Строители отметили, что федеральное законодательство четко и понятно, проблема — только в происходящем на местном уровне.
В декабре в конференц-зале гостиницы «Ибис Сибирь» ведущие омские строители собрались для обсуждения своих отраслевых вопросов на расширенном заседании правления Регионального отраслевого объединения работодателей «Союз строителей Омской области» (не путать с одноименной СРО).
На встречу были приглашены профильные руководители региональной власти и муниципалитета. Однако большая часть приглашенных отсутствовала, пришли руководители БУОО «Облстройзаказчик», АУ «Главгосэкспертиза» и главный архитектор города Роман ВОРОБЬЕВ.
Говорили об инфраструктурном сборе, о введении объектов в эксплуатацию в зимних условиях, когда часть благоустройства сделать невозможно, о проблеме кадров, которых катастрофически не хватает, о работе и собранных на сегодня средствах для реновации «Аллеи строителей» на Тарской. Но самым интересным моментом стал диалог генерального директора АО «Завод сборного железобетона № 6» Юрия ГУРИНОВА и главного архитектора города Романа ВОРОБЬЕВА.
ГУРИНОВ:
– Кризис наступил. Стоимость денег подросла в разы. В связи с этим инвестиции, на которые рассчитывает руководство города и области, осложнились. Если раньше можно было купить землю впрок и после долго с ней разбираться, то теперь это нереально. Потому у меня и был вопрос номинально к городу, но фактически к руководству области. Так кто принимает решение, что где можно строить? Если раньше главный архитектор города выносил решение, то это не обсуждалось. Сегодня я с домом прошел городской градсовет, а на областном мне говорят: нет, это неправильно. А землю ты уже взял. Деньги затратил, счетчик тикает. Как сделать так, чтобы до того, как ты купил землю, ты понимал, что на ней можно построить и какой инфраструктурный сбор придется заплатить. Чтобы включить его в расчеты и уже тогда понимать, нужно тебе брать этот участок или нет?
ВОРОБЬЕВ:
– У нас генеральный план, принятый в 2021 году. С его принятием мы расстались примерно с 80% проектов планировки территорий. Они сейчас не соответствуют главному градостроительному документу. Если Правила землепользования и застройки как-то связаны с генпланом, то проекты планировки территорий от него оторваны. Это бремя ложится на застройщиков, именно им приходится приводить документы в порядок, так как у муниципалитета на это средств нет.
ГУРИНОВ:
– Я покупаю 5 га, проект планировки на 105 га. И на этих 105 га может быть 20 субъектов. Я не возражаю на свои 5 га проект внести, но вы же это не принимаете, говорите делать все. А те участки от тебя не зависят, это все можно ходить годами согласовывать. А если ты сегодня землю покупаешь и три года ходишь, а ключевая ставка у нас на сегодня 21%, то сколько ты расходов намотаешь?
ВОРОБЬЕВ:
– К сожалению, это не наше желание, это порядок такой, принятый администрацией города.
ГУРИНОВ:
– В 21 году этот генплан сделали по заданию области. Все это знают. Для чего это было сделано? Чтобы никто никуда не мог зайти. Кто сейчас может взять земли не переживая? Тот, у кого есть прямой контакт с руководством. И мы понимаем, кто туда заходит. Тот же «Эталон» и «Брусника». И для них вы все сделаете. Понимаю, что это было до вас. Но как может «Эталон» сразу получить 20 разрешений на строительство?
Кто у нас принимает решения в строительстве? Назначьте человека, сходив к которому и согласовав, я был уверен, что так и будет! К кому надо сходить? К губернатору? Тогда утвердите это как порядок, чтобы все застройщики на регулярной основе ходили к нему по определенным дням. Например, каждый третий четверг. Так даже лучше будет! Он нам говорит, так будет или так не будет. У меня вопрос не к вам, я думал будет шире представительство. И местным строителям должно быть предпочтение, потому, что они налоги здесь платят. Ну или хотя бы равные условия.
ВОРОБЬЕВ:
– К сожалению, было в области принято решение, что на областном архитектурном градостроительном совете рассматриваются все многоквартирные дома. Без исключения. При этом губернатор предусмотрел рассмотрение объектов предварительно на городском архитектурном совете. Потом получаем одобрение на областном, а после, третьим шагом – согласование архитектурно-градостроительного облика. Без этого нет разрешения на строительство. К тому же область накрыла своим согласованием весь город. Исключены только промышленные и спецтерритории. Условно, практически каждый сарай попадает под согласование облсовета.
Далее на вопрос, сколько надо средств, чтобы привести градостроительную документацию в соответствие, Роман ВОРОБЬЕВ сказал, что это нереально подсчитать, так как уже стоит очередь из обращений на изменение генплана города. А потому невозможно разово привести в соответствие проекты планировки территорий, при изменении генплана работу придется делать заново. И мы попадаем в замкнутый круг.
Строители отметили, что федеральное законодательство четко и понятно, проблема только в происходящем на местном уровне. Для чего и были приглашены на встречу представители власти, принимающие решения. Не срослось.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 18 декабря 2024 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ