«КВ» продолжают представлять на свои страницах руководителей появляющихся в нашем городе управляющих организаций. На этот раз корреспондент Елена КАЛИНОВСКАЯ встретилась с генеральным директором обслуживающей организации «Фаворит-Центр» Ларисой КОРОБКОВОЙ и попросила ее рассказать о сегодняшней деятельности этого предприятия.
— Лариса Александровна, почему вы решили уйти в бизнес?
— В департаменте городского хозяйства я работала в отделе эксплуатации жилищного фонда. Поэтому мне эта тема знакома. Когда принимался новый Жилищный кодекс, я проходила курсы повышения квалификации в Москве и Санкт-Петербурге. Стало интересно попробовать себя на этом поприще. Страшно было, поскольку любое новшество вызывает определенные опасения, а это тем более, потому что касается работы с населением. Рискуют все. Рискует население, так как люди меня еще не знают. Рискует управляющая компания. Нам нужно, чтобы жилищный фонд соответствовал нормативам. А так как его техсостояние оставляет желать лучшего, то в него надо делать капитальные вложения. Капитальные вложения делаются лишь тогда, когда инвестор знает, что можно вернуть эти деньги.
— Вы изначально планировали заняться обслуживанием ведомственного жилья?
— Нет, в феврале 2006 года мы предлагали муниципалитету заключить договор на обслуживание жилья с Фаворит-Цетром. Наш выбор пал на РЭУ №2 и РЭУ №5 Ленинского округа. Кстати, мы претендовали на совсем непривлекательный жилищный фонд. Это поселок Булатова, поселок Дальний, Птицефабрика, Старая и Новая Московка. Это дома постройки 1958-го, 1972 годов. Новостроек там мало, а те, что есть, строились либо ЖСК, либо там созданы ТСЖ. Мы поставили для себя цель взять на обслуживание старый жилой фонд и показать, что им можно эффективно управлять. Например, на территории 16-го военного городка есть дом, которому в этом году будет сто лет. И я не боюсь этого. Да, дом требует ремонта, но у старого жилого фонда хорошее качество строительства, поэтому обслуживать такие дома иногда легче, чем некоторые новостройки.
— Почему вы не стали обслуживать дома этих РЭУ?
— Мы обратились в рабочую группу при администрации города. Помимо нас обратился и «Управдом». Они претендовали на РЭУ №1, 3 и 4, а мы заявились на РЭУ №2 и 5. Пока мы не получили ответа. Параллельно мы решили заключить договоры с военными городками: с 16-м военным городком, 14-м и поселком Светлом. Их жилье мне знакомо еще по работе в департаменте городского хозяйства. Я готовила акты технического состояния этих домов.
— То есть сейчас вы взяли в управление ведомственное жилье, где нет частных собственников?
— Нет, у нас есть и приватизированные квартиры. Но мы не взяли дома в управление. КЭЧ, как балансодержатель, заключила с нами договор на техническое обслуживание. Ранее эти дома обслуживали домоуправления, созданные военными.
— Но собственники сами должны заключать договоры.
— Здесь мы ничего не нарушаем. Нас наняла КЭЧ, которая и обслуживала военные городки. И если сейчас придет управляющая компания и собственники заключат с ней договор, то мы уйдем. Пока я не веду речь о том, чтобы заключить договоры с собственниками. Мы должны узнать друг друга. Поэтому у нас договор с КЭЧ, согласованный с Росимуществом, с департаментом городского хозяйства, с департаментом недвижимости.
— А причем здесь городские департаменты, если это ведомственное жилье?
— Сейчас идет процесс передачи этого жилья в муниципалитет. Конечно, речь не идет о тех помещениях, которые приватизированы. Если раньше ведомственное жилье передавалось целиком домами, сейчас муниципалитет принимает квартиры. Поэтому пока собственники не определились с обслуживающей организацией, на этот переходный период и можно заключать централизованные договоры, а не с каждым собственником.
— То есть как сделал муниципалитет?
— Да, МУПы, как в нашем случае КЭЧ, нанимают подрядчика. Так было с «ЭКО-Прогрессом» в Советском округе, с «ЦентрЖилСервисом» в Центральном округе, в Ленинском округе учредителями управляющей организации выступили Центр недвижимости и дизайна и частная компания «Управдом». Мы организовывали встречу с жителями Старой и Новой Московки. Это было ознакомительное собрание. Но это очень сложный процесс. Они ведь нас не знают. С другой стороны, мы и сами сейчас не готовы заключать с жителями договоры. Ведь это очень важный шаг, решается судьба дома.
— То есть вы все-таки пытались выйти напрямую к жителям?
— На начальном этапе нашей работы да. Мы хотели начать жить уже по новому Жилищному кодексу. Но поняли, что пока это невозможно. Если компания себя зарекомендует, то они сами придут ко мне и попросят заключить с ними договор. Если компания себя не зарекомендует, то нам нечего делать на рынке. Мы должны заработать авторитет, его можно заработать только качеством обслуживания.
— Тариф у вас единый для всех домов?
— Тариф у нас общегородской. Первоначально я хотела немного его снизить, но, обследовав техническое состояние фонда еще раз, посчитала это нецелесообразным. Снизив тариф, мы проиграли бы в качестве.
— То есть в вашем случае логично было бы повысить тариф?
— Нет, гарантируем, что этого пока не будет. Мы попытаемся, даже если повысится муниципальный тариф, оставить наш на этом же уровне минимум на два года.
— Когда вы приступили к обслуживанию военных городков?
— С первого июня. Сейчас главная наша задача — наладить контакт с жильцами, ведь это наши клиенты. Поэтому мы решили идти к старшим по домам напрямую. Планируем ввести их в наше штатное расписание. Никто лучше их не знает, какой ремонт нужно провести. Например, мы, как обслуживающая организация, должны установить малые формы. Это лавочки, лесенки на детской площадке и т.д. Но есть дома, где люди говорят, мол, только не устанавливайте нам лавочки перед подъездами, другие — наоборот. Это одна сторона деятельности старших по домам. Другая их функция — контроль обслуживания. Они должны проследить, чтобы у них вовремя убрали во дворе, чтобы вовремя выполнялись заявки жителей. То есть я готова предоставить им эти услуги, а они проконтролируют их исполнение. И за это они будут получать зарплату. Пока они рассматривают наше предложение.
— Кто уже сегодня работает в предприятии?
— В компании три участка. На каждом участке есть начальник, инженер по эксплуатации, слесари. У головного предприятия есть аварийно-диспетчерская служба.
— Что вы делаете в первую очередь?
— Пытаемся изменить отношение обслуживающего персонала к жильцам. Все очень просто. Людям надо мало: чтобы к ним приходил вовремя слесарь, чтобы были свет, тепло и вода. Вот недавно приходит ко мне женщина. Говорит, что у нее батарея подтекает, сварочные работы обещали провести после окончания отопительного сезона. Сейчас уже июнь, но никто не приходил. Я прошу пригласить сварщика. Говорю: «Поступила заявка, иди выполняй». Он спрашивает: «Что, прямо сейчас?». Я спрашиваю: «А у тебя сейчас какие-то дела? Ты чем-то занят?». Он: «Нет». Я: «Так ты пойди и сделай работу». Он: «Не понял, что, прямо сразу?».
— Учредителями вашего ООО являются физические или юридические лица?
— Учредители три физических лица, в том числе и я. Уставный капитал 100 тысяч рублей.
— Должна ли обслуживающая организация страховать свою ответственность, или она отвечает только своим уставным капиталом?
— Уставный капитал здесь ничего не решает. Если компания приходит на рынок надолго, то у нее появляются основные средства, имущественный комплекс.
— Как вы собираетесь получать прибыль?
— О прибыли пока говорить рано. Я считаю, что тариф за обслуживание жилья должен тратиться до копейки на жилой фонд. Прибыль можно получать из других видов деятельности. Например, двери можно изготавливать. Купил лист железа и сделал людям дверь. Себестоимость ее будет ниже, а мы получим прибыль. Хоть сто рублей, но это будет прибыль.
— Сколько домов вы обслуживаете?
— 76.
— А сколько из них требуют капитального ремонта?
— Все 76. Раньше, когда ведомственные дома передавались в муниципалитет, муниципалитет не принимал дома пока не получал компенсацию за капитальный ремонт. Так почему же сейчас, когда дома передаются собственникам, собственники опять должны собирать деньги на капитальный ремонт? Сегодня многие собственники уже не хотят ждать и готовы платить сами. Но денег нужно много и сразу. Есть вариант, когда обслуживающая организация взяла бы кредит в банке и выступила бы посредником. Проценты бы оплачивал муниципалитет, а деньги бы возвращались жильцами. Таким образом мы бы сделали ремонт быстро. Жители бы постепенно рассчитались за него, но не платили бы дополнительно проценты. В этом случае муниципалитет бы реально помог.
— А договоры Водоканала и Тепловой компании с вами заключены?
— Нет, напрямую с жильцами. У нас только обслуживание.
— Прямые договоры с коммунальщиками упрощают дело.
— Скорее всего, да. В этом случае Водоканал должен сам работать с абонентами, а самое здесь главное — с неплательщиками. То есть мы не платим за всех сразу, не несем убытков, не выбиваем с жильцов денег. Я лишь готовлю дом к зиме. Поэтому с меня коммунальные службы могут требовать лишь чтобы было исправно техническое оборудование дома, чтобы их услуги доходили до потребителей.
— Спасибо. Успехов вам.
Лариса Александровна родилась 4 ноября 1972 года в Омске. В 1989 году после окончания школы №50 поступила в Омский государственный промышленно-экономический колледж. С 1999-го по 2003 год работала комендантом общежитий и начальником отдела по эксплуатации жилищного фонда ОАО «Сибирская мануфактура». С 2003-го по 2006 годы работала в департаменте городского хозяйства администрации города Омска. Сначала в отделе инженерного обеспечения и эксплуатации жилищного фонда, затем в секторе организации ремонта жилищного фонда, в 2005 году в отделе коммунально-бытового хозяйства. В 2006 году назначена генеральным директором ООО «Фаворит-Центр». Сейчас готовится к сдаче дипломной работы в Уральском государственном экономическом университете.
Замужем, сыну 15 лет, дочери 12 лет.