Прошедший ноябрь для группы предприятий „Омский бекон“ стал месяцем глобальных кадровых решений. Генеральный директор ОАО „Птицефабрика “Сибирская» Анатолий ГОЛОВЕНСКИЙ возглавил теперь «Омский бекон», а исполняющим обязанности генерального директора птицефабрики назначен его бывший заместитель Александр ПЕЧЕРСКИЙ. Новый руководитель любезно согласился встретиться и ответить на вопросы корреспондента «КВ» Николая ГОРНОВА.
— Александр Владимирович, с какими результатами «Сибирская» завершает 2005 год?
— Птицефабрика развивается и демонстрирует хорошую динамику уже на протяжении последних четырех лет. Этот год не стал для нас исключением. В нынешнем году мы рассчитываем получить более 17 тысяч тонн мяса в живом весе. Последнее время наращиваем объем производства на тысячу тонн ежегодно. Причем проектная мощность птицефабрики — 16 тысяч тонн. Так что мы уже сейчас производим больше, и еще есть значительные резервы. Сейчас на птицефабрике задействовано менее 60% имеющихся производственных площадей под выращивание бройлеров. Без ложной скромности могу сказать, что «Сибирская» на сегодняшний день является одним из лучших предприятий птицеводческой отрасли в России. Даже работая на отечественном кроссе, мы смогли добиться среднесуточного привеса птицы более 46 граммов и высокой сохранности — более 94%. Правда, в будущем году мы все же планируем перейти на импортный кросс. К сожалению, российские генетики не успевают за развитием рынка.
— Если загрузите все оборудование, насколько сможете увеличить производство?
— При необходимости объем производства продукции мы сможем увеличить в два раза. И такие стратегические планы у нас есть, при условии, что наша продукция будет востребована рынком.
— А сейчас она востребована?
— Востребована. Проблема лишь в том, что на российском рынке демпингуют поставщики импортной курятины. Правда, сейчас некоторые проблески все же появились. Правительство начинает вводить квоты на ввоз импортной продукции, поэтому отечественные производители сразу стали наращивать объемы производства. Если такая динамики сохранится, я думаю, мы осуществим свои стратегические планы. И даже пойдем дальше. Конечно, чтобы ввести основные средства, которые находятся сегодня на консервации, нужны достаточно большие инвестиции. Но такие вложения быстро окупаются. Максимальный срок — три года. Птицеводство — это на сегодняшний день одна из самых эффективных отраслей сельского хозяйства.
— Какая сегодня ситуация на омском рынке?
— Ситуация и в Омске, и по всей стране примерно одинаковая. 50% рынка — импортное мясо птицы. Это те самые окорочка, в качестве которых я лично сильно сомневаюсь. Вторую половину омского рынка делят между собой все российские производители. Доля нашей птицефабрики в этой половине составляет сегодня порядка 70%. Это по продажам. А производим мы 90% куриного мяса от общего объема производства в Омской области.
— А в России какое место занимает «Сибирская» по объему производства?
— Отдельных рейтингов по российским производителям мяса птицы никто не составлял. В последнем рейтинге аграрных предприятий России «Агро- 300» «Сибирская» на 37 месте. Но если птицефабрику рассматривать в составе группы компаний «Омский бекон», то, сами понимаете, конкурентов в России «Омскому бекону» нет вообще. А если брать только птицефабрики, то по объему производства, я думаю, мы окажемся примерно на 14-15 месте.
— Вы развиваете мясное направление. А производством яйца не собираетесь заняться?
— Яйцо — это не наш профиль. Это другое оборудование, другая технология содержания птицы. Для того чтобы начать производство яйца, нужны очень масштабные инвестиции. Только зачем? Сегодня в России перепроизводство яйца. Хотя этот рынок тоже расширяется и растет, но там вполне достаточно игроков, чтобы закрыть всю растущую потребность. Так что входить сегодня «Сибирской» на рынок яйца — совершенно бесперспективно. Да и рынок мяса бройлера растет гораздо интенсивней. Вот свое направление мы и будем развивать. И не только в объемах будем прирастать. У нас сегодня производится огромный ассортимент готовой продукции из куриного мяса — более 100 видов. Мы производим ветчины, колбасы, копчености. Есть и полуфабрикаты так называемой глубокой степени готовности. Наша птицефабрика практически единственная выпускает такой широкий ассортимент полуфабрикатов.
— То есть развитие рынка идет в направлении готовых изделий?
— Именно так. Рынок сегментируется. Потребитель хочет купить не просто упакованную тушку бройлера, а продукт по своему индивидуальному выбору. Одна хозяйка предпочитает крылышки, другая — грудки, третья — окорочка. А еще удобней положить в микроволновую печь готовый полуфабрикат и быстро приготовить вкусный ужин для всей семьи. Одними из первых в Сибирском регионе мы освоили производство охлажденного мяса птицы. Суть в том, что мясо не замораживается, а только охлаждается до оптимальной температуры хранения. И потребитель покупает его свежим. Такое мясо вкуснее, сочнее, быстрее в приготовлении. В нем сохраняются все его полезные свойства. И в этом направлении мы тоже видим большой резерв для развития птицефабрики. Охлажденное мясо — это еще и наше конкурентное преимущество перед импортной продукцией.
— Охлажденное мясо имеет короткий срок реализации. Сложно выйти с таким продуктом на рынки соседних регионов...
— Почему бы и нет. Весь вопрос в логистике. Здесь самое главное — это обеспечить быструю доставку потребителю. 600-700 километров — не проблема. Хорошо оборудованный автомобиль преодолеет это расстояние за несколько часов.
— Вы рассчитываете, что у «Сибирской» не будет конкурентов по охлажденному мясу?
— Думаю, конкуренция будет. Наши коллеги на других птицефабриках не глупее нас. И тоже понимают, что увеличение объемов переработки и производства охлажденного мяса птицы — это общий вектор развития российского птицеводства. Но тот, кто будет первым, займет большую долю рынка. Именно поэтому мы торопимся.
— Какие новинки ожидаются в ассортименте «Сибирской»?
— В принципе новинки мы выводим на рынок каждый месяц. Порядка десяти новых продуктов ежемесячно появляются на прилавках магазинов. Те продукты, которые хорошо приняты, занимают свою нишу и остаются. Так что это постоянный и непрерывный процесс. И планы у нас большие на будущий год. Всех наших секретов раскрывать не буду. Из последних же новинок, которые пользуются хорошим спросом, могу назвать копченое прессованное мясо. Честно говоря, я и сам еще не успел попробовать этот продукт. Но знаю, что с прилавков он исчезает мгновенно.
— Не успели попробовать хит продаж? Почему?
— Так получилось. Хотя я и являюсь членом дегустационной комиссии и должен бы, по идее, пробовать всю продукцию, но времени, увы, не хватает. Но у нас работают профессионалы в этой области. Они и без меня справляются.
— Тема птичьего гриппа не утихает весь год. Как отразилась эта негативная информационная волна на ваших продажах?
— Особо не отразились, как я считаю. Все-таки мы произвели и продали в этом году на тысячу тонн продукции больше, чем в прошлом. Но если бы не ажиотаж, то продажи могли быть еще лучше. Проблема ведь на самом деле не в птичьем гриппе, а в той шумихе,которую раздули вокруг него. Что касается вируса птичьего гриппа, то он существовал всегда и по определению может циркулировать везде, где есть биологические объекты. Но вся эта кампания, как я считаю, была намеренно раздута, чтобы сбить темпы роста российского птицеводства. Почему-то в США никакого птичьего гриппа не находят. Видимо, мигрирующие в Америку дикие птицы где-то по дороге выздоравливают.
— Маркетинговая война?
— В общем похоже на то. Если помните, то в позапрошлом году вся страна боролась с губчатым энцефалитом у крупного рогатого скота, затем мы стали бороться с атипичной пневмонией. А в этом году — с птичьим гриппом. На самом деле проблема птичьего гриппа ничем не отличается от любой другой проблемы производителей мяса птицы. Если стадо поразит сальмонелла, то это тоже потребителям едва ли понравится. Тем не менее существование в природе сальмонеллеза истерии не вызывает. Мы обязаны не допустить этого, ответственность в любом случае лежит на производителе продукции. В общем никакой почвы для паники я не вижу.
— Почему вы перешли четыре года назад с Чунаевского свинокомбината на птицефабрику?
— Это стало результатом поступательного развития специалиста в группе предприятий «Омский бекон». В 2000 году в компании была внедрена программа «Кадровый резерв». Я был в числе первых ее участников, такое развитие было выгодно и мне, и компании. С Чунаевского я ушел вслед за Анатолием ГОЛОВЕНСКИМ. Он не только мой непосредственный руководитель, но и учитель. Мы с ним работаем уже больше десяти лет.
— Но свиноводство и птицеводство — это несколько разный профиль...
— У меня базовое образование. Я — зооинженер. И подготовку проходил по всем направлениям. Да, пришлось немного перепрофилироваться. Привыкать к другому производству. Я еще год цыплят по привычке называл поросятами, когда выступал перед коллективом птицефабрики.
— Что вы здесь увидели, когда пришли в 2001 году? Насколько я помню, на «Сибирской» даже процедуру банкротства ввели...
— Действительно, «Омский бекон» вошел на птицефабрику, когда она находилась в стадии банкротства. Но я думаю, что проблемы «Сибирской» в тот момент были связаны не с производством, а с управлением. Конкретно — с топ-менеджментом компании. Птицеводство не было в упадке. На птицефабрике сохранилась высокая культура производства. И свою задачу мы видели в том, чтобы ее поддерживать и развивать. Были, конечно, проблемы с дисциплиной. В тот момент она попросту отсутствовала. Не платили заработную плату, следовательно, процветали хищения. Мы наладили финансы, дисциплину. И результат появился уже на следующий год. Предприятие стало работать рентабельно.
— Аграрное производство — это ваше призвание?
— Мне действительно нравится то, чем я занимаюсь. А когда личные цели совпадают с целями предприятия, бизнеса, значит, ты на своем месте! Я окончил аграрный университет. Да и родился я в сельской местности. Наверное, сельское хозяйство — это мое призвание.
— Остается ли время для семьи?
— К сожалению, крайне мало, как и у любого другого руководителя. Но семья это понимает. А когда есть взаимопонимание, есть надежный, крепкий тыл, армия, говорят, воюет лучше. Моя опора — две очаровательные женщины: супруга и дочь.
— Возвращаетесь домой раньше, чем засыпает ваша пятилетняя дочь?
— На самом деле так сложилось, что она не засыпает, пока я не приеду. Это меня стимулирует вернуться домой пораньше. А работу в крайнем случае беру с собой, на дом. Современные средства коммуникации это позволяют.
Биография
Александр ПЕЧЕРСКИЙ
В ноябре 2005 года назначен исполняющим обязанности генерального директора ОАО «Птицефабрика „Сибирская“.
Александр Владимирович родился 11 декабря 1973 года в селе Чкалове Кокчетавской области (Казахстан). Там же окончил среднюю школу. В 1995 году окончил Омский государственный аграрный университет по специальности „Зоотехния“. В 1994 году начал работать на Чунаевском свинокомплексе (ОАО „Омский бекон“). Сначала -оператором, а в 1997 году был назначен начальником участка. В 2000 году участвовал в президентской программе по подготовке менеджеров АПК. Получил второе образование по специальности „Менеджмент“. В 2001 году был переведен в ОАО „Птицефабрика “Сибирская» на должность главного зоотехника, затем — начальника бройлерного комплекса. В 2003-м назначен на должность заместителя генерального директора, в которой и работал до последнего назначения в ноябре 2005 года.
Женат. Дочери Екатерине 5 лет.