Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Игорь ЯКОВЕНКО: УМНЫЕ НЕ С НАС НАЧАЛИСЬ!

20 июня 2005 13:21
0
1791

Зачем нужно изобретать омский велосипед с квадратными колесами? 

В «Бизнес курсе» 20 апреля опубликован материал Виктора КОБРА «Пресса! Ваш сертификат?!». Эта публикация обязывает меня дать некоторые разъяснения.

Главная идея вызывает исключительно положительную реакцию: действительно, в мутном российском рекламном и медийном рынке крайне необходим ясный ориентир, позволяющий рекламодателю вкладывать свои деньги в наиболее успешные издания. Тем самым торжествует главный закон честного рынка — закон добросовестной конкуренции: лучше работаешь — больше получаешь. Тиражное вранье разрушает эту связь и этим вредит рынку в целом и лучшим его представителям в частности. Именно поэтому еще в 1998 году была создана Национальная тиражная служба. Ее создали: Союз журналистов России, Российская ассоциация рекламных агентств (ныне АКАР), Ассоциация рекламодателей, Торгово-промышленная палата РФ, Союз и Ассоциация распространителей периодической печати, Межрегиональная ассоциация полиграфистов.

Эта некоммерческая организация была создана по международным стандартам и входит в Международную федерацию Бюро аудита тиражей (IFABC). Причем стандарты выдержаны как в методике сертификации и аудита, так и в принципах создания НТС. Чтобы результатам аудита НТС доверяли, в число учредителей вошли главные субъекты рекламного и издательского рынков: рекламодатели, рекламные агентства и издатели в лице своих ведущих корпоративных организаций.

Работает НТС по «двухступенчатой модели»: ежемесячно издатель предъявляет декларацию о пяти видах тиража: отпечатанном, подписном, розничном, бесплатном и нераспространенном (в т.ч. возвращенном). Потом в течение года мы на основе этих деклараций проводим аудит: сверяем данные всех деклараций с реальным положением дел, проверяя в том числе платежные и иные документы, подтверждающие движение тиражей.

Сегодня в России 400 СМИ сертифицируют свои тиражи в Национальной тиражной службе. Это ведущие общероссийские и региональные СМИ: «Комсомольская правда», «Известия», «Коммерсант», сеть телегидов «Антенна-Телесемь», журналы «За рулем», «Крестьянка», еженедельники ИД «Провинция» и многие другие. Поэтому мы не можем оставить без внимания некоторые высказывания, опубликованные в «Бизнес курсе», которые фактически порочат репутацию не только НТС, но и всех изданий, сотрудничающих с нами.

В статье приводится мнение издателя С. СУСЛИКОВА: "...логотип Национальной тиражной службы — что-то вроде рекламы и не более. Это выгодно тем, кто врет: заплатил 20 тысяч, а наврал на миллион".

Не буду пользоваться терминологией г-на СУСЛИКОВА и не буду утверждать, что г-н СУСЛИКОВ врет. Надеюсь, что он добросовестно заблуждается. Попробую перечислить ОШИБКИ, содержащиеся в статье СУСЛИКОВА-КОРБА.

Итак, ошибка № 1. Это (членство в НТС) выгодно тем, кто врет: заплатил 20 тысяч, а наврал на миллион.

Процедура сертификации и аудита в НТС исключает тиражное вранье. В этом убедились все 400 изданий, входящих в НТС. Некоторые из них перед вступлением в Национальную тиражную службу вынуждены были обнародовать свое тиражное вранье. «Известия» до вступления в НТС публиковали в выходных данных тираж 460 тыс.
экз., вступив в НТС сертифицировали тираж 240 тыс. экз. Еще более жестокой «очистительной» процедуре подвергся «Советский спорт»: в момент вступления в НТС его сертифицированный тираж сократился в 6 раз! Так что, г-н СУСЛИКОВ, «врать на миллион», равно как на какую-либо иную сумму, члены НТС не могут, поэтому Вам, уважаемый Сергей Сергеевич, следует извиниться перед четырьмя сотнями российских издателей — членов Национальной тиражной службы.

Ошибка № 2. Автор также Сергей СУСЛИКОВ, который следующим образом представляет систему сертификации тиражей в г. Омске: «Мы должны сказать друг другу и нашим клиентам: „Пожалуйста, приезжайте на нашу приемку, участвуйте в подсчете пачек, требуйте и получайте документы, в том числе бухгалтерские, для того чтобы установить истину“.

Воображение рисует страшную картину: десятки издателей, рекламодателей и рекламных агентов толпятся в типографских цехах, пересчитывают пачки, парализуют работу бухгалтерий, требуя документы (каждый, какие считает нужным) и т.д. Немного напоминает почин Мао по созданию металлургии в каждом дворе, когда каждый китаец должен был выплавлять сталь. Трудолюбивый китайский народ и это перенес...

Ошибка № 3. Автор Виктор КОРБ. „Инициаторы омской системы не ставят целью подменять собой уже существующую систему НТС (Национальной тиражной службы). И не намерены повторять ее ошибки, ограничиваясь фактическим сбором денег и выдачей значков“.

В этих двух фразах содержится, как минимум, одно противоречие и одна фактическая ошибка. Создание собственно омской системы сертификации тиражей не может не быть подменой НТС, что само по себе вполне нормально. Если Национальная тиражная служба работает плохо и ее система сертификации не устраивает рынок, надо ее как можно быстрее заменить более совершенной. Проблема в том, что пороки НТС, описываемые автором статьи, являются мифическими, а система омской сертификации тиражей, приведенная в статье, является ухудшенным и изобилующим ошибками вариантом методики НТС.

Сравним методики.

Ошибка № 4 (методическая). В омском варианте сертификации могут подлежать не только издание в целом, но и его отдельные параметры по заявке его владельца и/или издателя. То есть если у меня большой отпечатанный тираж, но плохо с реализацией, я могу показать только то, что я хочу. В НТС такое не проходит. Рекламодатель должен получить все, что необходимо для медиапланирования: и подписку, и розницу, и бесплатно распространенный тираж, и возврат.

Ошибка № 5 (также методическая). В омской схеме сертификации, опубликованной в „Бизнес курсе“, заложено очень неприятное противоречие: в пункте четвертом среди принципов сертификации ОМС на первом месте стоит „добровольность“. А в пункте первом этого же документа объекты сертификации подразделяются на „активные (участвующие в процессе сертификации добровольно) и пассивные (сертифицируемые по решению органа сертификации ОМС)“.

То есть омская методика, декларируя принцип добровольности, предусматривает вариант принудительной сертификации. Помимо явного внутреннего противоречия здесь есть и серьезная методологическая проблема. Международная федерация Бюро аудита тиражей не случайно требует неукоснительного соблюдения принципа добровольности сертификации. Принудительная сертификация и аудит, предусмотренная омской схемой, во-первых, незаконна, а во-вторых, не очень возможна. Мне очень понятны мотивы омских издателей, предусмотревших принудительную сертификацию для злостных тиражных врунов. У самого руки чешутся. Однако два аргумента заставляют НТС строго соблюдать принцип добровольности, к которому нас обязывает IF ABC. Во-
первых, не дело общественной корпоративной организации заниматься борьбой с нарушениями закона. Не с ОМОНом же к ним в бухгалтерию врываться! Вместо этого мы заключили договор с Федеральной антимонопольной службой (И. АРТЕМЬЕВ) и Службой по надзору за исполнением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Б. БОЯРСКОВ). Именно они по нашим обращениям и готовы проверять соответствие тиражей и тиражных врунов. И эффективность, равно как и законность, этих проверок весьма высока.

Во-вторых, создание системы честного рынка — это стайерская дистанция. Здесь важно постепенно привлечь к себе всех игроков медийного рынка и по-возможности не оттолкнуть большинство из них резкими необдуманными действиями. Тем более, что, как пишет Виктор КОРБв своей статье, „омское медийное сообщество... пока серьезно расколото и ослаблено, в том числе и по причине недобросовестной конкуренции“.

Я убежден, что являюсь единомышленником Виктора КОРБА и Сергея СУСЛИКОВА. И, перечисляя их ошибки, не считаю себя умнее их. Просто умные не с нас начались. Издательское и рекламное сообщество еще в 1914 году создало первую тиражную службу — Бюро аудита тиражей США и Канады. Почти 100 лет опыта. Шесть лет опыта НТС в России.

Судя по статье в „Бизнес курсе“, в Омске есть хорошие условия для создания филиала НТС, предлагаю Виктору КОРБУ и Сергею СУСЛИКОВУ принять участие в его организации

Приведу причины преимущества данного предложения.

Во-первых, не надо изобретать велосипед, тем более, что, судя по опубликованной схеме, в Омске он пока получается с квадратными колесами. Можно взять готовую работающую схему, проверенную во всем мире почти за 100 лет и в России в течение шести лет на четырех сотнях изданий.

Во-вторых, включение в реестр НТС означает получение сведений о ваших изданиях пятью тысячами рекламодателей и рекламных агентств в России и за рубежом, а значит, возможность получения не только омской рекламы. Это не миф: мы анализировали опыт, например, свердловской районки „Егоршинские вести“, которая, сертифицировав тираж, стала получать рекламу из Калининграда и других городов.

В-третьих, в случае возникновения альтернативной НТС службы сертификации тиражей в Омске неизбежно выиграют тиражные вруны. Если две службы будут сертифицировать СМИ по одинаковой методике — это абсурд, если по разной — то это бесконечные споры о правильности методик, итогом которых будет „чума на оба ваших дома“ со стороны субъектов рынка.

Есть блестящий опыт создания филиала НТС в Татарстане — 84 сертифицированных издания. Татарстан сегодня близок к тому, чтобы стать первым субъектом Российской Федерации с полностью прозрачным медийным рынком. Чем Омск хуже?

Игорь ЯКОВЕНКО, генеральный директор НТС

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.