ВЧЕРА БЫЛО РАНО, ЗАВТРА — ПОЗДНО
Своевременно ли продавать бизнес именно сейчас? Это первый вопрос, на который хозяин должен ответить, когда у него возникает мысль о продаже. Что влияет на цену бизнеса сегодня и как она может измениться завтра?
Только вот беда — у многих владельцев мысль продать свой бизнес возникает лишь тогда, когда показатели прибыли снижаются до едва различимой величины или (еще того хуже!) он становится убыточным. Но на что при этом можно рассчитывать?
Вряд ли стоит всерьез надеяться на сверхприбыли, когда предприятие дышит на ладан, а продажа сама по себе становится весьма проблематичной. Конечно, можно попытаться исправить положение вещей, но в такой ситуации на это потребуется слишком много времени, денег и сил.
Иначе говоря, если вы приняли решение по каким-либо причинам, о них мы поговорим ниже, то продавать или задуматься о продаже следует до того, как бизнес начинает испытывать какие-либо ограничения — в управлении фирмой, финансах, маркетинге и внешней среде, организации производства.
Для продажи бизнеса могут быть разные причины. Например, экономические, если долгое время бизнес дает меньшую отдачу, чем можно получать, не рискуя и не напрягаясь (допустим, вложив такие же средства в валюту или положив на счет в банке). Или хронически не хватает оборотных средств, в результате чего фирма работает не в полную мощность и постепенно проедает сама себя.
Причины могут быть и организационные: не удается подобрать хорошую команду, установить достойную систему оплаты, стимулирующую получение результатов, или отыскать и перекрыть бреши, через которые утекают средства, информация, клиентура. и так далее.
В последнее время часто встречаются производственно-коммерческие причины. Скажем, есть недостатки в системе сбыта, не удается эффективно продвигать товар или сложно выдерживать конкуренцию из-за того, что нет возможности обновлять оборудование и ассортимент продукции. А может, просто изменилась структура спроса на рынке.
Как советует генеральный директор магазина готового бизнеса в Омске Артем СЕРИКОВ, бизнес надо продавать, когда он находится на пике, когда анализ финансово-экономического состояния предприятия, личный предпринимательский опыт и учет рыночной конъюнктуры позволяют определить, что эффективность компании стабилизировалась на одном уровне. Но почему?
Да потому что за этим, как правило, следует спад. Разумеется, его можно будет избежать, но только при условии инвестирования дополнительных средств и/или генерирования новых идей. Если вы к этому не готовы, бизнес лучше продать.
ВСЕ ДЕЛО В УПАКОВКЕ
Но для успешной продажи мало принять решение и сообщить, что бизнес продается. Его еще надо правильно «упаковать». А для начала выяснить, есть ли все необходимые документы, (например аудиторское заключение), экспертная оценка предприятия, обзоры рынка, свидетельствующие о положении и репутации продаваемой компании, и прочее, что может заинтересовать потенциального покупателя и повлиять на цену продажи.
Кстати, правильное определение цены — еще один камень преткновения. Очень характерная для Омска ситуация: владелец бизнеса запрашивает за него непомерно высокую цену и размещает объявление о продаже в газетах и на ТВ. В итоге оно «зависает» на долгие месяцы, а тем временем репутация фирмы и ее владельца (а значит, и вероятность успешной продажи) неуклонно ползет вниз.
Существует множество методик оценки бизнеса — можно исходить из спроса, настоящей и будущей прибыли, наличия денежного потока или возможности его привлечения, затрат на создание аналогичного бизнеса, риска получения доходов, степени контроля над бизнесом и степени ликвидности активов и так далее.
Однако рынок этот еще только-только складывается, и оценка бизнеса по нормативам носит хоть и важный, но только вспомогательный характер как элемент убеждения покупателя в правильности покупки и обоснованности цены продажи. В конечном счете цена зависит только от мнения покупателя и продавца.
Причем бизнес — товар особый. Он не сохраняется в замороженном виде, как автомобиль в гараже. Новый хозяин может либо преумножить достоинства дела, либо привести его к краху. И завтрашняя цена бизнеса будет отражать только степень усилий и таланта покупателя.
Поэтому конечная цена сделки во многом будет зависеть от качества подготовки бизнеса к продаже, правильного подбора потенциальных покупателей и грамотной работы с ними. Это под силу только профессионалам комплексно подходящим к этой задаче. К ним и следует обратиться, как только вы убедитесь в том, что момент для продажи настал и выбран правильно.
Елена ВЕСЕЛОВА.