В 2006 году Ассоциации торгово-промышленных предприятий «Группа „Оша“ исполнится 15 лет. В 2001 году когда „Оша“ появилась на свет, это, была небольшая сельскохозяйственная фирма в Тарском районе, решившая заняться выращиванием свиней и уток. Потом появилось зерно, торговля, собственное производство. Сегодня АТПП — в двадцатке крупнейших омских предприятий. Чем живет „Оша“ сегодня, какие цели ставит перед собой, чего уже достигла, — с этими вопросами к президенту АТПП обратился главный редактор „КВ“ Марат ИСАНГАЗИН:
— С какими показателями завершило 2005 год самое крупное предприятие группы — ООО «ЛВЗ „Оша“?
— По сравнению с 2004 годом объем реализации вырос на 4% и составил 1 442 млн рублей. В структуру ЛВЗ входит заводы по производству спирта, пива, слабоалкогольных напитков и ликероводочный. Плюс к этому у нас два сельхозпредприятия — ООО „Нива“ в Русско-Полянском районе, где возделывают 13 тысяч га земли, и Продовольственная корпорация „Оша“ — где производим яйцо и свинину.
— Продовольственная корпорация тоже имеет земли?
— Около двух с половиной тысяч гектаров.
— Недавно изменилось федеральное законодательство, регулирующее деятельность производителей и продавцов алкоголя. Что изменилось?
— Перемены в Законе „О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, вероятнее всего, пролоббированы крупнейшими российскими производителями, и нацелены на вытеснение с рынка мелких предприятий. Теперь более устойчиво себя будет чувствовать тот, кто занимается реализацией собственной продукции на территории многих регионов и развивает собственные брэнды. До 2005 года омский рынок был относительно защищен от иногородних производителей. Последние продавали в Омске водку лишь класса „премиум“ и дешевый сегмент. Почти всю среднюю линейку занимали мы с Омсквинпромом.
— Помню, новосибирцы жаловались, что им трудно войти на омский рынок?
— Не совсем так. С одним из крупнейших новосибирских производителей — »Винапом" мы пытались договориться: предлагали им открыть здесь торговый дом или представительство. Но, для того чтобы это сделать, им необходимо было основательно шевелиться — создавать здесь команду, анализировать рынок, арендовать складские помещения, формировать дистрибьюцию, на что они не пошли. С такими же предложениями мы выходили в Тюмень, Кемерово, но с этим тоже ничего не осуществилось.
— Мы — это кто? АТПП «Группа „Оша“?
— Да.
— А зачем вам было это нужно?
— Мы предлагали им помощь здесь, рассчитывая на аналогичное сотрудничество в их регионах. Ведь в Тюмени, например, нам в свое время так и не удалось добиться разрешения на торговлю своим алкоголем. Мы начали там торговать только с 1 января текущего года, после вступления в силу федерального закона о госрегулировании.
— То есть новая редакция федерального закона открыла и для вас рынки соседних регионов?
— Закон открыл эти рынки для всех. В том числе и омский рынок.
— А до того?
— Немалое число регионов были тем или иным способом закрыты для иногородних. В Татарию практически невозможно было попасть, в Тюмень трудно было зайти, в Омск, в Кемерово, на Алтай.
— Теперь крупные производители получили возможность продавать свою продукцию во всех этих регионах. Но вы сказали, что в дешевом сегменте водок иногородние производители не имели проблем с реализацией почти во всех указанных регионах и раньше?
— Трудно конкурировать с дешевой водкой из Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Осетии.
— Почему?
— Если мы с каждой бутылки платим акциз 42,5 рубля, то эти водки можно купить в Омске совершенно легально оптом по 35 рублей за бутылку.
— Акциз платится в федеральный бюджет или региональный?
— Он делится.
— Значит, в этих республиках производители полностью или частично освобождены от региональной части акциза?
— Скорее всего. Понятно, что рознице выгоднее приобрести партию по более низкой цене, причем со всеми положенными документами и акцизными марками. Они выставляют их на полки по той же цене, что и наша продукция или дешевле, и получают на этом приличные доходы. Конкурировать с Кавказом сложно. Мы создали новый брэнд „Монархия“, который появился в сентябре прошлого года и неплохо пошел в регионах России. Сейчас мы ее продаем не менее чем в 20 субъектах Федерации.
— Как вы считаете, почему этот брэнд — "Монархия" — хорошо пошел именно сейчас. Общественное сознание россиян по-другому стало относиться к монархическим ценностям? Если бы вы десять лет назад запустили такое название, был бы тот же результат?
— Не уверен.
— Вы запатентовали «Монархию»?
— Конечно. Мы разрабатывали этот брэнд в секрете. Знал о нем только небольшой круг лиц. А концептуально родился он после того как мы стали базовым предприятием ВНИИ пищевых биотехнологий, ведущего российского отраслевого научно-исследовательского института. С их помощью наш спиртзавод перешел на технологию низкотемпературной обработки зерна, аналогия которой использовалась в XVIII веке, в эпоху Екатерины Великой. Отсюда и профиль на этикетке, и название — «Монархия».
— Мне показалось, что количество названий вашей продукции стало меньше?
— Мы действительно выпускали более широкий ассортимент, не концентрируя усилий на точной целевой направленности той или иной торговой марки. Сейчас в сегменте дешевой водки мы отказались от «Никольской Казачьей», «В охотку», «В дорогу», но оставили «Ошовскую» и «Хорошую». В «верхнем стандарте» был Штандарт Триколор, размывающий образ основного бренда «Штандарт» — от «Триколора» отказались. В «нижнем премиуме» появилась «Монархия», которая занимает сейчас около 40% всего нашего объема продаж. Производство «Русского характера»приостановили, но в начале апреля оно возобновится под несколько иным позиционированием. Это элитная водка, и оформление у нее соответствующее.
— Ситуация с новыми акцизными марками в начале года остановила всю алкогольную отрасль России. С какими потерями вышла из нее «Оша»?
— Прямые убытки — 9,5 млн рублей, упущенная выгода — около сорока миллионов. Решение о новых акцизных марках было обнародовано в самом конце декабря, месяц мы стояли, первые акцизные марки получили в феврале, и еще полмесяца не могли к ним «пристроиться».
— Как это?
— Штрих-кодирование оказалось неправильным, ошибки в справочниках, неполное название.
— Это что, было сделано специально или просто обычный русский бардак?
— Складывается впечатление, что специально.
— А кто воспользовался этой ситуацией?
— Не могу утверждать, но говорят, что отдельные производители работали весь январь со старыми акцизными марками. Потом это разрешили сделать всем но со специальным стикером. Мы из-за этой ситуации не смогли поставить в отдельные регионы оговоренные объемы «Монархии». Были претензии. Как известно, если товар исчез на какое-то время с полок магазинов, особенно в сетевых, то, чтобы вернуться туда, необходимы дополнительные затраты.
— Чтобы ваша или чья-то иная продукция была представлена в сетях магазинов, приходится платить?
— Как правило. Платят и за вход в сеть, и за представление в сети в течение определенного времени, и за соответствующее место на полке.
— Нет планов продвижения в европейскую часть России, Москву, Санкт-Петербург?
— Есть. С рядом петербургских оптовиков как раз сейчас заключаем договор. Познакомились с ними на выставке «Продэкспо» в феврале, где наша продукция получила золотые медали. Им интересна «Монархия» — ведь в основе бренда — дух екатерининской эпохи. Петербуржцам это близко.
— Практически во всех отраслях идет процесс укрупнения. К вам не обращались с предложением продать бизнес?
— И обращались, и обращаются. Мы отказываем. У нас у самих есть планы укрупнения. Планируем, в частности, увеличить за 2006 год объемы производства по крепким и слабоалкогольным напиткам на 20%. Нам, кстати, помогает устойчиво держаться как раз широкий ассортимент: когда не сезон по водке, хорошо идут пиво и слабоалкогольные напитки, прошел сезон здесь — увеличивается спрос на крепкие.
— Появилась информация о вашем интересе к Ишимскому ликероводочному заводу. Чем он вызван?
— Это очень старый завод. Там еще с начала века сохранились уникальные технологии производства бальзамов и настоек. Они по-прежнему купажируют вино в бочках. Вложений (там) требуется относительно немного — около 50 миллионов рублей. Продукция пользуется спросом в Тюменской и Омской областях. С нашей дистрибьюцией мы можем продвинуть их напитки по всей России.
— Вы будете сособственником или инвестором?
— Речь идет о 51% уставного капитала. Впрочем, пока это всего лишь протоколы о намерениях. Возможно, будет тендер. Я недавно вернулся из командировки в Тюмень, там у нас хороший рост продаж, ежемесячно прирастаем по тысяче декалитров. Однако одновременно в Тюмень ринулась кавказская дешевая водка, которую раньше туда не пускали. Поэтому еще раз повторяю: в современных условиях развиваться можно, только имея крепкие узнаваемые брэнды. Наши коллеги из Омсквинпрома осознали это на три года раньше нас и стали продвигать «Пять озер». А мы распылялись на десятки разных наименований.
— Интересно, что они создали благотворительный фонд «Пять озер», а у вас появился благотворительный фонд «Монархия». Но новый Закон «О рекламе» опубликован и вступит в силу. А там прописан однозначный запрет зонтичных брэндов. Как будете с г-ном СТРЕЛЬЦОМ выбираться из этой ситуации?
— Будем выполнять закон. Найдутся другие способы продвижения. (брэнда)
— А благотворительный фонд?
— Будет существовать. Летом фондом будет организован археологический лагерь: ребятишки займутся раскопками кургана на территории аграрного университета. Потребовались немалые вложения, чтобы получить все необходимые разрешения. Сейчас фонд поддерживает гуманитарные вузы, и в первую очередь исторические факультеты.
— Понятно: «Монархия» — это история России. Ваши традиционные ежегодные соревнования: зимние — по мини-футболу, летние — по большому теннису. Они по-прежнему будут называться «имени Александра ВЕРЕТЕНО»?
— Естественно. Для нас это очень важно.
— Какие примерно расходы на организацию соревнований по мини-футболу?
— Около миллиона рублей.
— На пивзаводе «Оша» все последние годы большую часть объема производства у вас занимают пиво «Пит». Так и продолжается?
— С 2006 года «Оша» прекратила разливать «Пит». Сейчас идет реконструкция. Планируем вновь запуститься к маю с четырьмя брэндами экономкласса и двумя — «премиум» — немецким и голландским. Будет, в частности, разливаться лицензированное элитное пшеничное пиво.
У нас установлена уникальная варница фирмы «Штайнекен». Таких в России всего две. Но получилось так, что сваренное элитное пиво мы не могли качественно разлить, чтобы оно сохранило все необходимые параметры. Поэтому сейчас убираем существующую итальянскую линию розлива и ставим немецкую. Переговоры с немецкой фирмой вели больше двух лет. Недавно уже сварили пробную партию — партнеры остались довольны. Всего в планах на 2006 год произвести два миллиона декалитров пива.
— Насколько я помню, по слабоалкогольной продукции вы работали совместно с компанией «HappyLand»: их рецептура — ваше производство.
— 70% объемов мы по-прежнему производим по контракту с «HappyLand». Сейчас практически все коктейли в алюминиевой банке, которые производятся за Уралом, продаются с нашей площадки. Сейчас там тоже заканчиваем реконструкцию, и будем параллельно увеличивать объемы производства напитков в ПЭТ-упаковке.
— В свое время в вашей сети числилось более ста магазинов и отделов самых разных форматов. Большая часть — на арендованных площадях. Потом город начал активно распродавать недвижимость. В каких-то конкурсах вы участвовали, в каких-то — нет. Что с сетью происходит сейчас?
— Сегодня у нас 11 магазинов и около 50 отделов. Мы их тоже начали активно расчищать. Там, где нет доходности, отделы потихонечку закрываем.
— Это, наверное, в первую очередь касается арендованных площадей?
— Остаются супермаркеты и те отделы и магазины, которые удачно расположены и дают стабильный доход.
— Сколько сейчас у вас магазинов самообслуживания?
— Пять. Два из них называются «Петроль». И количество магазинов с этим названием будет расти.
— Почему «Петроль»? Почему не «Оша», например?
— За пятнадцать лет существования «Оши» к этому слову есть позитив, есть негатив. Под этим брэндом были, в основном, магазины экономкласса с недорогим ассортиментом. Был период, когда качество мясной продукции продовольственной корпорации вызывало некоторые вопросы, и это переложилось на остальной ассортимент. Проблему эту мы оперативно решили, но, как говорится, осадок остался.
— Как решили проблему?
— Любое дело требует приличных вложений, если, конечно, хочешь получить результат. При объемах производства колбасных и мясных изделий от 60 до 100 тонн в месяц не было экономического смысла этим заниматься. На рынке тогда активно продвигались «Омский бекон», «Компур», «Сибирские колбасы», и мы сочли целесообразным закрыть это производство.
— Насколько я помню продовольственная корпорация специализировалась на яйце?
— В 2002-2003 годах у нас было поголовье птицы около миллиона, от которых мы ежедневно получали по 400-500 тысяч яиц. Такое количество сбыть было трудно. Конкуренция на яичном рынке не менее жесткая, чем на водочном. А срок реализации яйца ограничен. Сейчас мы оставили 200-250 тысяч птиц и десять тысяч свиней. Даже при этом уменьшенном объеме немалую часть яйца и мяса продаем на Урал и в Тюмень. Но сегодня у нас постоянные партнеры и гарантированный сбыт. Продовольственная корпорация работает безубыточно.
— Кстати, последние три года инвесторы активно идут в село. Прежде всего их, конечно, интересует земля и зерно, с другой стороны, вот фермер ШНАЙДЕР из Одесского района заявил о строительстве свинокомплекса на сто тысяч голов. Вы свое ООО «Нива» развиваете?
— За последние два-три года обрабатываемые ООО «Нива» земли увеличились с семи до тридцати тысяч гектаров.
— Арендовали или купили?
— И так, и так. Оформление права собственности на землю — длительный процесс. Недавно получили документы на землю, оформлять которые начали еще два года назад.
— Какую долю в сырье для вашего спиртового производства занимает свое зерно?
— Процентов тридцать.
— Вы авансируете сельхозпроизводителей под будущий урожай?
— Уже нет. Насколько я знаю, и другие, кто активно авансировал весной сельчан, прекратили такую практику.
— Почему?
— Невыгодно. Вкладываешь деньги, а потом выясняется, что вложил не в того. Проще осенью купить зерно на рынке: оно всегда есть в продаже.
— Чувствуете ли конкуренцию из Казахстана?
— По водке — да. Казахстан закрывает около десяти процентов омского рынка. Причем нелегально. Там акцизы меньше и соответственно продукция дешевле. Без соответствующих таможенных процедур российским производителям непросто конкурировать с ними. Практически весь юг Омской области пьет казахстанскую водку.
— Ваш спирт со стороны кто покупает? Сколько вы его производите?
— Завод в состоянии производить миллион декалитров, делаем четыреста тысяч. Покупают у нас фармация, тюменские производители, есть разовые сделки с Курганом. Омсквинпром в декабре прошлого года купил двадцать тысяч декалитров.
— Почему завод загружен лишь на 40%?
— На юге России — в Ставрополье, Краснодарском крае, Ингушетии, Осетии — дешевле зерно. Там построили множество спиртовых и ликероводочных заводов. Они и держат цены на рынке. Вот наши соседи в Куйбышевском Новосибирской области — о нем ничего что-то неслышно. А когда-то Куйбышевский спиртзавод был одним из крупнейших в Сибири.
— Кстати, в Думе вновь обсуждают вопрос о национализации спиртзаводов.
— Об этом говорят уже лет десять. Но никто не доказал, что отрасль начнет работать эффективнее. Что-то не слышно о грандиозных успехах государственного Росспиртпрома. Дума и правительство чуть ли не ежегодно меняют правила игры на рынке. В прошлом году мы получали лицензии, изменилось законодательство — вновь вынуждены их получать. Три миллиона — за ЛВЗ, еще три миллиона — за спиртовое производство. Сегодня мы должны оснастить свои предприятия новыми приборами учета — а это довольно-таки солидные деньги. Стоит у нас на спиртзаводе прибор учета. Когда мы его приобретали, он соответствовал всем необходимым требованиям, сейчас требуют купить другой прибор, а к нему — же другое программное обеспечение.
В торговле теперь необходимо отказываться от индивидуального предпринимательства, переходить к формату юридического лица, увеличивая уставный капитал последнего. Вводили вот акцизные склады, теперь от них отказались.
— Чтобы увеличить прозрачность рынка?
— Так мы же вернулись к тому, что было раньше. Для наведения порядка и прозрачности на рынке достаточно контролировать спиртзаводы, благо их по стране около восьмидесяти. Организуйте там жесткое дежурство соответствующих органов, обнесите хоть колючей проволокой, если хотите. Можно без проблем отследить путь от сырья до направления отгрузки каждого декалитра спирта. И сделать это гораздо проще, чем взять под контроль четыреста с лишним ликероводочных заводов или четыре с половиной тысячи акцизных складов (в одном Омске таких был около пятидесяти).
Владимир ВЕРЕТЕНО,
президент Ассоциации торгово-промышленных предприятий «Группа „Оша“
Владимир Константинович родился 1 сентября 1949 года в Омске. Окончив в 1966 году школу № 55, поступил на факультет автоматизации Омского сельскохозяйственного института.
Через пять лет распределился в Усть-Ишимское районное управление сельского хозяйства инженером-механиком. В 1975 году переведен главным инженером совхоза „Цветочный“ Русско-Полянского района. В 1979 году назначен директором совхоза „Добровольский“.
В 1989 году стал председателем райисполкома Русско-Полянского района, а в 1990 году — главой районной администрации. Уйдя в конце 1992 года в отставку, возглавил совет директоров компании „Оша“. Депутат Законодательного собрания Омской области. Первый раз был избран на довыборах 26 марта 2000 года, заменив ушедшего в Госдуму брата ), второй — 24 марта 2002 года. После трагической гибели 20 апреля 2002 года младшего брата Александра стал президентом Ассоциации торгово-промышленных предприятий „Группа “Оша».
В 1966-71 годах — неоднократный чемпион Омска по гребле на байдарке. Попадал в финалы спартакиад России и СССР. Кандидат в мастера спорта.
Женат. Двое детей: дочь и сын.