Все рубрики
В Омске суббота, 14 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Светлана БОЙКО: "Для меня художники всегда казались небожителями, совершенно недосягаемыми существами..."

5 марта 2003 13:26
0
3015

12 марта откроется уже третья по счету выставка-конкурс «Пост №1», которую ежегодно проводит арт-галерея «КВАДРАТ». Автор идеи — художник Владимир СТАШЕВИЧ. «Пост №1» — это не просто экспозиция из работ местных художников, это конкурс современного изобразительного искусства, на котором омские художники, работающие в современной стилистике, имеют возможность представить публике самые удачные, на их взгляд, произведения из тех, что были созданы за предыдущий год.

Корреспондент «КВ» воспользовался этим поводом и приближающимся праздником 8 Марта, чтобы встретиться с директором арт-галереи «КВАДРАТ» и куратором проекта «Пост №1» Светланой БОЙКО и поговорить о том, как живут сегодня омские бизнес-леди мира искусства.

— Светлана Георгиевна, как случилось, что вы, специалист с высшим медицинским образованием, стали директором арт-галереи?

— Среди знакомых и друзей нашей семьи всегда было много художников, поэтому тот факт, что галерейное дело стало для меня профессией, не является случайностью. В начале 1998 года мы вместе с нашими друзьями открыли багетную мастерскую, а в апреле того же года идея мастерской трансформировалась в идею галереи.

— Ваша галерея «всеядна» в художественном плане или отдает предпочтение определенному направлению в искусстве, занимает свою нишу?

— Охватить все направления и явления современного искусства, продемонстрировать все в одной галерее невозможно. Хорошо, когда галереи выступают в разных амплуа. Мы ориентированы на современное искусство, представленное в Омске широко и многообразно. В выставочной программе арт-галереи «КВАДРАТ» — живопись, графика, фотография, керамика, постеры, объекты и предметы интерьера. Больше всего «КВАДРАТ» привлекает жизнеутверждающее искусство. Руководствуясь этим критерием, нашей галерее удалось привлечь целый ряд коллекционеров.
Одна из задач галереи — дать профессиональную консультацию начинающему коллекционеру, подсказать, какой художник наиболее перспективный. Ведь потенциальные покупатели не тратят время на то, чтобы читать толстые книги по искусству и предпочитают доверить выбор галерее. Галерея заботится о том, чтобы язык современного искусства стал понятен всем, чтобы произведения художников входили в быт, внося в нашу жизнь красоту и гармонию.

— А как Вы относитесь к тому, что искусство продается? Соотносимы ли вообще понятия «искусство» и «рынок»?

— Все зависит от того, как подходить к пониманию рынка. Например, Генри Джонсон сказал, что «Писать картины — профессия, продавать их — искусство».
На самом деле коммерция в наших галереях — случайная гостья. Серьезно заниматься продажей искусства при слабо развитом арт-рынке бессмысленно. Галереи пропагандируют искусство с помощью доступных им ресурсов. Для этого и существует проект «Пост №1». Наша выставочная акция — единственная возможность для художников, не вкладывая средств, оценить себя и свое творчество, сравнить на фоне остальных свой уровень. И художник получает на таких проектах оценку и с коммерческой точки зрения. Несмотря на то, что выставка является некоммерческим по своей сути проектом, через нас проходит большой поток зрителей, среди которых есть и коллекционеры, которые могут заинтересоваться творчеством художника. Галерея — посредник между зрителем и художником, место их встречи...

— Можно ли рассматривать картину как удачное вложение капитала?

— Условимся: мы говорим о местном арт-рынке. Да, некоторые рассматривают покупку произведений искусства как инвестицию, хотя большинство экспертов полагают, что это — рискованное вложение денег. И если человек приобретает искусство, то, на мой взгляд, имеет смысл думать все-таки не о бизнесе. Я не думаю, что на искусстве можно делать большие деньги, скорее, оно просто украшает жизнь, наполняет ее прекрасным и к тому же создает приятную атмосферу в доме.
Если говорить о моих личных симпатиях, то я предпочитаю современное искусство. В моей домашней коллекции есть скульптура Александра КАПРАЛОВА, работы Андрея ТИТОВА, Николая МОЛОДЦОВА, Владимира СТАШЕВИЧА, Дамира МУРАТОВА. Я люблю минимализм. Мне нравятся вещи, которые хорошо себя чувствуют с книгами, а их в моем доме много.

— Правда ли, что в Вашей коллекции есть картины некой С. БОЙКО?

— Да, я закончила студию современного искусства для взрослых, которой руководит один из лучших педагогов города Владимир СТАШЕВИЧ. Особенность ее в том, что это авторская школа, и преподавание Владимира Георгиевича делает ее действительно уникальной. Студия создана в нашей галерее в ноябре 1998 года. Мы уже сделали два выпуска, и у нас уже есть желающие попасть в четвертый, а пока они ожидают своей очереди.
Мне бы хотелось заниматься творчеством все свое свободное время, но его, к сожалению, практически нет. Трудно быть и галеристом, и художником одновременно.

— Галерист — профессия мужская или женская? Должна ли женщина-галерист обладать мужскими качествами?

— Галерейным делом занимаются как мужчины, так и женщины. Трудно определить, представители какой половины человечества преобладают. Поэтому можно смело сказать, что галерист — это профессия-унисекс. А значит, и качества, которыми должен обладать галерист, — «вне пола». Как и в любой профессии, надо любить свое дело. Далеко не каждый способен быть энтузиастом, бескорыстно пропагандирующим искусство. И галерист должен быть хорошим креативщиком, обладать вкусом, чувствовать стиль. Без организаторских способностей вести дела с творческими людьми довольно сложно.

— Как складываются цивилизованные взаимоотношения художника и галериста?

— Я надеюсь, мы наконец-то выходим из периода «дикого капитализма», когда считалось нормой заимствовать чужие мысли, чужие достижения, чужие имена. От таких взаимоотношений устали не только художники, но и галеристы. Есть обиженные галеристы, потратившие немало сил и средств, раскручивая художников, которые после расставались с этой галереей, даже не сказав спасибо. Было бы полезно воспользоваться мировым опытом контрактных взаимоотношений галериста с художником. Но пока взаимоотношения строятся на честном слове.

— Арт-галерея «КВАДРАТ» сотрудничает с галереями других городов?

— Мы постоянно поддерживаем контакт с галереями «Старый город» (г. Новосибирск) и «Сибирское искусство» (г. Новокузнецк).
В этом году выходит альбом «100 художников Сибири», в котором омское искусство представляют 9 художников, 3 музея и 3 галереи г. Омска, в том числе арт-галерея «КВАДРАТ».

— Есть ли у галереи «КВАДРАТ» свои авторы?

— Да, это известный скульптор Александр КАПРАЛОВ, художники Владимир СТАШЕВИЧ и Антон СТАШЕВИЧ. У каждой галереи должен быть эксклюзив — свои художники, которые там выставляются и продают свои работы. Галерея делает художникам промоушн, выражаясь современным языком, то есть пропагандирует их искусство, рекламирует их. Это цивилизованный способ. На мой взгляд, неправильно, когда в нескольких галереях работы одних и тех же художников. В Омске так порой и происходит. Мне кажется, коллекционеру или просто любителю искусства неинтересно ходить и видеть в экспозициях одни и те же имена, ведь это не продукция массового производства.

— Искусство, представленное в вашей галерее элитарное?

— Деление на массовую культуру и элитарное искусство становится все более условным. Происходит взаимопроникновение этих двух явлений. Искусство должно быть востребованным, иначе оно просто исчезнет. Чтобы искусство стало более доступным широким зрительским аудиториям, особенно молодежи, мы и проводим выставку-конкурс «Пост №1».

— Какую идею несет в себе название этого проекта — «Пост №1»?

— Название проекта — это особая тема. «Пост №1» — самое ответственное и важное место (поэтому победителю присуждается приз — фигурка постового). «Пост» (то есть «после») — это и часть термина «постмодернизм», и то «после», что будет после ХХ века, столь значимого для становления и развития современного искусства. К тому же конкурс традиционно проводится в дни Великого поста; в этом году — с 12-го по 30 марта.

— Выставочный проект «ПОСТ №1» является одновременно конкурсом. Считаете ли Вы соревновательный принцип стимулом для работы художника?

— Мы хотим прежде всего дать самим художникам возможность задуматься над своим творчеством. Художник сам делает выбор своей лучшей работы и представляет ее на конкурс. Выбор картины — своего рода экзамен перед самим собой, а затем уже перед публикой. Для галереи важнее не идея соревнования, а выявление тенденций развития, поддержки нового и, как теперь принято говорить, коммуникация поколений художников.

— Прошлые конкурсы показали, что к участию в проекте приглашаются только самые талантливые и самобытные художники. Как Вы считаете, можно ли сравнивать совершенно разные работы такого высокого уровня и тем более выбирать лучшие?

— Сегодня во всем мире проводятся подобные конкурсы, фестивали, биеннале, и ни у кого они не вызывают никаких вопросов и сомнений.
Конечно же, объективности в любом подобном конкурсе быть не может. Каждый имеет свое личное мнение, свой взгляд на искусство. Мы стараемся привлечь как можно больше людей, чтобы мнений было больше. На конкурсе учреждено несколько номинаций. 1-ю премию «За лучшее произведение 2002 года в области современного изобразительного искусства в Омске» присуждает жюри, состоящее из куратора проекта, искусствоведов, галеристов, арт-критиков, известных художников из Омска и других городов. В этом году возглавляет жюри Андрей Владимирович ТОЛСТОГО — профессор, доктор искусствоведения, председателя Российской секции Международной ассоциации художественных критиков (ICA) при ЮНЕСКО. В жюри также Андрей КОВАЛЕВ — художественный критик журнала «Артхроника», один из лучших искусствоведов страны, и известный художник Николай РЫБАКОВ (г.Красноярск).
Каждый посетитель выставки-конкурса сможет проголосовать за понравившуюся работу и помочь определить, кому достанется «Приз зрительских симпатий». Вход на выставку — бесплатный.

— Где омичи смогут увидеть выставку и стать членами зрительского жюри?

— В этом году выставка будет проводиться в зале №15 Врубелевского корпуса ООМИИ им. М.А. Врубеля. На данный момент арт-галерея «Квадрат», к сожалению, не имеет собственной выставочной площадки. Вот уже несколько месяцев мы готовимся к переезду в более просторное помещение, но пока эта проблема так и не решена.

— Каким вы видите проект «Пост №1» в будущем?

— В будущем году не только омские художники, но и художники из других городов Сибири примут участие в этом художественном проекте. В дальнейшем, мы надеемся, конкурс станет международным. Будет больше возможностей узнавать о том, что происходит за рубежом, видеть яркие имена, приглашать сюда чаще западных художников, узнавать, как работают галеристы в других странах.
Сейчас в конкурсе участвуют в основном состоявшиеся, известные художники. Надеемся, что наш проект поможет открыть новые имена, новые таланты. С этой целью в мае прошлого года галерея «Квадрат» провела необычную выставку «Happy Start», в которой приняли участие выпускники нашей студии и студенты худграфа ОГПУ.

— Случались ли в Вашей жизни поразившие Вас неожиданные открытия, связанные с миром искусства?

— Такое открытие случилось, когда я училась в нашей студии. Для меня художники всегда казались небожителями, совершенно недосягаемыми существами, потому что они могут творить... И вдруг оказалось, что и я могу рисовать маслом на холсте — такие фантастические ощущения невозможно передать словами, это нужно почувствовать самому...

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.