Все рубрики
В Омске суббота, 14 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Валентина ХАБИБУЛЛИНА: "Что-то получается что-то нет, но только вперед, вперед...

26 декабря 2005 11:30
0
2463

Валентина ХАБИБУЛЛИНА, коммерческий директор хоккейного клуба (ХК) «Авангард»:
— Валентина Викторовна, почему вы решили уехать из Ноябрьска? И почему именно в Омск?

— Во многом ради детей. Они заканчивали школу. Встал вопрос об их дальнейшем образовании. А потом, я устала от холода долгой зимы, песка и мошки, короткого лета. Поверьте, запах цветущих садов и сирени весной, пахучая клубника с грядки летом и
красные помидоры с куста осенью лучше северных вьюг. А вообще мне кажется, что у каждого человека наступает в жизни период, когда ему что-то хочется изменить. В Ноябрьске меня все устраивало: любимая работа, замечательный коллектив. Но как бы там ни было, все шло к тому, что нужно что-то поменять.

Почему Омск? Дело случая. Я даже не предполагала, что свяжу дальнейшую судьбу с этим ставшим мне родным и близким городом. Омск был одним из основных поставщиков продовольствия для нефтяников Ноябрьскнефтегаза. В 1998 году я приехала сюда в командировку. Здесь тогда проходила выставка «Омские производители нефтяникам Сибири», организованная компанией «Сибнефть». Планировались достаточно большие объемы поставок продовольствия, поэтому нужен был представитель ООО «Ноябрьскторгнефти» для работы в Омске. Я предложила свою кандидатуру, она была одобрена. Сначала занимала должность начальника отдела поставок, а потом, после того как прошли определенные изменения в структуре отдела торговли в Ноябрьске, что привело к сокращению поставок продовольствия из Омска, Константин ПОТАПОВ (на тот момент вице-президент ОАО «Сибнефть» — ред.) пригласил меня для работы в департамент региональных программ в компании «Сибнефть».

— Вы долго работали в департаменте?

— Полтора года. Когда встал вопрос о переводе фирменной розницы «Омского бекона», а потом всех торговых предприятий, входящих в группу, на индивидуального предпринимателя, назначили меня, поскольку на тот момент я уже курировала магазины группы предприятий и имела опыт организации работы предприятий торговли и общественного питания.

Перевод был поэтапный. В итоге получилась достаточно большая структура. Когда началась реорганизация розницы, объединившей две сети — «Омский торговый альянс» и торговую сеть ГП «Омский бекон», необходимость в ИП отпала. И я очень благодарна Константину Николаевичу (президенту НП СК «Авангард» Константин ПОТАПОВ) который пригласил меня для работы в клуб, в общем-то, это тот человек, с которым в Омске связана вся моя трудовая деятельность и карьерный рост. Я и хоккей на тот момент были не совсем сопоставимыми вещами, но сомнения меня терзали недолго, в меня верили, в клубе уже работали знакомые и уважаемые мной люди.

— Назначая вас на эту должность, президент клуба ставил перед вами какие-то конкретные цели?

— Добиться того, чтобы увеличить доходную часть клуба. Были определены три основных направления: продажа абонементов и билетов, реклама, реализация сувенирной продукции.
Рассуждали так: для получения доходов нужен потребитель, и он есть — это болельщики и любители хоккея, значит, от них и для них стали строить все дальнейшие планы и мероприятия.

Пришлось побывать в других клубах, и не только хоккейных, поизучать их опыт работы в данном направлении. Вообще для меня первый сезон был годом определенных удач и ошибок, это ассортимент, тираж, точки реализации, цена, качество и партнеры. В моем понимании у нас должен был быть широкий ассортимент сувенирной продукции. Первоначально он насчитывал более 120 наименований. Рассчитывали на активность наших болельщиков, но оказалось, что можно просто любить свою команду без лишних трат своего не очень большого бюджета. Поэтому, изучив ситуацию, сократили ассортимент, определили группы товаров, которые пользуются постоянным спросом. Это хоккейные майки, шарфы, бейсболки, плакаты, брелоки, вымпелы. Хочется, конечно, чтобы все это было интересно и востребовано. У нас определились постоянные партнёры по изготовлению сувенирки и ее реализации. Это как омские компании, так и иногородние — Москвы, Питера.

— Мы уже с вами говорили по поводу размещения рекламы на льду и на бортах хоккейной коробки. Это одна тема. А реклама, направленная на продвижение клуба?

— В этом году мы запустили ряд новых рекламных проектов. Если вы видели, эта реклама на «ГАЗелях», рекламные листовки, перетяжки, баннеры, радио, телевидение, наш сайт. Это также наш совместный проект с МТС «Будь в Авангарде», «Автограф-шоу» и ряд других программ.

— Насколько вам удалось увеличить доходную часть клуба благодаря всем тем мероприятиям, о которых вы сказали?

— Пока говорить рано. По итогам 2005 года нам будет с чем сравнивать.

— У вас еще имеются резервы для увеличения собственных доходов клуба?

— Резервы есть. В первую очередь это увеличение доходов от продажи билетов. Но это будет зависеть о заполняемости зала. К сожалению, я не могу похвалиться тем, что все матчи в этом сезоне аншлаговые. Таких было всего три. По остальным были остатки билетной продукции. И дело, как оказалось, не в цене билетов. Мы ценник на билеты не меняли с прошлого сезона. Он, на мой взгляд, сегодня оптимальный, да и в нереализованных есть билеты и по 50 рублей, и по 100 руб.

Другой источник пополнения бюджета — наш новый вид услуг массовое катание в хоккейном центре «Авангард». При этом организовали не просто катания, а проводим дискотеку на льду «Ice Dance».

В этом году мы выпустили больше абонементов. Разбили их на разные ценовые сегменты: минимальная цена абонемента 2 600 рублей, максимальная — 13 тысяч рублей. Думаю, что это правильный ход. Наши болельщики разные: одни могут позволить себе абонемент за 13 тысяч, а кому-то это очень дорого. Как бы там ни было, абонемент — это очень выгодно.

Это один из методов борьбы с перекупами, которые большая проблема. Нет закона, который мог бы наказать тех, кто зарабатывает на перепродажах. Отследить этих людей в кассах не просто, потому что сейчас он отправил за билетами какую-нибудь девочку, а потом кого-то другого, в третий раз пришел сам. Кассир же не вправе отказать в приобретении 10 -15 билетов. Мы боремся с этим совместно со службой охраны, но увы. Эффективнее метода, чем переход на систему абонементов, я не вижу. Например, в Ярославле Дворец спорта рассчитан на десять тысяч болельщиков, там 70% мест реализуется через продажу абонементов, 30% — билеты.

Возвращаясь к тому, с чего я начала, скажу, что аншлаговые матчи — это то, что позволяет нам зарабатывать. Я — коммерческий директор, наша задача — принести в команду деньги. А чтобы пошел народ, надо в том числе сделать так, чтобы ему было интересно сюда приходить, чтобы он знал, что его ждет не только хорошая игра, но и что-то большее. Поэтому приходится постоянно придумывать что-то новое: викторины, конкурсы, танцы девушек в перерывах и другое. Пиво запретили продавать в СКК, а заменитель ему пока найти сложно.

— На матчах всегда присутствуют кадеты. Не думаю, что Кадетский корпус платит вам полным рублем.

— Это льготная категория наших болельщиков. Всего у нас порядка 450 мест выделяется под так называемые льготные категории — кадетский корпус, детские дома и школы, ДЮСШ и дети из районов.

— В итоге на продажу остается не так много.

— Комплекс рассчитан на пять тысяч двести зрителей. 450 — льготные места, три тысячи мы выпустили абонементов, продали две тысячи. Лидеры продаж абонементов — самые дорогие. Думаю, в следующем году мы сохраним на абонементы разные цены, немного уменьшив их количество. Хотя делать выводы по одному сезону рано — это я сужу по тому, как мы начинали работать с сувенирной продукцией. Сейчас у нас 18 отделов в магазинах, куда мы ее сдаем под реализацию. Поэтому уверенна, что сохранить дифференциацию по ценам необходимо. Пусть не получено должного эффекта в этом году, в следующем болельщики оценят наше предложение.

— Возвращаясь к сувенирной продукции... Знаю, что у вас есть интернет-магазин?

— Это первое, что мы запустили, когда начали заниматься «сувениркой». На мой взгляд, он неплохо работает. Мы много отправляем посылок в другие регионы. Москва, Питер, Новосибирск, Мурманск. География широкая. У нас было несколько заказов из Чехии, Канады и Америки. Но доходы от этого вида деятельности очень незначительные, в целом выручка от продаж сувенирной продукции до 3,5 млн рублей за сезон.

— Вы сказали, что в этом сезоне в СКК прошло только три аншлаговых матча. С чем это связано?

— Несколько причин. Думаю что невысокая посещаемость матчей болельщиками, связана с отсутствием в этом сезоне таких звезд, как ЯГР, и нашей знаменитой пятерки. В прошлом сезоне к нам на матчи приезжали из Кемерова, Новосибирска и других городов, чтобы просто посмотреть на ЯГРА. Даже в Москве, где хоккей менее популярен, чем футбол, спорткомплексы, когда приезжал «Авангард», были переполнены. Зрителей прошлый сезон избаловал. Сейчас многие пока не могут привыкнуть к новому составу игроков.

На наш вопрос, почему в этом сезоне берете три абонемента, а не десять, как в прошлом сезоне, многие наши постоянные болельщики отвечали, мол, ЯГРА, СУШИНСКОГО нет, не интересно. Приходилось напоминать нашим уважаемым болельщикам, что «Авангард» — это совсем не ЯГР. Хотя для нас его игра в Омске стала большой удачей. Видно, новые наши звезды пока недостаточно яркие.

Вообще болельщиков можно разделить на три категории: истинные болельщики — их около 50%, вторая категория — те, кто посещает хоккей, потому что это модно, престижно; третьи — те, о которых я говорила раньше, любители попить пива, пошуметь. Поэтому, когда запретили пиво, произошел естественный отток зрителей — это порядка 500 человек. Должно пройти какое-то время, чтобы люди привыкли, что СКК уже не то место, где можно выпивать. Болельщики вернутся, мы в это верим.

— Вы не боитесь, что снижение уровня чемпионата, потеря ряда болельщиков в итоге может снизить интерес рекламодателей к этому виду рекламы, что вы потеряете то, на что делаете основную ставку в зарабатывании денег?

— Нам бы этого очень не хотелось, спонсоры — это поддержка хоккею. Поэтому делаем все, чтобы не потерять их. Более того, привлекаем новых. Неоднократно встречались с членами Союза предпринимателей, обращались с письмами, в которых предлагали местным производителям, руководителям крупных компаний совместные проекты. Например, производство какой-нибудь продукции с символикой «Авангарда». Но желающих нет. Я интересовалась, как обстоят дела в других города. В некоторых хоккейных клубах Москвы были попытки выпускать кондитерские, колбасные изделия, напитки, но ни один такой проект так и не заработал. Экономика в конечном итоге для производителя важнее, а то, что мы предлагаем, больше работает пока на имидж команды, чем на экономику. Хотя есть много положительных примеров сотрудничества производителей с футбольными, хоккейными клубами. Но наши производители пока откликаться на наши предложения не хотят.

— Компания «Пепси» активно использует в своей рекламе футбольных звезд. Значит, такие совместные проекты взаимовыгодны?

— Мы обращалась в новосибирское представительство «Кока-Колы». Но им «Авангард» неинтересен. На кого мы будем работать, спрашивают, на Омск? «Кока-Кола» — транснациональный брэнд, поэтому, естественно, нам отказали. Так что пока все эти совместные проекты тормозятся, но работу в данном направление мы будем продолжать, так как перед нами стоят определенные задачи, которые надо выполнять.

Во многом все будет зависеть от общей экономической ситуации в регионе, от интереса к хоккею в целом в Росси. Наши коммерческие проекты зависят от доходов населения, от развития малого, среднего бизнеса. Понятно, что сейчас ситуация сложилась так, что в чем-то пробуксовываем мы, но и те, к кому мы выходим со своими проектами, тоже буксуют, хотя не хотелось бы, чтобы это было обидным упреком. Я в свое время приходила в «Форнакс» с предложением по выпуску печенья. Показывала им продукт, который выпускают в Канаде, в виде медалей, с хоккейной символикой. Но это требует определенных вложений, затрат, на которые решиться можно только тогда, когда ты уверен в успехе. Видно, пока этой уверенности нет. Им свои проблемы решить бы, а тут мы. Поэтому все это пока сложно. Но надо решать. «Лада» — первая ласточка.

— Сделка с Газпромом отразится на финансировании клуба. Что-нибудь известно уже по этому поводу?

— Пока никаких изменений нет. Сезон пройдет так, как и планировалось. Владение этими вопросами — прерогатива президента клуба.

— Если сравнить бюджет «Авангарда» с бюджетами других клубов, на каком месте наша команда?

— По этому сезону, судя по той информации, которая у нас имеется, мы занимаем второе или третье место. У нас не самый большой бюджет, но и не маленький. Те цифры, которые заявляют команды, требуют очень осторожного обращения. Не всегда им можно доверять. Сейчас все идет к тому, что в следующем году бюджеты клубов будут прозрачными, будут официально публиковаться, тогда будем сравнивать.

— Вам нравится то, чем вы занимаетесь?

— Очень. Я уверена: если ты любишь то, чем занимаешься, будет результат. Это как невозможно и сложно жить с нелюбимым человеком. Нельзя стоять на одном месте. Что-то получается, что-то нет, но только вперед, вперед. Нужно верить в свою команду и в себя.

Валентина Викторовна родилась 26 августа в городе Новокузнецке. Когда ей было 12 лет, семья переехала на Украину. Окончив среднюю школу, в1980-м поступила в Кировоградский техникум советской торговли. Получив диплом по специальности «Техник-технолог», по направлению уехала работать в Светлогорск. В 1981 году уехала на Север, в Нижневартовск, где устроилась работать в систему общественного питания техником-технологом. В 1983 году вышла замуж и с мужем переехала жить в Ноябрьск. С 1983-го по 1998 годы работала на разных должностях в торговом предприятии «Ноябрьскторгнефть», которое являлось дочерним предприятием Сибнефти. Последняя занимаемая должность — начальник отделения торгового предприятия, которое находилось в поселке Вынгапур и включало в себя не только торговую базу, но и собственный цех переработки мясопродуктов, хлебопекарню, сеть розничных магазинов — продовольственных и промышленных, ресторан, кафе, центр питания. В 1998 году вместе с семьей переехала в Омск.
Работала начальником отдела поставок продовольствия из Омского региона в Ноябрьск.
В 2000 году перевелась в департамент региональных программ компании «Сибнефть». С 2001 года работала управляющей торговой сети и общественного питания группы предприятий «Омский бекон». В мае 2004 года окончила Государственный институт сервиса, факультет «Экономика и управление». В том же 2004 году, после того, как торговая сеть «Омского бекона» перешла под управление «Омского торгового альянса», приглашена на должность коммерческого директора ХК «Авангард».

Замужем. Две дочери -19 лет и 21 год.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.