В начале января я возвратилась из Канады, где провела чуть больше двух месяцев. Эта страна интересовала меня давно, а в последние годы — особенно сильно. Дело в том, что в канадской столице, Оттаве, третий год живут моя дочь и внук. А в Торонто и Монреале — старые друзья, уехавшие туда в разное время и по разным поводам. Очень хотелось увидеть своими глазами, как там живется им и другим старым и новым канадцам. И, конечно же, познакомиться со страной, в которой волею судеб оказалось много наших соотечественников. Эти записки — малая доля впечатлений от моей поездки.
Долог путь к заветной цели
За границу я ехала впервые, а потому не была уверена, дадут ли мне визу. Всяких «страшилок» на этот счет я наслушалась немало. Большую часть очереди перед посольством Канады составляли русские бабушки в возрасте от 40 до 70, собиравшиеся в гости к своим канадским внукам. Почти все ехали не в первый раз, охотно делились опытом и советовали, о чем стоит упомянуть и о чем не стоит говорить на собеседовании.
Но их советы не пригодились: около 10 часов я сдала пакет документов сотруднице посольства, а в 15.30 уже держала в руках свой паспорт с канадской визой. Возможно, свою роль сыграло как раз то, что я — русская бабушка, а эта категория наших соотечественниц хорошо известна в самых разных странах мира.
Конечным пунктом моей поездки была столица Канады, с которой мне удалось познакомиться довольно близко.
Эта странная столица
Некогда на статус столицы претендовал Торонто, как крупнейший промышленный, деловой и культурный центр. Но те же претензии были и у Монреаля — центра Французской Канады. Чтобы никому не было обидно, решили выбрать «золотую середину»: столицей стала маленькая, тихая, чистая и зеленая Оттава, расположенная как раз между городами-конкурентами.
В прошлом году этот город отпраздновал 150-летие. На въезде в него с одной стороны указано: население — 785 тыс. человек. На другом въезде сообщается, что жителей 840 тысяч. Однако оттавцы вполне резонно называют совсем иное число.
Ведь на самом деле город Оттава — один из «сиамских близнецов», мостами и паромами соединенный с «братом», расположенным на левом берегу реки Оттава и носящим имя Гатино (Gatineau). Но слиться (по крайней мере в обозримом будущем) они не смогут, потому что Гатино — действительно другой город.
Правый берег принадлежит провинции Онтарио (английской), а левый — это Квебек, некогда носивший имя Новая Франция. Там до сих пор периодически затевают референдумы по вопросу отделения от Канады. Там действуют другие законы, все надписи — на французском, и даже светофоры имеют другую форму.
Но это все — политика, а с точки зрения географии Оттава и Гатино — один город. Многие предпочитают жить в Гатино и работать в Оттаве. А выходные дни жители Оттавы любят проводить в парках, музеях и кафе, расположенных в Гатино. Так вот, этот двуединый город по площади и населению примерно равен Омску.
Поговорим про чистоту
Для большинства канадцев поддержание чистоты и порядка — дело принципа. Для остальных действуют специальные законы и правила. Но важнее другое: в канадских городах созданы все условия для того, чтобы они оставались чистыми в любое время года и при любой погоде.
Есть масса специальных машин, включая такие, для обозначения которых в русском языке и слов-то подходящих нет. Например, самоходный агрегат, который превращает в мелкую щепу отпиленные сучья и ветки. Другой перерабатывает в щепу пни спиленных деревьев, так что корчевать их уже не нужно. Этой щепой потом мульчируют почву под деревьями или кустами, если там нет травы.
В Оттаве я не видела ни одного клочка голой земли: все дороги, дорожки и тропинки там заасфальтированы, вымощены плиткой либо посыпаны щебнем и утрамбованы. А прочее пространство — это газон, природный или специально выращенный. Те места, где трава не растет, обязательно присыпаны гравием, щебнем или мульчей. Самые крутые склоны вымощены камнем или плиткой.
Именно поэтому сильные ветры в Оттаве бывают, а вот пыли нет. Ей просто не дают появиться! Не раз видела: если копают, например, траншею, то кучи земли тут же прикрывают специальной сеткой. Ею же накрывают кузов грузовика, везущего грунт или другой сыпучий материал. Если меняют дорожное покрытие и снимают старый асфальт, оголившуюся землю немедленно засыпают гравием.
Хорошо продумана и четко работает система сбора и переработки мусора. Возле многоквартирных домов стоят отдельные емкости для бумаги и картона, посуды (стеклянной, пластиковой, металлической) и всего остального. Жильцы индивидуальных домов мусор выставляют на обочину тоже в отдельных баках, корзинах, коробках. Скошенную траву, ветки, опавшие листья полагается складывать в бумажные мешки, чтобы перерабатывать их вместе с упаковкой.
Как только закончится утренний час пик, по жилым кварталам расползаются машины для сбора мусора. Одна собирает макулатуру, другая — банки-бутылки, третья — остальное. Отдельно грузятся выставленные у мусорных баков мебель, телевизоры и т.д. (Кстати, часто они вполне пригодны к употреблению, так что многие вновь прибывшие в Канаду именно там подбирают себе мебель и другие предметы обихода.)
В пору листопада по улицам и дворам разъезжает специальный уборочный комплекс. Листья сметают в кучи с помощью электровеника — ранцевого «пылесоса наоборот», а затем в дело вступает огромный пылесос, который быстренько их заглатывает.
Мусор поступает на утилизацию: из макулатуры делают упаковочную бумагу и ячейки для яиц, а металл, стекло и пластик переплавляют и используют заново. Растительные остатки и деревянные ящики перемалывают и делают из них компост — экологически чистое удобрение. И только то, что нельзя утилизировать, поступает в отвалы.
Думаете, откуда я знаю эти подробности? Там в каждой библиотеке есть кассеты со снятыми в США и Канаде фильмами про машины: пожарные, гоночные, сельскохозяйственные и так далее. Сделаны они мастерски! Не только дети, но и взрослые смотрят их с удовольствием и пользой. Любимые фильмы моего внука: «Куда уходит мусор», «Как построить дом» и «Уличные машины» (поливальные, подметальные и т.д.). Как жаль, что российские кинематографисты не сняли пока ничего подобного!