Не думай о секундах свысока
Так уж получилось, что постановление КС, уточняющее сроки проведения налоговых проверок, как и скандальное определение относительно порядка возмещения НДС, появилось на свет по жалобам предпринимателей из Владимира. Владимирское ООО «Анего» и ЧП ЧУЕВ, которых налоговики проверяли более полугода, не найдя правды в арбитраже, обратились в КС. Лучше бы они этого не делали, потому что КС не только не удовлетворил их требования, но и развязал руки налоговикам, которые теперь, вооруженные новой трактовкой, могут проверять бедных налогоплательщиков столько, сколько пожелают.
НК срок продолжительности выездной налоговой проверки ограничил двумя месяцами, поэтому налоговики старались уложиться в этот срок. Правда, лазейка у них была — при встречной проверке текущая как бы прекращалась, а потом возобновлялась. Именно такую практику требовали признать неконституционной владимирцы. Однако КС, вместо того чтобы отменить инструкцию МНС РФ № АП-3-16/138 от 10 апреля 2000 года «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», которой предусмотрена возможность приостановления налоговых проверок, разъяснил, что время проведения проверки нужно исчислять не календарно, а по времени фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика.
В НК не определено, что такое территория налогоплательщика. Если налоговики пришли в офис на полчаса, чтобы забрать очередные документы, а изучали их уже в своих кабинетах, значит ли это, что сама проверка в этот день заняла всего полчаса? И кто должен хронометрировать время фактического пребывания проверяющих на территории предприятия, КС почему-то не разъяснил. Неясно, то ли налоговики должны ходить на проверки с секундомером, то ли самим проверяемым табелировать время пребывания налоговиков на территории.
Ты скажи, сколько надо
Фактически КС превратил рабочую норму НК в нерабочую. Если учесть, что рабочий день налоговиков, как и у всех, 8 часов, то, получается, именно столько они могут ежедневно находиться на территории предприятия во время проверки. А если вычесть выходные и праздничные дни, то календарное время проверки может растянуться на полгода и более. Для налоговиков это более чем удобно, ведь в ходе проверок им нередко приходится делать запросы в другие регионы, а ответы на них приходят очень не скоро.
Всякая проверка — это бедствие для предприятия, на тех же налоговиков приходится тратить и рабочее время бухгалтеров, и немалые средства на копирование многочисленных документов. В НК нет ни слова о часах и днях проверки, но КС постановил, что календарный способ исчисления времени проверки неприемлем, и этим весьма усложнил положение налогоплательщиков. Выходит, теперь налоговики могут вообще не уходить с предприятия сколь угодно долго, парализуя его работу.
По сути, КС узаконил произвол со стороны налоговых органов, отдав им на откуп фактические сроки проведения проверок. К примеру, проверяют налоговики предприятие уже полгода кряду, достали уже до печенок. Придет проверяющий на час-другой, душу у всех бухгалтеров вынет, а срок проверки все не кончается и не кончается. Предприятие, конечно. может обжаловать бездействие налогового органа в суде, но результат такого иска предсказать сложно: налоговики будут ссылаться на постановление КС, трактуя его в свою пользу. А арбитражный суд вряд ли осмелится хоть в чем-то поправить Конституционный.
Налогово-проверочная Голгофа
Это постановление КС вызвало бурю негодования среди налогоплательщиков, посыпались запросы в КС по поводу того, как исчислять «сумму периодов» налоговых проверок. Сам КС пока хранит молчание по этому поводу, но в Интернете появился комментарий судьи КС Гадиса ГАДЖИЕВА насчет постановления. С одной стороны, он подтвердил, что трактовка КС исчисления сроков налоговых проверок сомнению не подлежит, а с другой, объяснил, что налоговые органы не должны превышать своих полномочий и нарушать налоговые права и свободы граждан.
— Однако КС РФ не ограничился только выявлением действительного смысла оспоренных НФМ и выводом об их конституционности, — утверждает судья ГАДЖИЕВ. — В постановлении содержится очень важный раздел о судебном контроле за актами налоговых органов — как нормативными, так и ненормативными. Суды не проверяют целесообразность принятых налоговиками управленческих решений. Но они праве проверять не только законность изданного нормативного или ненормативного акта, но и удостовериться, а не допускается ли налоговым органом так называемая полицейская шикана, — то есть злоупотребление властными полномочиями.
Уважаемый судья ГАДЖИЕВ, вне сомнения, прав в отношении того, что со злоупотреблениями налоговых органов нужно бороться. Только вот борьба эта порой чревата. Московское ОАО «Большевик», выигравшее у налоговиков ряд судебных процессов в арбитраже, добилось с помощью КС возмещения убытков от МНС РФ, в сумму которых были включены расходы на представительство его интересов в суде. Тогда налоговикам после определения КС № 22-0 от 20 февраля 2002 года пришлось возместить «Большевику» больше 1 млн рублей.
Однако, проиграв в суде, налоговки нашли способ отыграться на административном поле. «Большевик» после своей победы подвергся не только очередным тотальным проверкам не только налоговых, но и, по странному стечению обстоятельств, практически всех контролирующих органов. Нескончаемые проверки и штрафы парализовали работу предприятия и едва не довели его до банкротства. Вот и борись после этого со «злоупотреблениями».
В общем, вполне возможно, что в свете постановления КС у налогоплательщиков скоро начнется «веселая жизнь». Нужно заранее готовиться к предстоящим изматывающим многомесячным налоговым проверкам. Ну а обжаловать ли действия налоговиков, вредящие предприятию, или нет — решать самим предприятиям. Если учесть, что налогоплательщики нередко одерживают победы в суде над теми, кто их проверяет, то, может быть, не так страшен «налоговый черт», как его малюют?