Все рубрики
В Омске вторник, 14 Января
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,7081    € 104,8556

Илья НИКОЛИН, президент ООСП: «Сломить каждого поодиночке возможно, но вместе есть надежда привести ситуацию хоть к какой-то соразмерности»

11 января 2025 18:00
6
1181

Сверху над предпринимателями висят растущие налоги, снизу подпирают растущие затраты, претензии от сотрудников и клиентов тоже растут. 

Подходит к концу сложный и неоднозначный год. Как омские предприниматели переживали очередную турбулентность? Президент Омского областного союза предпринимателей, руководитель сети автосервисов «Reaktor» Илья НИКОЛИН рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.

– Илья Владимирович, какие насущные проблемы сейчас беспокоят предпринимателей?

– Нас, предпринимательское сообщество, очень серьезно ударила выборочная отмена льгот по упрощенному налогообложению и появление налога на добавленную стоимость при работе на УСН. При нехитрых экономических – математических расчетах оказывается, что заниматься деятельностью при/после достижения оборота в 60 млн просто НЕЛЬЗЯ, так как это будет убыточно. Надо остановиться или сократить услуги и уменьшить выручку бизнеса заранее, чтобы не достичь ни в коем случае этого значения. Плюс ко всему каждый год увеличивается кадастровая стоимость земли и объектов капитального строительства, а пропорционально этому – налоги с них. Теперь мы с глубочайшим беспокойством ожидаем введения обязательной маркировки товаров. Честно говоря, до сих пор непонятно, в чьих интересах это проводится. Уж точно не в интересах конечного потребителя, поскольку система товарооборота прозрачнее от этого не станет. На упаковке уже указан производитель, и потребитель может получить всю необходимую информацию. Но как часто вы ее перепроверяете? Да любой серьезный продавец не станет рисковать своей репутацией, торгуя фальсификатом или откровенным браком. У нас в стране действует жесточайший закон о защите прав потребителей с двухгодичной гарантией на товар или услугу. К тому же 90% товаров народного потребления, легкой промышленности, запасных частей для автомобилей – импортного производства. Они уже проверены таможней, есть и сертификаты соответствия, и сертификаты качества, свои допуски. Очевидно, что, например, китайские производители не станут заниматься маркировкой специально для российского рынка. А вот затраты отечественных предпринимателей на маркировку катастрофические – необходимы наем специального сотрудника, использование дополнительных площадей, приобретение специального оборудования, его IT-сопровождение, каждая марка стоит средств. Наклейте марку за 60 копеек и заплатите пять рублей за ее создание на каждую пару детских носочков за 100 рублей, и все выше перечисленное закономерно повлечет за собой удорожание товара на 10-15%. А в случае нарушений для предпринимателя существует угроза конфискации непромаркированного товара. И потом, если государство радеет за потребителей, почему маркировка делается не его силами, а за счет микро- и малого бизнеса? Как выясняется, «Честный знак» – это не государственное предприятие, а государственно-частное партнерство. Значит, средства от маркировки этой никому не нужной работы идут кому-то в карман. Поэтому я считаю, что от маркировки следует отказаться. Как минимум, отложить на несколько лет. Предпринимателям сейчас и без нее живется несладко.

– Конкретно бизнес вашей отрасли это затрагивает?

– Да, с осени вводится маркировка моторных масел, а потом, как я полагаю, маркировка всех запасных частей, которых сотни тысяч наименований. А есть и очень дешевые товары, например автомобильные клипсы стоимостью менее 10 рублей. Я просто не представляю себе, как все их промаркировать – ни физически, ни операционно, ни технически, ни финансово.

– Это чисто российская затея?

– Я слышал краем уха, что в европейских странах пытались это внедрить, но предпринимательское сообщество возмутилось и инициатива не прошла. У нас и так более чем достаточно всевозможного контроля для любой выпущенной продукции. Объясню на примере. Бывает, звонят с предложением продать мне тысячу банок с моторным маслом. Я отказываюсь, поскольку мы в сети работаем с поставщиками напрямую. У нас за спиной производитель масел, который застраховал свою продукцию на несколько миллионов рублей и гарантирует ее качество. Потому что если двигатель выйдет из строя, куда клиент пойдет? К нам, конечно, и придется разбираться в суде: действительно ли произошла аварийная ситуация, имел место естественный износ двигателя или что-то еще. Поэтому нам нужен только надежный, честный партнер. Вот как на рынке происходит выбор продукции, маркировка для этого абсолютно не нужна. Мы и так находимся под гнетом потребительского экстремизма. Существует уже отдельный сегмент юристов, которые буквально выдавливают деньги из честных предпринимателей. Наши коллеги – автодилеры – жалуются, что потребители отсуживают у них тройную стоимость нового автомобиля, то есть действует целая мошенническая схема, обеспечивающая сверхдоход. Проблема в том, что закон о защите прав потребителей принимался еще в начале 1990-х, когда ежедневная инфляция была чуть ли не 10% в день. Сейчас совершенно другая экономическая ситуация, а закон продолжает применяться в неизменном виде.

– И какая сейчас экономическая ситуация, на ваш взгляд?

– К сожалению, Центробанк завышенной ключевой ставкой поставил заградительный барьер на пути развития отечественного бизнеса: мы не в состоянии воспользоваться ни рублем кредитных средств. Очевидно, что против России ведется гибридная война на уничтожение ее экономики и любой предпринимательской активности, а Центробанк играет в этом активную роль. В ситуации с текущей ключевой ставкой компания возвращает в два-три раза больше, чем взяла в долг у банка. Условно, предприниматель, взявший кредит 100 млн рублей и выплативший 70 млн, заплатит ровно столько же процентов с оставшихся 30 млн, сколько платил со 100 млн. А куда ему девать удорожание своих затрат? Разумеется, в стоимость продукции – больше некуда. Возможности произвести больше продукции он тем самым лишается, идет сжатие рынка. Продукция продолжает дорожать, товаров становится меньше. Все это приводит к инфляции. Круг замкнулся. Вторая беда в том, что к ключевой ставке всегда привязываются штрафы и выплаты, в том числе по внутреннему долгу, а значит, будет расти дефицит бюджета. Я считаю политику Центробанка чрезвычайно вредной и опасной.

– Про пагубную ситуацию с НДС вы уже высказывались многократно на мероприятиях, поэтому предлагаю обозначить проблему емко.

– По статистике от ФНС и коллег по отрасли, рентабельность автосервисной отрасли – 4,17%. Да и в среднем у бизнеса – не более 10%. Тех, кто перешагнул порог годового оборота в 60 млн рублей, обязывают платить 5% налог на добавленную стоимость, а по сути, налог с оборота. Чтобы компенсировать массу дополнительных накладных расходов, привязанных к НДС, необходимо поднять расценки минимум на 10%, а это автоматически означает предпочтение потребителями – клиентами автосервисов, у которых не подорожали услуги, которые делают оборот в год меньше 60 млн рублей. Очень интересно, что думает по этому поводу антимонопольная служба – это равноправные условия для конкуренции? Мы предлагаем обнулять НДС на начало каждого года. Достиг показателя в 60 млн? Плати НДС, но не 5%, а меньше – 1-2%. Достиг дохода в 70 млн? Платишь НДС, к примеру, 3%, 80 млн – 4% и только с суммы превышающей 60, 70, 80 млн и так далее. Ведь появление НДС с 60 млн рублей – это очевидный барьер для роста бизнеса – нет никакого смысла делать оборот – выручку в год больше 60 млн, потому что НДС не только съест всю твою прибыль, но и принесет дополнительную головную боль. Математика крайне простая, не нужно быть экспертом, чтобы понимать, что даже при рентабельности 10% нет экономического смысла работы в промежутке от 60 до 120 млн оборота, потому что заработаешь меньше, чем при 60 млн оборота.

– Что добавите про УСН?

– Примерно для сорока ОКВЭДов продлили льготы, но они не затронули розничную торговлю и, к сожалению, фармацевтику. У фармацевтики сложилась уникальная негативная ситуация: аптеки не имеют права делать адекватную, соответствующую возросшим затратам, наценку по закону и точно не смогут свести концы с концами при отмене для них льготы по УСН. Возьмите условную аптеку с миллионным оборотом в месяц. Теперь она должна платить 6% налога с доходов или 15% «доходы минус расходы». Конечно, для нее это непосильная нагрузка. А применять патент они не имеют права. Кстати, нужно поблагодарить Министерство экономического развития Омской области – они подняли вопрос об уменьшении патента и привели его в соответствие с уровнем в других регионах. Буквально вчера разговаривал с коллегами из Новосибирска, они посетовали на то, что в их патенте уменьшили размер торгового зала до 50 кв. м. Если зал больше – переходите, мол, на УСН. А в их регионе льгот по УСН нет, то есть это 6% к обороту. Просто катастрофа. На этом фоне, конечно, у нас ситуация чуть лучше, но все равно не радужная.

– Какие боли еще мучают бизнес?

– Арендные ставки кратно повышаются, сотрудники обращаются, требуя повышения зарплаты. Продолжается обесценивание российской валюты, и у всех работающих с импортной продукцией, автосервисов в том числе, дорожают расходники и оборудование. Принят закон об уборке в 20 метрах возле своего объекта вместо десяти. Вся нагрузка опять достается «малышам» бизнеса – где владелец киоска сам принимает товар, сам его продает, и сам же теперь будет вынужен содержать и обслуживать огромную территорию. Подорожало практически все: услуги охраны, даже стирка спецодежды, а мы не можем позволить себе повысить цены на услуги больше чем на 5%. То есть сверху над предпринимателями висят растущие налоги, снизу подпирают растущие затраты, претензии от сотрудников и клиентов тоже растут. Страдают все – от застройщиков и рестораторов до продуктового ритейла. Неудивительно, что предприниматели чувствуют себя загнанными в угол: мы ведь тоже живые, нормальные люди, которые хотят уважения, удовлетворения от своего труда. Вместо того чтобы заниматься бизнесом, то есть творчеством, боремся с ветряными мельницами – ищем диалога с властями, с надзорными органами, с тем же региональным оператором по обращению с ТКО. «Магнит» пытается взимать больше денег, пользуясь своим монопольным положением на рынке – просто присылает документы о значительном (в разы!) повышении цен на услуги, которые, если мы их провороним и не напишем мотивированный отказ, начнут действовать с 20 декабря. Потратили колоссальное количество времени и усилий, чтобы отбить очередную атаку. Но скорее всего все равно придется судиться.

– То есть это самое тяжкое время за всю историю современного российского предпринимательства?

– Сейчас, наверное, самое сложное структурное изменение, потому что не спасает ничего, как спасали, к примеру, валютные накопления или импортные товары на складе в 2008-м.

Многократный рост налогового бремени до 11% от оборота, плата за эквайринг еще 2%, рост всех затрат (аренда, зарплата сотрудников, отопление, электричество, вывоз мусора), поднятие расценок поставщиков на 30-50%, невозможность кредитования, снижение спроса и так далее. Для того чтобы остаться на плаву, розничные цены необходимо поднимать на 50% и выше. А что, покупательная способность бесконечна? Конечно, у предпринимателей появляется психологическая усталость. Самое страшное именно это – смирение, которое лишает воли, когда человек теряет желание что-либо делать. Особенно когда слышишь циничные заявления заместителя председателя Центробанка о том, что какие-то предприятия обанкротятся и останутся более эффективные. Подумаешь, человек создавал свой бизнес десятки лет и потерял его в одночасье, он и его родные лишились дохода, сотрудники пошли искать другую работу. Ценообразование разогнано, и уже понятно, что бизнес начнет возвращаться в кустарные условия, гаражи, то есть уходить в тень. Резюмируя сказанное, признаюсь, что я не хочу наступления первого января – нас явно ждет в следующем году идеальный шторм для предпринимательского сознания и экономической деятельности. Чтобы выживать, развиваться и приносить ощутимый доход в казну государства, предпринимательству нужны компромиссы, послабления и льготы. Отказаться от маркировки или перенести ее наступление на несколько лет, не начислять НДС с оборота до 60 млн для всех субъектов предпринимательской деятельности, уменьшить плату за эквайринг, справедливо, на основе рыночной, определять кадастровую стоимость зданий и земельных участков, снизить ставку ЦБ до 6-8% годовых, а для производства – до 2%, вернуть льготный процент по УСН с оборота, пусть не до одного процента – до 2-3%, отменить неналоговые сборы. Спасение, наверное, лишь как всегда в объединении, кооперации – особенно это касается микро- и малого бизнеса для отстаивания разумных условий для возможности предпринимательской деятельности. Сломить каждого поодиночке возможно, но вместе есть надежда привести ситуацию хоть к какой-то соразмерности.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 18 декабря 2024 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
киви вчера в 13:03:
Ник. Увы, суверенитет по-российски означает железный занавес и самоизоляцию. А не коррекцию законов согласно здравому смыслу.
Олег Лизгунов вчера в 08:51:
ООСП. А если по честному. Может быть уже пора самораспуститься?
Олег Лизгунов 12 января 2025 в 18:10:
Да. Ник. Клиент13. И прочие клиенты. Пока вы, умники, не начнёте обьяснять свои мысли БЕЗ НИКОВ! ОЧНО! — Ничего не изменится в Омске. Чего прячетесь? Уж лучше молчали бы. Но вода камень точит. Побачимо.
Ник 12 января 2025 в 18:00:
Пока не накопится критическая масса, поддерживающая Путина в борьбе за возвращение стране суверенитета, так и будем жить по законам и принципам 91-93 годов. В контексте данной статьи — закон о надгосударственном статусе ЦБ, который нельзя изменить, не меняя Конституцию.
Клиент13 12 января 2025 в 16:11:
Реактор — источник настоящей энергии! А не видимости прибюджетной опоры(
Олег Лизгунов 12 января 2025 в 09:13:
Илья. И? Что? Вопрос даже не к вам, конечно. Так, риторический. Вообще существуют ли в в Омске по настоящему организованные сообщества предпринимателей, способные совместно, организованно, осознанно, действенно хоть пытаться отстаивать свои общие ЗАКОННЫЕ права и интересы? Ну ООСП....ТПП....Опора России...еще кто-то есть? И главное. Есть лидеры? Или — «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков!»???. Это не к Вам лично. Вы то как раз пытаетесь. А Ваше окружение в ООСП? Ваши вице-президенты? Помогают??? Есть команда???
Показать все комментарии (6)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.