю продукцию не выше 15%. Число наименований различной продукции составляет около трех тысяч, что в 2-2,5 раза меньше, чем в других сетевых магазинах. Однако связано это с политикой магазинов-дискаунтеров, где как раз должен быть довольно-таки ограниченный ассортимент продукции, но при этом она должна быть в основном известных брэндов и желательно в нескольких ценовых категориях.
Первый магазин торговой сети «Экономный» появился в апреле 2002 года. Сеть управляется компанией «Бакалея сервис», которая работает на омском рынке уже не один год. Занимается оптовыми поставками продуктов питания и их реализацией. Имеет в своем распоряжении около сорока торговых точек, разбросанных по городу и области. Планы по развитию собственной сети магазинов «Экономный» у «Бакалеи сервис» достаточно серьезные.
Сейчас у компании три магазина, но уже к концу года их будет десять. Каким образом «Бакалея сервис» собирается расширять сеть — строить новые объекты, арендовать дополнительные торговые площади или же переделывать свои уже имеющиеся магазины — покрыто тайной.
Универсамы под ТМ «Наш магазин» управляются фирмой "?", которая так же, как и «Бакалея сервис», занимается оптовыми поставками продуктов питания. Сеть «Наш магазин» достаточно молода. Сейчас она объединяет четыре магазина. К октябрю-ноябрю появится еще один. Торговые площади каждого из магазинов по 500 кв. метров. Ассортимент продукции насчитывает около 7 тысяч наименований.
Одной из отличительных особенностей этой сети является то, что все магазины управляются из головного офиса при помощи компьютерной сети. Насколько известно, пока это в Омске единственная сеть, имеющая такую возможность. Например, в «Десятке» только мечтают о том, чтобы завязать все свои магазины в подобную сеть. Сегодня средняя дневная выручка сети каждого универсама «Наш магазин» составляет 150 тысяч рублей. К концу года руководство сети планирует увеличить объем продаж до 180-220 тысяч рублей.
Их проблемы
Как выяснилось, проблемы у омских сетевиков одни. В первую очередь они касаются подбора персонала. Выкручивается каждая сеть из кадровой проблемы по-своему. К примеру, компания «Бакалея сервис» намерена открыть собственный учебный центр, где планирует готовить специалистов по работе в розничных магазинах самообслуживания.
Свои учебные классы должны появиться и у компания "?". Известно, что у обеих фирм была идея создать совместный центр по подготовке кадров, но что-то не заладилось. Хотя руководство сети «Наш магазин» уверило корреспондента «КВ», что они откроют свои классы для всех желающих и не ставят перед собой цель растить специалистов только под свою сеть.
Еще одна проблема — омские производители, которые занимаются производством продуктов из мяса и птицы. Зачастую происходят сбои с поставками этих продуктов в заранее розничные сети. Хотя, как считает директор сети «Наш магазин» Дмитрий ШАДРИН, проблема эта вполне разрешима и они нашли из нее выход. Они просчитывают объемы продаж того или иного вида колбасных изделий, делают заявку производителю о необходимом количестве продукции. То есть производитель заранее знает, сколько той или иной продукции ему необходимо будет отправить в «Наш магазин». Этот объем становится своеобразным неприкосновенным запасом.
Ритейлеры о конкуренции
Несмотря на то что омские сети начали активно расширяться, говорить о конкуренции друг с другом они не хотят. Мол, между собой мы практически не конкурируем. Хотя, если следовать законам развития сетей, сети одного уровня обязательно вступают между собой в конкуренцию. Но, как правило, серьезные столкновения будут на более поздней стадии их развития. Сейчас же, скорее всего, интересы сетевиков сталкиваются в борьбе за поставщиков, за дополнительные скидки, которые они могут получить у них. Кроме того, столкновения происходят в борьбе за торговые площади, а также за земельные участки для дальнейшего расширения своих розничных сетей. Например, за магазин на улице Бархатовой, где сейчас находится «Десятка», боролись две фирмы. Но победу, как вы уже поняли, одержала фирма, которая владеет сетью «Десятка».
Уж если и есть в Омске конкуренты розничным сетям, так это рынки. Дмитрий ШАДРИН, например, считает, что через пять лет в городе произойдет реструктуризация спроса и вообще не будет такого понятия, как рынок. Будь то оптовый рынок вроде «Торгового города», будь то Ленинский или Советский рынок. За примерами, когда крупные розничные магазины (особенно формата cash & carry — торговля мелким оптом за наличный расчет) вытесняют рыночную торговлю, ходить далеко не надо. В Новосибирске сегодня практически не осталось рынков, зато идет бурный рост сетевых супермаркетов.
Смотрите, кто пришел
Компания «Планета менеджмент» — довольно-таки известна людям, которые занимаются бизнесом. Инвесторы компании, в числе которых ОАО «Сибнефть», уже владеют сетью гастрономов «Эконом» «Караван» и «Пятачок». Например, в Нижнем Новгороде число магазинов, которые принадлежат этой группе инвесторов, достигло уже 46, в Москве и Московской области — более 10. Сейчас они поставили перед собой цель выйти на омский и самарский розничные рынки.
В связи с этим в Омске не так давно была учреждена фирма «Омский торговый альянс», которую возглавил Алексей ВОРОНОВ, известный по своей работе в «Омском беконе» в должности советника генерального директора.
В настоящее время «Омский торговый альянс» имеет защищенный проект по размещению в Омске супермаркетов. Из них три магазина будут формата «трехтысячник» с 12 тысячами наименований продукции. Сравните, универсам в гипермаркете «Континент» занимает площадь около тысячи квадратных метров. Поскольку помещений такой площади, пригодных для размещения супермаркета, в Омске нет, компания собирается их построить. Площадки для этих целей уже имеются.
Остальные 15 магазинов будут формата «тысячник». Пять из них компания намерена построить, другие должны будут разместиться на уже имеющихся площадях. Для этого «Омский торговый альянс» ведет переговоры с департаментом недвижимости.
В ближайших планах компании открытие магазина на улице 10 лет Октября, в помещении бывшего магазина «Детские товары». Как заверили в управлении потребительского рынка и услуг администрации города, этот магазин уже давно не работал как специализированный магазин, торгующий детскими товарами. Практически все его площади были сданы в субаренду различным фирмам. Сам же магазин уже давно стал убыточным предприятием. Поэтому в сдаче его в аренду «Омскому торговому альянсу» нет ничего страшного. По словам Алексея ВОРОНОВА, они договорились с субарендаторами о дальнейшем сотрудничестве. Более того, частично магазин должен будет сохранить свою «специализацию»: предполагается часть его площади отдать под размещение магазина детской одежды «Брэвис».
Сейчас магазин на ремонте. Его открытие намечено на ноябрь 2002 года. Строительство остальных супермаркетов планируется начать весной 2003 года.
Слияния неизбежны
Сейчас единственный магазин «Омского торгового альянса» не представляет угрозу омским сетевикам. Поэтому-то они довольно-таки спокойно относятся к присутствию компании на рынке. Однако в дальнейшем сеть «Омского торгового альянса» может потеснить сначала оптовые рынки, а потом и региональные сети.
Первый аргумент, который должен насторожить омских ритейлеров (не обязательно тех, которые владеют той или иной сетью, к ним относятся владельцы и других супермаркетов города) — магазины «Омского торгового альянса» будут неотъемлемой частью уже довольно-таки развитой национальной сети. Чем крупнее сеть, тем проще ей строить свою работу с поставщиками, производителями товаров. Увеличение объемов закупок позволяет получать от них определенные преференции. Кроме того, инвесторы национальной сети владеют рядом крупнейших предприятий по производству продуктов питания. В том числе, концерном «Дарья», группой предприятий «Омский бекон» и еще рядом других. Все это вкупе позволяет сети строить более гибкую ценовую политику.
Второй аргумент — строительство на территории города ряда новых магазинов. Если сейчас крупные розничные магазины практически не соседствуют друг с другом и, соответственно, не ведут борьбу за покупателей на одной и той же территории, то в будущем им придется бок о бок работать уже с супермаркетами национальной сети. В конечно итоге это может привести к поглощению слабых сетей сильными.
Этот шаг позволит снизить общие издержки и уменьшить затраты на закупки товаров. Впрочем, возможен вариант, когда крупная национальная сеть начнет скупать региональные.
Возможен ли другой путь развития омского розничного рынка? Вряд ли. Опыт показывает, что слияния и поглощения в рознице неизбежны. В Москве этот процесс идет очень активно. Местные сетевики, спасаясь от засилья международных сетей, объединяются в группы, холдинги. Там уже осознали, что слияние необходимо, поскольку российский розничный рынок в последнее время стал лакомым кусочком для международных ритейлеров, которые могут вложить в российский бизнес десятки миллионов долларов и долгое время работать в минус. Проще говоря, просто взять и скупить российские сети. Благо у них есть приличный финансовый тыл.