1. Вступление в силу закона об ОСАГО
Несмотря на то, что официально автогражданка появилась на просторах нашей необъятной родины в июле 2003 года, реально рынок обязательного автострахования начал формироваться лишь в минувшем году. Немало этому поспособствовали популистские заявления думцев, уверявших электорат накануне выборов в декабре 2003 года, что закон об ОСАГО будет-таки отменен. В итоге закон никто отменять не стал, также как и штрафы за отсутствие страхового полиса. Что окончательно испортило страховщикам новогодние праздники, проведенные в кругу припозднившихся автовладельцев.
Прошедший год показал, что, несмотря на всю ту шумиху, которая сопровождала введение ОСАГО, закон работает. Пускай со скрипом, пускай с огрехами — но работает. В Омске сегодня автострахованием занимается 73 компании, правда, активность на рынке проявляют лишь чуть более тридцати. Но даже такое количество компаний умудрилось за год продать полисов на 398 с лишним миллионов. 149 из них уже получили автовладельцы, попавшие в аварии. Причем, как показывает практика, количество выплат со временем только растет.
2. Разделение страхования жизни и других видов страхования
Вступивший в силу 17 января прошлого года обновленный закон об организации страхового дела в РФ по произведенному эффекту можно сравнить разве что с разорвавшейся бомбой. Одним из самых острых его положений стал запрет на совмещение страхования жизни и имущественного перестрахования. Несмотря на то, что этот пункт закона должен был вступить в силу лишь 1 июля 2005 года, посеять панику в стане страховщиков ему, без сомнения, удалось. Поскольку по сути законодатель вынуждал страховые компании отказываться от одного из двух наиболее привлекательных видов страхования.
В качестве альтернативы страховщикам предлагалось создать «дочки», в которые можно было бы вывести страхование жизни вместе со всеми соответствующими рисками, клиентской базой и финансовыми потоками. Однако на все это требуется время, а времени на раздумья у страховщиков попросту не было. Паника, поднявшаяся на страховом рынке, вынудила правительство пересмотреть свою позицию и перенести «час Х» на 1 июля 2007 года. Однако многие страховщики успели сдать свои лицензии на «жизнь» Страхнадзору и теперь вряд ли станут забирать их обратно. В Омске первой жертвой законодательной инициативы стало страховое общество «Купеческое». Впрочем, по словам заместителя генерального директора «Купеческого» Юрия ТАРАНКОВА, не исключено, что компания все же вернется к страхованию жизни, создав «дочку» специально под это направление.
3. Увеличение минимального уставного капитала страховщиков
Тот же закон преподнес страховщикам еще один «сюрприз», установив новые требования к минимальному размеру уставного капитала. С момента его вступления в силу для того, чтобы заниматься страхованием имущества, гражданской ответственности, предпринимательских рисков, а также страхованием от несчастных случаев и медицинским страхованием, любой страховщик должен был иметь не меньше 30 млн рублей. Для тех, кто занимался страхованием жизни, требования устанавливались еще более жесткие — минимальный уставный капитал для них увеличился до 60 млн. Меньше всех повезло компаниям, специализирующимся на перестраховании, — им подняли планку аж до 120 млн.
С теми, кто не успел сориентироваться или не нашел нужную сумму, Росстрахнадзор церемониться не стал. У проштрафившихся просто отзывались лицензии, причем количество отозванных за год лицензий перевалило за несколько сотен. По экспертным оценкам, если сохранится такая динамика «отлучения от рынка», к июню без лицензий рискует остаться 80% страховщиков. В Омске от нового закона пострадали ОАО «Омская страховая компания» и компания «Прииртышье», покинувшие и без того поредевшие ряды исконно омских страховщиков.
Алексей АЛГАЗИН, руководитель Центра страхового права:
«В минувшем году страховщики стали более открытыми»
— На мой взгляд, одним из самых актуальных событий минувшего года стало внесение изменений в организацию деятельности Росстрахнадзора. В связи с изменением закона о страховом деле эта служба получила дополнительные полномочия в части ограничения деятельности страховщиков и отзыва лицензий. Если же говорить о событиях в среде самих страховщиков, чувствуется, что они более внимательно стали относиться к проблеме страхового права. В прошлом году проводилось гораздо больше встреч, семинаров и «круглых столов» чем в предыдущем. Нельзя не отметить и более плодотворное сотрудничество всех участников страхового рынка со СМИ. Страховые компании стали более открытыми, наладили постоянные контакты со многими изданиями. Немалую роль в этом сыграли автогражданка да и в целом проблемы, которые пришлось страховщикам пережить в минувшем году.
Александр КИРЕЕВ, директор омского филиала ООО «НАСТА-Центр»:
«Суматохи, связанной со страхованием жизни, можно было бы избежать»
— Безусловно, главное событие минувшего года — вступление в силу изменений в закон о страховании, касающихся ограничений по страхованию жизни. Эти поправки сильно взбудоражили рынок и подорвали нескольких страховщиков. Хотя в итоге выяснилось, что до 2007 года совмещать эти виды страхования все же можно. На мой взгляд, вся эта суматоха была вызвана непродуманными действиями со стороны законодателей, и если бы они действовали более осторожно, всего этого можно было бы избежать.
Станислав ХОМЯКОВ, директор омского филиала компании «Росгосстрах»:
«Благодаря автогражданке люди узнали о страховании как таковом»
— Наиболее значительным событием минувшего года я считаю вступление в полную силу Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Благодаря ОСАГО многие россияне узнали о страховании как таковом. Так что прежде всего этот закон работает на повышение страховой культуры. Каким бы ни было первоначальное отношение россиян к автогражданке, закон доказал свою необходимость, актуальность и эффективность. Сегодня все меньше автолюбителей уверены, что автогражданка — это всего лишь налог. Особенно положительно к ОСАГО относятся те автовладельцы, которые в минувшем году попали в ДТП и оценили разницу между самостоятельным решением проблем и перекладыванием заботы о финансовом благополучии на плечи страховой компании. По
данным исследования компании Росгосстрах свыше 60% автовладельцев довольны тем, как с ними работали страховщики. С экономической точки зрения, ОСАГО не может быть золотым дном для страховых компаний — законом ограничена прибыль по этому виду деятельности до 5 %. Но работа с автолюбителями по автогражданке — уникальная возможность сформировать базу клиентов, предложить им добровольные виды страхования, показать, как компания может работать и в чем преимущество страхования.