Омский медиа-рынок — это явление уже сложившееся. И хотя его рекламоемкость ниже, чем в соседних регионах, тем не менее, конкуренция во многих его сегментах заметно выше. О том, какие перспективы для развития своего бизнеса видят омские издатели, рассказал корреспонденту «КВ» Николаю ГОРНОВУ президент медиа-группы «ПРЕМЬЕР» Алексей ВЕРАХОВСКИЙ.
— Алексей Николаевич, почему вас увлек медиа-бизнес?
— В общем-то, все неожиданно получилось. Газета «Недвижимость», которая издавалась тогда на общественных началах Омской ассоциацией риэлторов, нуждалась в развитии. Как это обычно бывает, если общественная, значит — ничья. Я захотел сделать из нее серьезное издание, подал заявку и выиграл тендер. Первое время пытался совмещать риэлторский и издательский бизнес, но затем все же сделал окончательный выбор в пользу последнего. Сложно однозначно ответить, чем меня привлекает издательский бизнес. Видимо, масштабностью и значимостью. СМИ — это особая статья. Мне, например, приятно сегодня осознавать, что газета «Недвижимость» помогает многим омичам решить свои жилищные проблемы. Хотя, как и любой бизнес, издательский тоже ориентирован на доход, на получение прибыли, но это еще и тот вид деятельности, который приносит и моральное удовлетворение.
— Медиа-бизнес не считается высокодоходным. Вы не разочаровались за эти годы?
— Ни в коем случае. Сегодня во всей российской экономике есть проблемы. Я думаю, что у нас все еще впереди. Будет в Омске стабильная экономика, вырастет рекламный рынок, найдется место для более достойного существования СМИ.
— Сколько сегодня изданий в медиа-группе «Премьер»?
— Три журнала: «Недвижимость», «Элитная недвижимость в Омске» и «Времена года». Было еще одно издание — «Омская доска объявлений», но этот проект мы закрыли.
— Вы вникаете в дела каждого издания?
— Вообще-то, стараюсь вникать буквально во все. Я не просто владелец, но еще и руковожу оперативной работой своих изданий, занимаюсь решением всех текущих вопросов — распространение, финансы и т.д. Разве что только версткой и написанием статей не занимаюсь. В последнее время более активно делегирую свои полномочия. Вот разве что в «Элитной недвижимости» остаюсь не только издателем, но и действующим главным редактором. Но этот журнал ориентирован на очень непростой сегмент рынка, который только начинает формироваться. Мы здесь практически первопроходцы. Скажем так: некую частицу в его формирование вкладывает и наш журнал.
— Какое позиционирование у «Времен года»?
— Самый популярный в Омске развлекательный еженедельный журнал для всей семьи. Пусть это и выглядит нескромно, но на сегодняшний день нет другого журнала, который бы распространялся в Омске тиражом более 30 тысяч экземпляров еженедельно.«Времена года» расходятся в Омске третьим тиражом после газет «ТелеСемь» и «Жизнь». Чтобы не возникло недоразумений, поясню: речь идет о продажах именно в черте города Омска. Есть издания, у которых тираж хоть и выше, чем у «Времен года», но его часть расходится среди сельских подписчиков. Наш журнал ориентирован на омичей.
— Как я понимаю, успокаиваться на достигнутом вы не собираетесь?
— Планы действительно большие. Сегодня, кстати говоря, мы участвуем в консалтинговой программе по комплексному развитию независимых изданий, которую проводит Межрегиональный институт медиа-консалтинга. Мы участвовали в конкурсе и оказались среди 15 российских СМИ, которые выиграли грант. Началась программа в декабре прошлого года и продлится до осени. Будем учиться тому, как выпускать журнал на уровне мировых стандартов. В программе предусмотрены обучающие семинары, тренинги, управленческие сессии, он-лайн-консультации практически по всем аспектам медиа-бизнеса. Будут обучаться все — менеджеры рекламных служб и службы распространения, управленцы, финансисты, дизайнеры, редакторы, журналисты. И консультантами в программе являются не абстрактные специалисты, а те, кто много лет отработал именно в медиа-бизнесе.
— Результат уже заметен?
— В течение последних нескольких месяцев, как я считаю, журнал серьезно изменился. А результат можно оценить по конкретным показателям. За это время рост тиража составил около 20%. Я полагаю, что опыт работы в программе уже дал нам немало и нас ждет еще очень много изменений. У нас сегодня даже функционирует специальный орган — комитет по изменениям. Мы ставим перед собой серьезную цель: стать самыми лучшими в тех сегментах медиа-рынка, где работаем.
— А как измерить эту цель — тиражом?
— Если «Времена года» массовое издание, то для него тираж действительно самый точный барометр популярности. Журнал «Элитная недвижимость» — это другой случай. Понятно, что он никогда не будет издаваться тиражом даже 20 тысяч экземпляров. Это издание для узкой целевой группы. Но если он действительно будет влиятельным отраслевым журналом, можно считать, что цель достигнута. Что касается «Недвижимости», то там тоже есть что совершенствовать. Хочется, чтобы он всегда был самым информативным и полезным изданием. Хотя у нас сегодня и так самый большой список недвижимости, предлагаемой к продаже, тем не менее сам рынок недвижимости очень динамичен, поэтому расслабляться нельзя. Необходимо совершенствовать формы и методы работы.
— Кстати, о тираже. Вы сертифицировали тираж «Времен года». А зачем?
— Сертификация, как мне кажется, очень важна. С порочной практикой приписки тиражей, которая сегодня существует повсеместно, пора заканчивать. Во-первых, вранье, вообще говоря, не красит бизнес. Во-вторых, сертификация тиража сделает рынок более прозрачным и понятным. Ведь сегодня СМИ, чтобы ввести в заблуждение рекламодателей и закрепиться на рынке, могут декларирировать такой тираж, который пожелают. На мой взгляд, это дешевый трюк, который попадает под определение «недобросовестная конкуренция». И многие издатели даже не понимают, что они тем самым подрывают основы функционирования самого рынка печатных СМИ. Рано или поздно, рекламодатели поймут, что их водят за нос, и они переориентируются на другие рекламоносители. А если завтра все издатели добровольно сертифицируют свои тиражи, то отсутствие значка НТС будет говорить о том, что перед вами — еще несостоявшееся издание. И сразу решится множество проблем. В том числе и демпинга.
— «Времена года» намеренно дистанцируются от политики?
— Намеренно. Политики там не было, нет и не будет впредь. Мы не собираемся делать из «Времен года» издание, влияющее на общественное мнение. Я лишь один раз позволил себе такого рода публикацию, когда сам участвовал в избирательной кампании.
— Участие в выборах в Законодательное собрание оставило неприятные впечатления?
— Впечатления абсолютно нормальные. Получен хороший жизненный опыт. И я не считаю, что проиграл. В Старом Кировске конкурировать с коммунистами довольно тяжело. Да, я не стал депутатом, но меня поддержало более 15% избирателей округа. Это самый высокий рейтинг для независимого кандидата, который не является местным олигархом и не поддерживался властью.
— Ваш ближайший конкурент в сегменте недвижимости — это «Рынок недвижимости». Борьба все еще идет?
— Я считаю, что это хорошая конкуренция. Мы друг на друга поглядываем, что помогает держаться обоим изданиям в тонусе. Раньше были попытки остаться на рынке в одиночестве, как с их, так и с нашей стороны. Ни к чему эти попытки не привели. Видимо, рынок объективно складывается так, что нужно несколько изданий. И риэлторы с этим согласились. А покупатели тем более. Они хотят иметь право выбора.
— Если не секрет, почему вы закрыли «Омскую доску объявлений» и не собираетесь ли запускать новое издание?
— «Омская доска объявлений» забирала много ресурсов, отдача от нее оказалась слишком низкой. И рентабельность была ниже нижнего предела. В общем, этот сегмент рынка стал мне неинтересен. Хотя на рынок мы тогда вошли очень легко и в течение месяца обошли по тиражам несколько популярных изданий, которые давно работают в этом сегменте рынка. Что касается новых проектов, лучше промолчу. Не хочу говорить, пока они не начнут реализовываться. А вообще говоря, не хотелось бы разрываться. Нужно сначала довести до ума то, что уже есть. То есть идея такая: лучше пусть будут три хороших издания, чем семь средних.
— Федеральные издания активно входят на региональные рынки. Как вы считаете, устоят ли местные СМИ под давлением крупного, в том числе международного, капитала?
— Безусловно, легко нам не будет. Но мне кажется, что не во всех сегментах медиа-рынка федеральные СМИ могут сегодня составить конкуренцию местным изданиям. В сегменте недвижимости, например, мы конкурентоспособны. В массовом же сегменте федеральные издания действительно стали сильными игроками. Пример газеты «ТелеСемь» перед глазами. По всей стране издатели запустили клоны, созданные одной редакцией, а на местах создавали лишь отделы продаж. Колоссальная, кстати говоря, экономия на редакционных затратах. Правда, пока такие федеральные издания не могут полноценно конкурировать с региональными СМИ в формате местных материалов. Но если они через некоторое время научатся выдавать еще и качественный местный контент, тогда остальным придется туго.
— Нет желания встроить «Времена года» в какой-нибудь федеральный холдинг?
— Предложения мне действительно поступали. Было даже весьма интересное предложение сделать «Времена года» федеральным изданием с центром в Санкт-Петербурге. Пока у меня нет желания развиваться в этом направлении. Есть объективные рыночные условия, которые сегодня мешают развитию этого проекта. А что будет завтра — посмотрим.
— Может быть, омским изданиям тоже образовать холдинг с целью создания более эффективного бизнеса?
— О холдинге, как мне кажется, говорить неуместно, а об эффективности ведения бизнеса действительно стоит задуматься. Простой пример. Сегодня каждое издание содержит штат журналистов и фотографов, а в итоге размещает на страницах однотипный контент. Может быть, пора уже создать единый информационный центр, который будет готовить некий универсальный контент, как информационный, так и визуальный. Грубо говоря, один фотограф на одном мероприятии может сделать хоть сотню снимков, которые затем смогут использовать все СМИ. Я думаю, что такая оптимизация затрат усилит позиции региональных СМИ. И тогда федеральным проектам уже гораздо труднее будет войти на омский медиа-рынок.
— Жизнь состоит не только из работы. А как вы предпочитаете проводить свободное время?
— Свободное время провожу с семьей и в кругу друзей. Очень люблю рыбалку- это моя страсть, очень признателен брату и друзьям за то, что втянули меня в это. С нетерпением жду лета, так как испытываю неописуемые чувства, находясь на природе. Имею большую коллекцию кино. С удовольствием играю в шахматы, правда свободного времени для этого остается все меньше.
Алексей Николаевич родился 16 мая 1970 года в селе Зеленополье Таврического района Омской области. Вскоре вместе с родителями переехал в Казахстан — в город Уштобе Талды-Курганской области. Там окончил среднюю школу. В 1987 году поступил в Омский педагогический институт, на факультет физики, информатики и вычислительной техники. В 1988 году после окончания первого курса был призван в армию. После демобилизации вернулся в Омск и продолжил обучение в институте.
В 1991 году начал работать страховым агентом в компании «АСКО». Через некоторое время открыл небольшой собственный бизнес. В 1994 году был приглашен в страховую компанию «Аверс-гарант» — заместителем директора по экономике.
В 1995 году стал соучредителем и директором риэлторской компании «Сибирский Дом Недвижимости». С октября 1996 года в рамках Омской ассоциации риэлторов начал издавать газету ассоциации «Недвижимость». Это и стало началом его издательской деятельности.
С 1997 года и по настоящее время — президент медиа-группы «Премьер».
Женат. Воспитывает дочь и сына.