2 апреля 2002 года Александр МИНЖУРЕНКО был назначен представителем Министерства Иностранных Дел в Омске. Прошло время. Корреспондент "Коммерческих вестей" порасспросил Александра Васильевича и новом месте работы, и о том, что происходило на самом деле в 1991 году, когда он был представителем президента РФ в Омской области.
— В 1991 году вы возглавили Омский комитет защиты конституционных органов власти. Выступали на митингах, создавали партии. Прошло десять лет. Оглянитесь вокруг. Достигли ли вы того результата, к которому стремились?
— Тогда шла откровенная война. Были свои, были чужие. Существовала реальная опасность возрождения коммунистического режима. Мы знали, кто наш, кто не наш. И не ожидали никаких выстрелов в спину. Сейчас все стало размытее и сложнее.
— Тогда к власти пришли демократы первой волны и не удержались. А во власть вернулись, по сути те же люди, что и были до августа 1991 года.
— Почему на Западе почти тоталитарные режимы легко сменяются демократическими, для которых находятся новые кадры? Потому ч о там — рыночная экономика. Есть менеджеры, профессионально подготовленные для управления. Их много, они даже конкурируютмежду собой. Эти люди управляют предприятиями, но могут работать точно так же и в органах власти.
А мы когда попытались совершить кадровую революцию, то с ужасом увидели, что советский тоталитаризм был всеобъемлющим и всепронизывающим. Выяснилось, что за пределами госаппарата у нас нет ни одного человека, который мог бы исполнять функции аппаратчика. Наша система, в отличие даже от чешской или польской,пронизывала все и вся: даже клуб филателистов возглавлял совершеннопрожженный ортодоксальный коммунист. Другого не могло и быть. Что случилось в странах Восточной Европы? Там к власти пришли люди из общественных организаций, которые кактусов приобрели опыт руководства людьми, аппаратом, штатами. Пусть даже это всечехословацкое общество любителей. Условно. Если человек сумел организовать всех этих кактусоводов, выставки проводил, слеты, то он нарабатывал управленческий опыт. У нас же оказалось, что вне партии таких организаторов просто нет. Как будто с паяльной лампой режим прошел и все живое выжег. У нас никакого кадрового резерва не оказалось. Поэтому и говорят: «Революция завлабов». Я был заведующим кафедрой. Это примерно один научный ранг. У меня было под началом шесть преподавателей, две лаборатории — вот мой уровень управленческого руководства. У остальных то же самое. Дюжина человек в лаборатории. Все остальные управленцы были отмобилизованы, пропущены через комсомольскую и партийную машины. Поэтому и ЕЛЬЦИН, как руководитель страны, нередко предпочитал не верных, а квалифицированных. И с точки зрения государственного руководителя это было правильно. И я на своей должности делал точно так же. Ко мне приходили друзья-демократы, совершенно не подготовленные к управлению, и говорили: теперь ты представитель президента, так давай наших двигай туда. «Куда?» — спрашивал я. Мне называли очень высокие должности. Я не мог на такое пойти. А значит, и я тоже не дал свершиться демократической революции.
— Так что же все-таки произошло в стране за последнее десятилетие?
— Егор ГАЙДАР исполнял обязанности Председателя Правительства всего 11 месяцев. Он просил минимум три года, чтобы завершить начатую реорганизацию. Ведь то, что он пытался сделать в России, было реализовано во многих странах Восточной Европы. При тех же исходных условиях. Но ГАЙДАРА сняли, а реформы затормозили, и эта недореформированность и дала болезненное состояние страны.
Приведу пример. Пришел человек и сказал: якапитально отремонтирую дом. Он за 11 месяцев ободрал обои, сломал перегородки, снял ветхие перекрытия, поднял пол. В доме, конечно, невозможно стало жить. И тогда он сказал: теперь я приступлю к ремонту. А его увольняют, потому что жить стало хуже. Действительно, хуже. Но во время капитального ремонта это естественно. Потом пришел Виктор ЧЕРНОМЫРДИН и шесть лет ничего не делал. Вообще ничего.
— Вы сейчас член партии СПС. Должны ли вы как чиновник выйти из партии?
— Ни закон, ни указ строго не регламентируют то, что чиновники должны быть беспартийными. Есть указ президента, где говорится, что в своей деятельности, как чиновник, я не должен отдавать партийные предпочтения. Так я и не собираюсь отдавать предпочтение. Здесьэто легко: поступай согласно нормативным актам, инструкциям — и все. Поэтому я уже не член регионального политсовета.
— Чем закончилось ваше исключение из СПС?
— Ничем. Исключить из партии меня может только общее собрание омского СПС. Но г-н ЕФИМКИН не может собрать это собрание. Причина в том, что летом 2000 года на общем собрании СПС, когда я снял свою кандидатуру и председателем регионального политсовета стал Николай ЕФИМКИН, присутствовало более 600 членов. Несколькими месяцами ранее в омском СПС было лишь 100-130 человек. Николай Александрович, возглавляя Омский союз содействия работникам торговли, быстропринял в партию чуть ли не всех членов этого своего союза, набрав тем самым подавляющее большинство. Но им тогда сказали: сходите один раз проголосуйте, и ничего больше от вас не надо. Один раз они и сходили. А теперь собрать их второй раз уже непросто. Даже ЕФИМКИНУ. С тех пор партия не может собрать кворум. Мы даже по спискам сами пытались собрать членов партии, но нам ответили: «Что вы нам звоните, мы же договаривались, чтоодин раз придем и вы нас больше не напрягаете».
— Вы считаете неправильным рекомендацию политсовета о вашем исключении, но я сам слышал по «12 каналу», как вынегативно отозвались о Николае ЕФИМКИНЕ.
— Но это было после выборов. Во время оных я не давал никаких комментариев. Я давно партийный человек и устав чту. Во время избирательной кампании никаких подножек я не ставил.
— Вы достаточно долго имели выход на самые вершины российской власти. Каким образом там принимаются решения?
— Когда премьером был Егор ГАЙДАР, заседания правительства напоминали ученый совет. Егор Тимурович внимательно всех выслушивал, но ответственное решение принимал сам. Которое, кстати, автоматом совсем не вытекало из того, что было сказано до этого. Он был явный лидер и генератор идей.
Что касается президентской канцелярии, то там не было выстроенной системы. Я помню помощников ЕЛЬЦИНА. С одним из них, старым аппаратчиком, мы как раз об этом в приемной президентакак-то беседовали. Мы прошли все согласования, все инстанции нам бумаги подписали, он сказал тогда мне: «Вот вы идете нормальным путем, в дверь, вы уже два месяца работали над проектом этого указа, вы и у правового управления получили согласование, и у финансистов. А вот некоторые в окно норовят заскочить. Такое бывало. К ЕЛЬЦИНУ приходили отдельные люди с проектами указа президента напрямую».
— Почему СПС не имеет массовой поддержки в России?
На Западе человек сам своим трудомсебя кормит и поэтому смотрит на государство только с той точки зрения, чтобы оно обходилось ему как можно дешевле: я, дескать, себя прокормлю, а вот вы меньше с меня налогов берите. Там либералам аудитория обеспечена. Если сравнить во время выборов позицию какого-нибудь американского мэра и российского, то их слова будут расходиться кардинально. Если заокеанский глава скажет избирателям: я вам построю три моста, четыре фонтана, вымощу новой брусчаткой дороги, — он провалится с треском, потому что каждый из горожан будет думать: а на какие деньги все это будет делаться — неужели на мои? А у нас такой мэр, наоборот, выигрывает. Потому что наше население будет думать: он нам построит, он нам вымостит. У нас большинство — получатели социальных благ, а не создатели. Но Союз правых сил ориентируется именно на создателей, на тех людей, которые рассчитывают только на себя.
Как-то еще во времена ЕЛЬЦИНА я видел по телевизору такой «вопль» из деревни: вот правительство такое-сякое, президент такой-сякой. Никто нас не поддерживает, и мы поняли: только сами и (со злобой) только рассчитывая на себя, мы можем выжить". Я подумал тогда: ну вот, мой дорогой. Наконец-то ты пришел к этой мысли. Да во все века и везде государство приходило к человеку только для того, чтобы отнять у него часть заработанного в виде налога, в виде подати. И всегда государство «стоило тебе», так откуда этот миф о том, что государство должно тебе помочь? Чтобы помочь тебе, оно должно у кого-то это отнять.
— Представительство МИДа чем должно заниматься?
— Оно создано на основе еще старого, 1998 года, постановления правительства, в котором оговаривались восемь приграничных областей, где должны быть сформированы эти органы.
— Что дает омичам такое представительство?
— До этого, например, омские турфирмы пользовались услугами барнаульского представительства МИДа, что, согласитесь, не совсем удобно.
— Для чего пользовались?
— Они должны получать разрешение МИДа на пребывание иностранных туристов на территории Омской области. Кроме того, омские работодатели, желающие взять на работу иностранцев, тоже должны сначала добиться санкции МИДа. Раньше на это уходило много времени. Я же на месте не могу проверить надежность омской фирмы, наличие всех необходимых условий для пребывания работника — страховки например,и тут же сообщить в посольство той страны, откуда тот должен прибыть. В ближайшее время в представительстве должны поставить аппарат быстрой международной связи с консульствами всего мира. С помощью него по заказу уже омских организаций мы сможем через систему МИДа проверить надежность любой иностранной фирмы. Стоить это будет куда меньше, чем заказ информации через какое-либо детективное агентство.
Да и вообще все, кто имеет международные связи, знают, что получить добро МИДа — дело весьма трудоемкое и долгое. Теперь будет легче. Кроме того, мы во многом поможем решить проблемы международных связей администрации Омской области.
— А проблемы есть?
— Когда я в апреле был на стажировкев Москве, в министерстве, то почти в каждом департаменте, услышав словосочетание «Омская область», мне говорили: «А ну-ка, пойдемте к нам» и доставали реестры наших ляпов.
— Например?
— Например, были нарушения в протоколе встречи Александра ЛУКАШЕНКО. Хотя в целом его приняли хорошо. Поэтому я сразу сказал после своего назначения первым лицам области: «Давайте работать вместе». Представительство заинтересовано в том, чтобы помочь области в укреплении международных связей".